Татьяна Терещенко - Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
Описание и краткое содержание "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского" читать бесплатно онлайн.
«Cимфония» по творениям святителя Димитрия Ростовского (1651–1709) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности.
Гордость и высокоумие не умеют молчать, на небесах полагают уста свои, и язык их проходит по земле (см. Пс. 72, 9) (1).
* * *Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5). Таковой породит не плод веселья, но терние скорби, ибо гордый, с одной стороны, других колет до слез или до крови, опечаливая, преследуя и мучая, с другой же стороны, сам скоро падает в терния бедствий и скорбей. Бог гордым противится (Иак. 4, 6), а где Господь, что там может устоять? (1)
* * *Ослепляет умные очи гордость, что случилось на небе с князем тьмы мира сего, с Адамом в раю и с Навуходоносором в Вавилоне (1).
* * *Препятствуют Христову пришествию к нам холмы и горы гордых наших помыслов, слов и дел, ибо не приходит туда смиренный Христос, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный (Притч. 16,5), – ибо, по апостолу, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15).
Гордость – это тьма и велиар. Велиар толкуют как «слепое светило», как бы говоря этим, что он и глядит, но не видит. Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен. Считает себя лучше многих, а на деле он хуже всех. Мнит себя идущим к небу, в то время как он идет к бездне. Как же Христос, Свет наш, может жить с такой слепой тьмою, которая считает себя светом, не будучи им? Христос и на небе не мог жить с велиаром: Он сверг гордого. Как же на землю Он придет жить с ним, то есть с гордым человеком? Какое может быть согласие смиренного Христа с гордым велиаром?
Велиар, то есть бесовская гордость, существующая в человеке, есть как бы та вспоминаемая в Божественном Писании гора, называемая Гелвуйской, на которую не сходит с неба ни дождь, ни роса и которую проклял святой Давид, поскольку на ней был убит иноплеменниками Саул с тремя своими сыновьями (см. 2 Цар. 1, 21; 1 Цар. 31, 2). Так же и на гордого не сходит дождь и роса благодати Божией, ибо гордостью Христос распинается и убивается.
Кто возненавидел Христа, ходящего во плоти на земле? Гордые князья и законоучители иерусалимские: Уверовал лив Него кто из начальников? (Ин. 7,48). Они-то начали злобствовать против Него. Кто предал Христа на смерть? Гордая иудейская синагога, мнящая себя святой, а Христа считающая грешником: мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин. 9, 24).
Кто распял Христа? Гордый Пилат. Итак, проклята Богом гордость, как Давидом Гелвуйская гора, чтобы не сошла на нее роса благодати Божией и дождь милосердия Божия. Не придет туда Христос, где увидит гору велиаровой гордости.
Итак, пусть смирится вознесшаяся в нас гора и холм гордости, пусть сравняется она с долиной смирения. Смирить ее возможно не иначе, как только раскопав ее. Раскопать же ее нужно той мотыгой, которой копается могила, то есть памятью о смерти: помни о конце твоем (Сир. 7, 39). Ничто так не смиряет человека, как память о смерти. Хорошо поняв это, святой Иоанн милостивый, Патриарх Александрийский (память 12 ноября), повелел построить себе гроб, но не в законченном виде, и сказал мастерам, чтобы во все праздники нарочитые они приходили к нему и перед всеми громогласно говорили: «Гроб твой, Владыка, до настоящего времени еще не окончен, повели же окончить его, ибо смерть, как вор, приходит и ты не знаешь, в какой час она придет». Вот как святой Иоанн напоминал себе о смерти и всегда готовился к кончине. Если подобно тому горы и холмы гордости нашей раскопаются лопатой гробной памяти и сравняются с низким смирением, тогда станет удобным путь к нам для Господа нашего (1).
* * *Мы не должны совращаться и заблуждаться с прямого пути. У боговдохновенных мужей есть полезный совет: идти царским путем, не уклоняясь ни направо, ни налево, ибо и то и другое небезобидно.
Уклониться налево, на сторону козлищ, которые станут на суде налево, – это явная беда. Уклониться же направо, то есть думать, что делаешь нечто добродетельное, это нечаянная, скрытая беда. Ведь враг наш воюет против нас и справа, и слева. Неудивительно, что он воюет слева, так как сам он левый, но удивительно то, что он воюет и справа, хотя сам и чужд правого. Неудивительно, говорю, что дьявол искушает человека грехом, но удивительно то, что прельщает и в добродетели, ибо где не может одолеть левым, там одолевает правым, а где не может победить нас грехами, там побеждает добрыми делами.
