» » » » Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США


Авторские права

Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США
Рейтинг:
Название:
Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-9292-0073-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Описание и краткое содержание "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" читать бесплатно онлайн.



Такие понятия, как «арабо-израильский конфликт», «Персидский залив», «нефть», «повышенная международная напряженность» вот уже несколько десятилетий, постоянно и в непосредственной взаимосвязи фигурируя в контексте международной геополитики, весьма активно привлекают внимание мировой общественности.

Вместе с тем, в 80–90-е годы США стали великодержавным посредником не только в регионе Персидского залива, но и определяющим внешним фактором в решении ключевых конфликтных проблем всего БСВ.

В данной связи, в настоящей монографии, освещая главные узлы и проблемы международной жизни на БСВ, большое внимание уделено также и действиям США здесь.






К своей антииранской политике Вашингтон привлекал также и государства Персидского залива. Но, ввиду того, что товарооборот и экономическое сотрудничество между ИРИ и ними были незначительными, сокращению или аннулированию с их стороны могли подвергнуться только реэкспортные операции. В политической же сфере у Вашингтона результативность была выше, но наиболее явно данное сотрудничество стало проявляться в годы ирано-иракской войны.

В мировой информационной и идеологической системе режим ИРИ изображался западными средствами информации и пропаганды как убого религиозный, противостоявший любому общественному прогрессу. Более того, его называли агрессивным, занимавшимся в активной форме, чуть ли не фанатично, экспортом исламского фундаментализма шиитского содержания, и реально угрожавшим соседним мусульманским странам, а также занимавшийся развертыванием международного терроризма.

Вашингтон остро поставил вопрос об Иране, а также о его союзниках – Сирии и Ливии, в ООН. США обвиняли указанные государства в: поощрении терроризма; стремлении получить доступ к производству ядерного и других видов оружия массового уничтожения; нарушениях прав человека.[33] Таким образом, американская администрация формулировала мировому сообществу обоснование для своих репрессивных акций против указанных стран.

В том же направлении действовали инспирированные скандальные процессы Международного Суда в Гааге о «неправомочных» акциях ИРИ в сфере международного экономического сотрудничества.

В целом, следуя своему репрессивному курсу, США уже в течение первых двух лет после исламской революции перекрыли в отношениях с ИРИ практически все основные хозяйственные и политические каналы сотрудничества, которые в той или иной степени способствовали укреплению новой иранской власти.

1.6. Войны 80-х годов в регионе и политика США

1.6.1. США и Афганистан

Афганистан территориально непосредственно соседствует с регионом Персидского залива – он как бы выступает связующим звеном между ним, с одной стороны, и Центральной Азией и Индостаном, а также Китаем – с другой. Произошедшая в апреле 1978 года в Кабуле так называемая «саурская революция» и последовавшее провозглашение Демократической Республики Афганистан, вставшей на путь просоциалистических преобразований и поддержанная Москвой, вызвали беспокойство как в государствах Залива, так и на Западе. Хотя США и европейские державы уже в первые дни существования новой власти в этой стране признали ее, однако это не означало открытого согласия на сотрудничество с ней.

Вашингтон и западноевропейские столицы настораживали ориентация Кабула на Москву и последствия такого альянса. В частности, это откровенно прозвучало через радиостанцию «Голос Америки»: «Афганистан соприкасается с Китаем, а на западе и юге окружен Ираном и Пакистаном. Согласно мнению военных экспертов, советские танки могут дойти до Пакистана (не говоря уже о границах Ирана) всего лишь за один день. А ведь обе эти страны являются военными плацдармами США».[34]

В первые же месяцы после «саурской революции» в Афганистане члены НАТО в срочном порядке приняли решение обновить стратегию своего военного блока, расширить географические рамки и формы применения совместных вооруженных сил. В состав целей военных действий НАТО были включены Персидский залив и Средний Восток. Для принятия соответствующих документов, чтобы иметь юридическое обоснование для военного вмешательства в регионе, который находится вне европейских пределов, в июне 1978 года в США (городе Аннаполисе) был созван симпозиум НАТО, получивший кодовое обозначение «Морское звено». На данном совещании Афганистан был объявлен в качестве еще одной зоны жизненно важных интересов стран НАТО, и в первую очередь США.[35]

На этой основе администрация США разработала и приняла к исполнению свою собственную политическую программу военных и идеологических действий в отношении Афганистана. Она состояла из ряда направлений, которые предусматривали широкий охват действий в ближайших к этой стране регионах: Индии и Пакистане, Персидском заливе и в прилегающей акватории Индийского океана. Главные из этих направлений были следующие:

а) непосредственно в Афганистане, начиная с его южных районов, а также с «пуштунской зоны» Пакистана от Пешавара до Кветты, развертывалась партизанская «исламская» война против промосковского режима Кабула. По сути её масштабы и оснащение обеспечивались внешними силами – из государств Залива и США. Поэтому она получила название «необъявленной войны» Запада и проамериканских азиатских политических режимов;

б) одновременно была организована широкая психологическая и идеологическая поддержка афганской оппозиции посредством мощной, насыщенной и диверсифицированной антикабульской пропаганды, нагнетания в мировом сообществе настроений о существовании опасности развития агрессивных действий со стороны Советского Союза, что явно проявилось в Афганистане. Особенно плотно эта пропагандистская работа велась среди государств Персидского залива. Афганистан в этом зеркале представлялся активным плацдармом проникновения в регион коммунизма, враждебного исламу и правительствам стран Залива.

Американские же политологи, которые выступали в качестве ведущих идеологов западной пропаганды, оценивали события в Афганистане как одну из форм активного терроризма при прямом соучастии советских вооруженных сил.[36]

На этой идеологической основе в регионе мобилизовались силы и средства на борьбу с «коммунистами заговорщиками из Кабула». Параллельно Вашингтон настойчиво навязывал расширение военного присутствия США и блока НАТО здесь в качестве гарантов безопасности и сохранения статус-кво в политической системе Персидского залива. Причем следует отметить такую особенность в американской политике в рамках Персидского залива в период с конца 70-х и в 80-е годы. США были вынуждены «решать афганскую проблему» в условиях существования в регионе двух категорий политических режимов, противостоявших друг другу:

1) ориентированные на Запад государства Аравийского полуострова (Республика Ирак, в условиях войны с Ираном, демонстрировала инертность в отношении Запада и стремилась к тесному сотрудничеству со своими аравийскими соседями);

2) радикально-исламская Исламская Республика Иран, откровенно проводившая антиамериканский и так называемый «антиимпериалистический» внешнеполитический курс.

Поэтому сравнительно более легкими объектами для достижения взаимопонимания в отношении Афганистана выступали аравийские монархии. Их правящие круги крайне отрицательно воспринимали деятельность НДПА в указанной стране.

Для достижения своей цели по Афганистану американская дипломатия действовала в регионе на разных уровнях и во всех доступных сферах. Так, Белый дом, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Пентагон устраивали частые двусторонние встречи, совершали «братские» визиты в государства Аравийского полуострова и настойчиво убеждали местных руководителей о нарастании для их государств реальной опасности со стороны Демократической Республики Афганистан и Советского Союза. Этим они поддерживали их враждебность к кабульскому режиму. Однако аравийским властям было необходимо помогать, чтобы обеспечить им поддержку со стороны местной общественности. Поэтому аравийские страны через правительственные каналы Запада, а также через западные СМИ наводнялись материалами о бесчинствах кабульской власти и советской 42-й армии в Афганистане. Среди СМИ весьма активными были: периодические издания – «Вашингтон пост», «Нью-Йорк Таймс», «Ньюсуик», «Мидл ист», «Фигаро», «Шпигель»; радиостанции – «Голос Америки», «Би-би-си», «Дойче велле» и другие. Телевидение, радио, пресса и книжные рынки аравийских стран Залива изобиловали устрашающими материалами из Афганистана, подготовленными западными агентствами: снимками сожженных деревень, взорванных городских кварталов, многочисленных изуродованных войной тел мирных афганцев, особенно детей; издавались соответствующие иллюстрированные альбомы, кино и видеофильмы, листовки и другие пропагандистские материалы.

В результате всех предпринятых усилий, Вашингтону удалось создать в регионе достаточно действенный антикабульский альянс. Государства Персидского залива полностью разорвали какие-либо межгосударственные контакты с Кабулом, а на международной арене, и прежде всего в ООН, ОИК, ЛАГ, по линии Движения неприсоединения выступали практически единым фронтом с непризнанием законным кабульского режима. В то же самое время представительства большинства оппозиционных афганских организаций открыто функционировали в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и других аравийских странах, а афганские организации шиитского направления – в Исламской Республике Иран.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Книги похожие на "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Олимпиев

Анатолий Олимпиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Отзывы читателей о книге "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.