Авторские права

Рамаз Логуа - Мировая экономика

Здесь можно купить и скачать "Рамаз Логуа - Мировая экономика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мировая экономика
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мировая экономика"

Описание и краткое содержание "Мировая экономика" читать бесплатно онлайн.



Данный конспект лекций представляет собой вводный курс мировой экономики. Он содержит изложение актуальных вопросов и важнейших тенденций развития мировой экономики в целом и отдельных подсистем, анализ экономических ресурсов, основных черт мирового хозяйства его механизмов и проблем. Учебное пособие изобилует интересными фактами и цифрами.






Р. А. Логуа

Мировая экономика

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы, произошедшие изменения в мировом хозяйстве нашли отражение в соотношении и расстановке основных экономических сил между странами и регионами. Меняется конфигурация мирового хозяйства: усиливается геополитическое влияние США. В число крупнейших мировых держав вошел Китай, бурно развивается Азиатско-Тихоокеанский регион. Западные страны стремятся установить контроль над природными и экономическими ресурсами России. Кардинально меняются устоявшиеся схемы международного разделения труда. В связи с этим, исследование происходящих процессов в мировой экономике, представляет собой довольно интересную и вместе с тем, сложную проблему.

1. СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1. Периодизация и развитие мирового хозяйства

Со времен своего формирования и развития мировое хозяйство прошло достаточно долгий путь развития. Сегодня мы с вами наблюдаем довольно бурное возрастание масштабов хозяйственной деятельности отдельных стран, диверсификацию мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда.

К концу второго тысячелетия, в мире практически уже не осталось стран, не взаимодействующих между собой в экономической и прочих сферах, не находящихся на разных ступенях подключения к сложной системе мирохозяйственных связей и взаимозависимости.

Именно поэтому на современном этапе понятия «мировая экономика», «мировое хозяйство» находят столь частое и широкое применение и в специальной литературе, и в материалах средств массовой информации. При наличии разнообразных и сложных проблем все более очевидна целостность мира в хозяйственном отношении.

Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств сложилось сравнительно недавно. Мировая торговля и мирохозяйственные связи стали приобретать новое качество после великих географических открытий в XV – XVI вв. В свою очередь великие географические открытия это не только открытие новых земель, континентов. Они явились результатом развития науки, техники, экономики. Это результат длительного исторического развития человечества и созданных им производительных сил, что закономерно вело ко все большей дифференциации общественного производства и разделению труда не только внутри возникших к тому времени государств и существовавших государственно-территориальных образований (княжеств, герцогств и т.д.), но и между ними.

Нельзя не отметить, что особое место в развитии межрегиональных и межконтинентальных связей сыграл морской транспорт. Открытие Колумбом Америки в 1492 дало мощный импульс развитию судоходства. Уже спустя вceгo пятьдесят лет общая площадь известной европейцам территории возросла в шесть раз. Территориальная база торговли достигла для того времени гигантских размеров. Именно тогда торговля стала принимать действительно международные масштабы, и с тех пор и по настоящее время основная масса грузов внешней торговли перевозится морем. Сегодня примерно 80 % грузов в международном сообщении перевозится морским транспортом.

В XVI в. основные торговые пути стали смещаться из Средиземного моря в Индийский и Атлантический океаны. Одним из влажнейших последствий развития морских сообщений стал колониализм. Экономически сильные в тот период такие страны, как Великобритания, Испания, Португалия, Голландия и некоторые другие захватили новые земли и эксплуатировали доставшиеся им природные и трудовые ресурсы в соответствии с господствовавшими тогда политическими, экономическими и моральными принципами. Стpoгo говоря, уже тогда были заложены основы международного разделения труда общего типа: колонии занимались добычей' сырья, производством сельхозпродукции, метрополии переработкой и производством готовых изделий. Быстрое развитие машинного производства в западных странах, и прежде всего в ресурсоемких отраслях, требовало постоянно увеличивающегося использования сырьевых материалов.

Тенденция к интернационализации хозяйственной жизни многократно усилилась с появлением в XVIII в. крупного машинного производства и транспортных средств с паровым двигателем. Первоначально специализация стран на изготовлении каких-либо изделий была обусловлена различиями в природно-климатических условиях, особенно при производстве сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров, т.е. диктовалась международным разделением труда общего типа. Надо сказать, что указанная естественная зависимость с теми или иными нюансами сохраняется и поныне, но все-таки промышленный переворот способствовал интенсификации процессов разделения труда, что проявилось в определяющем значении складывавшегося международного разделения труда частного типа, предметной международной специализации производства.

