» » » » Игорь Шапкин - Экономическая история


Авторские права

Игорь Шапкин - Экономическая история

Здесь можно купить и скачать "Игорь Шапкин - Экономическая история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Шапкин - Экономическая история
Рейтинг:
Название:
Экономическая история
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-406-03379-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическая история"

Описание и краткое содержание "Экономическая история" читать бесплатно онлайн.



Представлена история развития мирового хозяйства от первобытного хозяйства до настоящего времени. Рассмотрен широкий круг вопросов и на основе сложившихся в отечественной и мировой историко-экономической науке характеристик и оценок важнейших экономических явлений и процессов, оказавших глубокое влияние на становление и развитие современной экономики. Представлена эволюция мировой экономики и теоретические представления экономистов разных исторических эпох о характере, происходивших изменений, и перспективах экономического развития.

Учебник подготовлен в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения.

Для студентов бакалавриата и магистрантов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям, и преподавателей вузов.






Государственная торговая политика, по мнению Ордина-Нащокина, должна придерживаться идеи превышения вывоза товаров над ввозом, тогда практическое ее воплощение будет способствовать накоплению национального капитала. Являясь сторонником политики активного торгового баланса, привлечения драгоценных металлов в страну, автор Устава считал необходимым резко сократить или даже запретить их вывоз из страны. Ордин-Нащокин поощрял взимание пошлин с иностранных купцов золотом и серебром. В «Новоторговом уставе» вводились значительные ограничения для их деятельности. Например, иностранцам запрещалось вести без особого разрешения во внутренних областях страны свободную торговлю. Для свободной торговли им было отведено три города – Архангельск, Псков и Новгород. Иностранные купцы обязаны были платить пошлину на товары повседневного спроса в размере 6 % и до 15 % на предметы роскоши.

Помимо мер, направленных на развитие торговли, экономическая программа Ордина-Нащокина содержала государственные меры по развитию промышленности, денежного обращения, финансов и кредита, путей сообщения и т. д. По своим воззрениям он являлся ярким представителем меркантилизма. Предложенная им программа предполагала создание различных промышленных предприятий мануфактурного типа, строительство флота. Для развития кредитных отношений он предложил создать купеческий банк – Земскую избу. Таким образом, им была разработана достаточно обширная программа преобразования, которая была направлена на экономический подъем страны и преодоление хозяйственной отсталости. Однако Россия XVII в. не располагала ни достаточными экономическими условиями, ни политической волей для воплощения предложенных Ординым-Нащокиным мероприятий.

Среди российских мыслителей второй половины XVII в. следует выделить Ю. Крижанича[43]. Хорват по происхождению, он длительное время прожил на Руси, глубоко проникся идеями и проблемами новой родины, в которой видел защитницу всех славян. Экономические взгляды на хозяйственное развитие страны, рост ее богатства и улучшение жизни народа им были выражены в работе «Политика» («Политические думы»). В ней автор обобщил содержание понятия «общественное богатство», зависящее, по его мнению, в значительной степени от трудовой активности населения и ее результативности. Он доказывал, что источником богатства является труд в земледелии, промыслах и торговле. Именно труд, а не накопление драгоценных металлов от внешней торговли есть главный источник стабильных государственных доходов.

В области торговой политики Крижанич являлся сторонником активного торгового баланса и осуществления протекционистской политики. Он предлагал больше вывозить и меньше ввозить товаров, особенно тех, производство которых можно было наладить в стране. Ввоз предметов роскоши он рассматривал как прямой урон доходам от внешней торговли. Крижанич выступал против активной торговой деятельности иностранных купцов в стране. Для правильной организации внешней торговли и обеспечения постоянных поступлений он считал необходимым сосредоточить ее управление в руках государства, чтобы предотвратить «нечестные» пути обогащения, отстаивал государственную монополию во внешней торговле, выступал за приоритет общегосударственных интересов над частными.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое аллод, бенефиций, феод и в чем разница между ними?

2. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в период развитого феодализма в Западной Европе?

3. Что такое иммунитетные права феодала и какую роль они сыграли в истории феодализма?

4. Каковы причины расцвета городской экономики в Западной Европе в Средние века?

5. Какие функции выполнял средневековый цех?

6. В чем проявлялся консерватизм цеховой организации?

7. Что такое гильдия?

8. Назовите основные торговые пути средневековой Европы?

9. Каковы причины, сдерживавшие развитие финансовой системы?

