» » » » Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью


Авторские права

Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью

Здесь можно купить и скачать "Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игумен Митрофан (Гудков)  - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью
Рейтинг:
Название:
Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91362-919-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"

Описание и краткое содержание "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью" читать бесплатно онлайн.



В сборник вошли знаменитые документы: «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», а также не известные пока широкому читателю произведения священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, и архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Завершают книгу размышления нашего современника митрополита Калужского и Боровского Климента. Составитель сборника игумен Митрофан (Гудков) после многолетнего стояния у исповедального аналоя утвердился в мысли, что православному человеку следует как можно чаще обращаться к опыту благочестивых предков. Опыту, который современный духовный писатель выражает емкими словами: «Живите с ощущением, что вы зримы Господом».






И бейте челом ему низко: он учитель наш и наставник, старайтесь приходить к нему со страхом и любовью, и давайте ему приношения от своих трудов по возможности; и советуйтесь с ним почаще о правильном житии, о том, как преодолевать грехи свои, и как мужу любить и учить жену свою и детей, а жене – как слушаться мужа своего и спрашивать во всем разрешения. А когда исповедуешься в грехах своих пред духовным отцом, открывай ему все грехи и покоряйся ему во всем, ибо они заботятся о наших душах и дадут ответ за нас в день Страшного Суда.

И не смей поносить их, ни осуждать, ни укорять; если станут за кого заступаться (печаловаться), то прислушайся к этому и виновного помилуй, смотря по проступку, рассудив обо всем с духовным отцом.



15. Как детей своих воспитать во всяком наставлении и страхе Божием

А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху Божию, и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей»28. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению – о грехах детей родителям держать ответ в день Страшного Суда. И если дети, лишенные науки отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и посмешище, дому раззор; себе скорбь и убыток, а от судей штраф и позор.

Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божием и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, – такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их сверстницах, по указанию Божию; или своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.

Если же кого из детей возьмет Бог в покаянии и с причастием, это как бы непорочная жертва родителей Богу, такие чада вселяются в чертоги вечные и получают от Бога право просить милости и прощения грехов родителей своих.


Часть II

О мирском строении

(О семейных отношениях)


16. Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдавать

А у кого дочь родится, то тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают или на ее имя животинку растят с приплодом, а из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут; и платье, и уборы, и мониста, и святыни, и посуду оловянную, и медную, и деревянную. Добавляй всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток, – всего будет полно. Так что дочки растут, страху Божию и вежеству (благовоспитанности) учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж сговорят – а все уже готово.

А кто заранее о детях не думает, то как замуж отдавать, тотчас же и покупать все, так что скорая свадьба – трудное дело.

А коли по Божиему произволению дочь преставится, то из ее приданого заказывают по душе ее сорокоуст и милостыню раздают. А если другие дочери есть, так же и о них промышляй.



17. Как детей учить и страхом спасать

Наказывай сына своего в юности его – и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти.

Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамили лица своего, пусть в послушании ходят, а не по своей воле, а то по глупости осквернят девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься перед множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь, и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней.

Если же любишь сына своего, почаще его бей, чтобы потом радоваться о нем; наказывай сына с детства – порадуешься на него, когда вырастет, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в строгости и найдешь в нем покой и благословение, не смейся с ним, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя, и после будто оскомину почувствуешь в душе своей.

Не давай ему воли в юности, но пройдись по ребрам ему, пока он растет, иначе, ожесточившись, не будет тебя слушать, но станет тебе расстройством, и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и денежными взысканиями от начальства, и злою досадой.



18. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою; слушайте их, и повинуйтесь им по-Божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить; за это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете, и от людей прославитесь, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот перед Богом грешен, а от людей проклят; кто бьет отца и мать – да будет отлучен от Церкви и от причастия и да умрет лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

Если сын или дочь непослушны отцу или матери, в пагубу им будет и не доживут дней своих, если гневают отца и досаждают матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исаия сказал: «Погибнет нечестивый, да не видит славы Господней»29. Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих, насмехается над отцом и укоряет старость матери, да склюют их вороны и сожрут орлы! А кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит и все, что попросят, подаст им благое; покоющий мать свою – волю Божию творит и угождающий отцу будет во всем благополучен.

Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти.

Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не обесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труд отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори: много сделал им доброго, что одеваю, кормлю и всем обеспечиваю, – это еще тебя не освобождает от сыновнего почтения, ибо не ты их родил и не заботился о них так, как они о тебе; поэтому со страхом служите им, как рабы, тогда и сами от Бога получите награду и наследуете вечную жизнь, как исполняющие заповеди Его.



19. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь

В домовитом хозяйстве и всюду всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну, или дочери, или слуге – мужчине или женщине, и старому и малому всякое дело начать или рукодельничать: или есть, или пить, или еду готовить, или печь что, и разные припасы делать, и всякое рукоделье исполнять, и всякое ремесло, – и, приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего – святым образам поклониться трижды в землю, а при невозможности – до пояса. А кто умеет сказать молитву «Достойно есть», тот, благословясь у старшего, пусть прочтет и молитву Иисусову проговорит да, перекрестясь, молвит: «Господи, благослови, Отче!» – с тем и начать всякое дело, ибо тому Божия милость помогает, Ангелы невидимо содействуют, а бесы отбегут, и будет дело во славу Божию, а душе на пользу.

И есть и пить – если с благодарностью, так будет сладко, а что впрок сделано, тоже хорошо. А работать надо с молитвой и доброй беседой или в молчании, а если во время работы начнется разговор праздный, или непристойный, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или грязные и блудные речи, – от такой работы и такой беседы милость Божия отступит, Ангелы отойдут в скорби, а нечестивые бесы возрадуются, видя, что волю их исполняют безумные христиане. И приступят лукавые, влагая в мысль всякую злобу, и всякую вражду, и ненависть, и подвигнут помыслы на блуд, и на гнев, и на кощунство, и сквернословие, и всякое иное зло, и вот уже ни работа, ни еда и ни питье не спорятся, и всякое ремесло и любое рукоделие без Бога свершается, и Богу во гнев. А людям неблагословенное не нужно и не мило, да и непрочно оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только диаволу да слугам его все то удобно, и сладостно, и радостно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"

Книги похожие на "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игумен Митрофан (Гудков)

Игумен Митрофан (Гудков) - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игумен Митрофан (Гудков) - Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью"

Отзывы читателей о книге "Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.