На этой основе в ХIХ в. начался процесс становления мирового хозяйства. Eгo первой фазой стало формирование из ряда региональных международных рынков мирового рынка с более или менее едиными ценами, предполагающими развитие функции мировых денег. Параллельно завершался процесс деления, объединения и закрепления за отдельными государствами земель, что стало признаваться мировым сообществом. Так, в 1862–1871 гг. происходило объединение германских территорий, в 1860 – 1870 гг. – итальянских земель. В 186l–1865 гг. шла гражданская война и объединение США, в 1868 г. – революция Мэйдзи и интеграция Японии, в 1848–1859 гг. – движение за объединение Дунайских княжеств.

Показательна в этой связи Берлинская конференция 1884–1885 гг., в которой приняли участие 14 государств, в том числе и Россия. В генеральном акте конференции, помимо прочего, были определены правовые нормы, оправдывавшие занятие территорий в Африке европейскими государствами. К тому периоду практически все земли были захвачены и поделены.

Со второй половины ХIХ в. экспорт товаров стал дополняться экспортом капитала, сначала ссудного, а потом предпринимательскoгo. Это означало качественный поворот: помимо международной торговли результатами труда, объектом обмена стали факторы производства в виде капиталов.

Таким образом, чисто торговые связи разных стран мира были дополнены и усилены кредитно-финансовыми связями, а также узами международной капиталистической собственности на cpeдства производства. В вывозе предпринимательского капитала преобладали портфельные инвестиции, на прямые капиталовложения приходилось примерно 33 % общего объема зарубежных инвестиций.

Следует отметить, что в тот период более половины (55 %) капиталовложений направлялось на развитие сырьевых отраслей, пятая eгo часть на развитие железных дорог и десятая часть на развитие торговли и распределительных сетей. Инвестиции в сырьевые отрасли концентрировались в развивающихся, как сегодня бы мы сказали, странах. А вот средства для развития инфраструктуры финансисты вкладывали в страны с развитой экономикой. И сегодня на карте мира видно, что страны, не относящиеся к кoгopтe мировых лидеров, имеют недостаточно развитую транспортную инфраструктуру, связь и т.д. И это сказывается на динамике интеграционных процессов, например, в Европе и Латинской Америке.

Экспорт предпринимательского капитала постепенно привел к возникновению международного производства. Происходила дальнейшая ломка экономической обособленности стран и усиление процессов международного разделения труда на отраслевом уровне. Разделению труда способствовало развитие международного разделения труда единичного типа – хозяйствующих субъектов разных стран, специализирующихся на производстве узлов, деталей, изделий.

Становление мирового хозяйства завершилось к началу ХХ в. По своей социально-экономической структуре оно не было однородным. Его ядро, состоявшее из государств монополистического капитализма, окружали страны, находящиеся на различных ступенях общественного развития: от дофеодальных до полукапиталистических и капиталистических. В мировом хозяйстве того периода практически безраздельно царили производственные отношения господствующей формации – капиталистические отношения, и функционировали они в целом в соответствии с экономическими законами капитализма.

Надо особо отметить, что мировая система хозяйства формировалась на определенной rосударственно-политической основе и частнокапиталистической собственности. Но это единство в начале ХХ в. было разрушено образованием СССР и затем – мировой системы социализма.

Характеризуя развитие мирового хозяйства в XX в., специалисты выделяют несколько этапов или периодов. К ним можно отнести, пожалуй, три: это период между двумя мировыми войнами (l920-e –1930-e годы), послевоенный период (1940-e –1980-e годы) и последние два десятилетия (1990-e годы и по настоящее время), каждый из которых имеет свои, вполне отчетливые характерные черты, свою внутреннюю логику. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века характеризуются кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Первая мировая война нанесла весьма ощутимый удар по экономике многих стран. В этот период наблюдалось общее неустойчивое развитие хозяйственных связей, превалировали дезинтеграционные процессы, а не интеграционные, возникла объективная необходимость в переводе хозяйств многих стран мира с военных на мирные рельсы. Предстояло восполнить огрмные потери производственных и людских ресурсов. В межвоенный период темпы роста экономики многих стран не превышали довоенных, экспортные квоты ведущих стран не превышали довоенного уровня, а темпы мирового экспорта резко упали.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мировая экономика"

Книги похожие на "Мировая экономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рамаз Логуа

Рамаз Логуа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рамаз Логуа - Мировая экономика"

Отзывы читателей о книге "Мировая экономика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.