Кого он не может победить нечистотой, того побеждает чистотой, вложив ему в ум гордость о чистоте (1).
* * *Не возносись сердцем в гордости своей и не величайся человеческим почитанием, считая себя великим, а все это вменяй как бы за сонные мечтания. Ибо непостоянно почитание человеческое, но весьма превратно (3).
* * *Не будь горд и величав, да не уподобишься бесам; не возносись сердцем, да не сравнен с ними будешь, но будь кроток и смирен, да от Самого Господа возвышен будешь и с Ангелами соединишься. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим, – говорит Господь (Ис. 66, 2). Ибо только тем и отличаются бесы от Ангелов, тем и отпали от Бога, что не пребыли смиренными и благопокорными. Не только у Бога, но и у людей ничто так не мерзостно, как возвышение и гордость, и ничто так не приятно, как кротость и смирение (3).
* * *От безумия и душевной слепоты рождается гордыня, от разума же и познания – смирение. Если бы ты себя истинно познал, не был бы горделив, и если себя истинно познаешь, гордиться не будешь.
Но поскольку себя еще хорошо не знаешь и, как подобает, не разумеешь, потому и малым чем-либо или даже совершенно ничем бессловесно гордишься; но да познает себя гордый и высокоумный: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, – говорит Соломон (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Принимает кротких Господь, а грешников и гордых унижает до земли (Пс. 146, 6). Возносит смиренных, принижает же гордых. Принимает смиренного и малого, отвергает же гордого и великого. Принял одно воздыхание смиренного мытаря и отверг многие добродетели гордого фарисея. Лучше смиренный грешник перед Богом, нежели горделивый праведник: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем, – говорит Соломон (Притч. 16,5) (3).
* * *Что всуе гордишься, человек, в тленной плоти? Ибо ничего достойного гордости и возношения не обретешь в себе: от земли взят ты, в землю же снова пойдешь (см. Быт. 3, 19). Из ничего сотворен ты и не ведаешь, куда снова обратишься и какую участь получишь. Поэтому не гордись ни славой, ибо она проходит, ни богатством, ибо оно исчезает, ни благородством плотским, ибо все мы тля и пепел, ни силой и премудростью, ни красотой плоти, ибо все это не от тебя, ни иным чем-либо, ибо ничего не имеешь своего, но все Божие. Разумом ли и премудростью гордиться захочешь, но Бог дал их тебе; силой ли и красотой плоти, но Бог все устроил; имением ли и богатством, но Бог все даровал; благородством ли, но все мы земля и пепел; величием ли сана, но Бог содержит все; поступком ли каким-либо добродетельным, но Бог помог, и устроил, и укрепил. Все Божие, а не наше, и не имеешь, чем ты мог бы гордиться и возноситься над другими, но худшим всех себя считай. Богу все свое вменяй, да с Ним во всем соединен будешь, ибо с Богом все твое будет, без Бога же всего чужд будешь (3).
* * *Гордый не правым и не простым путем шествует, но кривым, развращенным, тернием и волчца наполненным. Гордые до крайности преступали закон и уклонялись от закона Твоего, – говорит пророк (Пс. 118, 51). Самое истое преступление и бессловесное уклонение от закона, заключающееся в непознании своей немощи, – возгордение, ибо ни через что иное не совершается так легко преступление и падение, как через гордыню, и ни через что иное не происходит так легко исправление, как через смирение и простоту. Где совершилось падение, там все предварено было. Гордыни ради Денница с небес свержен был, фарисей все добродетели рассыпал, Навуходоносор царства лишился и со скотами, как скот, семь лет траву ел; и тысяча тысяч падений из-за гордыни совершаются. Потому пребудь смирен, да благодатью Божией покрываемый и сохраняемый, всегда будешь без всякого порока и без преткновения обретешься (3).
ГрехБеседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский (Мф. 14,22–24), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
Книги похожие на "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Терещенко - Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского"
Отзывы читателей о книге "Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского", комментарии и мнения людей о произведении.