10. В чем различие между вотчиной и поместьем?

11. В каких формах происходила эволюция феодальной ренты?

12. В чем экономическое отличие русской общины от западноевропейской?

13. По каким направлениям шло развитие торговли в Древней Руси?

14. Какую роль в экономическом развитии играло государство?

15. Назовите основные этапы закрепощения крестьянства.

16. Охарактеризуйте экономическую мысль Западной Европы и России в феодальный период.

Глава 4. Генезис капиталистической хозяйственной системы. Первые капиталистические хозяйственные модели

4.1. Первоначальное накопление капитала: сущность и основные черты

Первоначальное накопление капитала – это переходный период от феодализма к капитализму. Он характеризовался насильственным превращением производителей, и прежде всего крестьян, в наемных рабочих, а средств производства и денежных богатств – в капитал.

Первоначальное накопление капитала заняло в Европе три столетия – XVI–XVIII вв. Оно было подготовлено развитием производительных сил феодального общества, ростом товарно-денежных отношений и формированием национальных рынков. Необходимыми предпосылками нового общества, новой экономической модели являлись личная свобода индивида и наличие частной собственности. Эти условия создавались посредством постоянных изменений, а также буржуазных революций. Расширение в недрах феодализма товарно-денежных отношений, углубление экономической дифференциации способствовали зарождению в феодальной среде новой социальной группы – буржуазии, в руках которой сосредотачивались значительные материальные и денежные ресурсы. В результате насильственной экспроприации крестьянства сформировалась новая социальная группа – наемные работники. В итоге возникли рынки труда, капитала, земли, товаров и услуг.

Экономические изменения сочетались с глубокими изменениями в социальной, политической и духовной жизни Европы: разрушалась феодальная замкнутость, создавалось единое экономическое и политическое пространство, складывались национальные государства. Формировалась новая система ценностей, новое мировоззрение и идеология, которые способствовали освобождению общественного сознания от религиозных догматов и представлений, закладывали основы современного европейского мира. Таким образом, эпоха первоначального накопления капитала – это период радикальных перемен всех сторон европейской жизни.

4.2. Общие предпосылки первоначального накопления капитала в странах Западной Европы

4.2.1. Перестройка идеологии, культуры и образования

Становление нового общества, как правило, начинается с разрушения старых мировоззренческих и идеологических принципов, правил и норм. Капиталистическое общество также началось с ломки феодальных представлений и формирования нового общественного сознания. У истоков нового мышления и мировоззрения стояла культура Возрождения (по-французски «Ренессанс»), означавшего духовное обновление, подъем культуры после ее тысячелетнего упадка. Эпоха Возрождения охватывала период от 40-х гг. XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах Европы культура Возрождения достигла своего расцвета в разное время. Первой на путь культурного обновления встала Италия, где уже в XIV–XV вв. зарождались раннекапиталистические отношения. Именно Италию отличали высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, подъем ремесленного производства, торговли, финансового дела. Богатый и процветающий итальянский город, ставший основой культуры Возрождения, заложил основы светской по своей природе культуры, отвечавшей потребностям складывавшегося нового общества.

Идеологией Возрождения был гуманизм. Гуманисты считали природу человека, его потребности и чувства одинаковыми во все времена и неизменными, несмотря на общественный прогресс. Поэтому для изображения в литературе и искусстве гуманистического идеала человека и его переживаний они использовали сюжеты, взятые из самых разных исторических эпох, но преимущественно из древней истории, потому-то это явление и вошло в историю как Возрождение. Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание значимости человеческой личности и ее творческих способностей.

Человек в Средние века рассматривался не как индивид, обладающий способностями и стремлениями, побуждающими его трудиться на собственное благо, а исключительно как член сословия, который должен прежде всего выполнять сословные обязанности. Отличительной чертой феодальных обществ являлась сословная замкнутость. В средневековом обществе не без влияния церкви сформировалось заимствованное у античных мыслителей представление о приоритете «общего блага» над индивидуальным, или «мирским» благом. Именно поэтому церковь возвела в идеал подвижничество святых, аскетизм, объявив эти качества бескорыстной заботой о спасении других людей от грехов, проявлением «неодолимой любви к общему благу».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическая история"

Книги похожие на "Экономическая история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Шапкин

Игорь Шапкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Шапкин - Экономическая история"

Отзывы читателей о книге "Экономическая история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.