» » » » Константин Писаренко - Патриарх Никон. Загадки Раскола


Авторские права

Константин Писаренко - Патриарх Никон. Загадки Раскола

Здесь можно купить и скачать "Константин Писаренко - Патриарх Никон. Загадки Раскола" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Вече»e7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Писаренко - Патриарх Никон. Загадки Раскола
Рейтинг:
Название:
Патриарх Никон. Загадки Раскола
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-2296-0, 978-5-4444-8336-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Патриарх Никон. Загадки Раскола"

Описание и краткое содержание "Патриарх Никон. Загадки Раскола" читать бесплатно онлайн.



Кем был этот удивительной судьбы человек из заурядной деревни в русском Поволжье? Никон – фигура в истории России одна из ключевых. Благодаря ему московское государство успело воспользоваться уникальным шансом быстро и малой кровью вернуть утраченный в годы Смуты Смоленск и объединиться с близким этнически и по вере народом – малороссийским казачеством. К сожалению, Никон не смог избежать и роковых ошибок, обернувшихся для страны войной долгой и мучительной, и вдобавок на два фронта (с двумя мощными европейскими державами – Польшей и Швецией). Найти в себе силы признать собственную неправоту и вовремя исправить допущенную ошибку он не смог… И все же именно благодаря ему Россия, пусть и с жертвами, подчас неоправданными, но все же преодолела и изготовилась к новому рывку вперед, к тем свершениям, которые в XVIII веке превратят страну в одну из великих держав Европы и мира.






Разумеется, прямых доказательств нет, а косвенных слишком мало. Тем не менее понятно, что и та, и другая цель легко достигалась средствами тайной дипломатии. Агентам Морозова ничто не мешало в Запорожской Сечи подтолкнуть казачество поддержать «проект» Хмельницкого, а затем, в Варшаве, сообщить по секрету о противоестественном, но реальном альянсе короля с казаками. А дальше поляки уже сами позаботились о том, чтобы тот не состоялся. Определенно, Морозов был крайне заинтересован в лишении Хмельницкого королевской подмоги, вынуждая повстанцев обратиться за содействием к близкой им по вере Москве. Он ожидал курьера с вестью о желании казаков сражаться с поляками плечом к плечу с Россией и в преддверии приезда гонца завершал последние приготовления к грядущей войне. А еще старался подстраховать себя на случай, если курьер не приедет вовремя. Что имеется в виду? Народное восстание, конечно. Поэтому боярин 16 января женил царя на Марии Ильиничне Милославской, а 26 января обвенчался и сам на младшей сестре царской невесты – Анне Ильиничне. В чем смысл? Расправиться со свояком монарха восставшей черни труднее, чем с простым первым министром!

Мало того, в те же дни Морозов положил конец закрытости царского духовного кружка. Религиозное сообщество Борис Иванович решил превратить в политическое, для чего требовалось увеличить число участников. Об опоре на уже сложившиеся и влиятельные духовные корпорации – соловецкую или троице-сергиевскую – речь не велась. Морозов хотел объединить группу Ванифатьева с чем-то аморфным, рыхлым, не способным поглотить или подмять ее под себя. Скорее всего, после консультаций с Ванифатьевым и Никоном он предпочел пригласить в столицу попа Ивана Неронова, такого же пламенного борца за перевоспитание русского народа, как и книжники из Троице-Сергиевой лавры. Правда, с тем отличием, что собирался не пропагандировать благочестивые нормы среди соотечественников, а силой принуждать их следовать им. Свой узкий кружок сторонников Неронов создал в Нижнем Новгороде в 1634–1636 годах. Там и опробовал метод насильственного очищения человеческой нравственности от вредных привычек. Таковыми считались многогласие (разбивка текста молитвы или песнопения на отрывки для одновременного произнесения двумя и более лицами), чтение часов на утренней службе, а не в обед, практика прокуратства (притворство нищим или юродивым), бобыльство пономарей, брань, рукоприкладство и хождение в церкви, пьянство, употребление в пищу «удавленины» (удушенных птиц и зверей), языческие забавы с медведями и скоморохами, кулачные бои, колядование, азартные игры. Увы, большинство нижегородцев агитацию Неронова проигнорировало, почему молодые ревнители благочестия пытались кулаком доказывать собственную правоту. Оппоненты в долгу не оставались и тоже били нероновцев. В общем, за десять лет подвижничества Неронов, хоть и завербовал в свои ряды многих поклонников благочестия, широкой популярности все же не снискал, чем и привлек к себе Морозова.

Похоже, чтобы угодить ему, царскую свадьбу первый министр велел отпраздновать необычно: «Не быти в оно брачное время смеху никаковому, ниже кощунам, ни бесовским играниям, ни песнем студним, ни сопелному, ни трубному козлогласованию. И совершися той законный брак… в тишине и в страсе Божии, и в пениих и песнех духовных». Биограф Неронова приписал отказ от привычной формы веселья в пользу аскетизма молениям и запретам Стефана Ванифатьева. Однако подобная ломка традиций без санкции первого лица государства, коим в ту пору являлся не юный Алексей Михайлович, а Борис Иванович Морозов, произойти никак не могла. Духовник, несомненно, ратовал за трезвое торжество и в прямом, и в переносном смысле, однако политическая целесообразность всегда выше идеологической. Вкусам Неронова потрафили нарочно, дабы нижегородский гость без лишних вопросов поверил в искреннюю приверженность друзей царя его версии «боголюбчества».

Параллельно полки, стрелецкие, драгунские, рейтарские, отправлялись в основном на татарские границы, а не польские. О том, что с татарского рубежа легко повернуть на запад, к восставшим украинским казакам, и, совершив фланговый маневр через освобожденные от поляков территории Украины, ударить в тыл прикрывающему Смоленск врагу, мало кто задумывался. К тому же и официальная пропаганда подтверждала, что война будет с Крымом в союзе с Польшей. Никак иначе…

Так зачем боярин Морозов затеял весь сыр-бор с вызовом Неронова и двумя бракосочетаниями? Потому, что чувствовал, как «плещеевщина» день за днем поднимает градус народной ненависти к правительственной команде и особенно к первому министру. Прекратить выколачивание из подданных денег произволом считал нецелесообразным и несвоевременным, а обнародовать истинные планы до появления в Москве гонца Хмельницкого было рано. Вот и занялся Морозов возведением двух «запасных аэродромов». Породнение с царем повышало шансы Бориса Ивановича выжить в дни народного бунта. А троице Ванифатьев – Неронов – Никон, известным ревнителям нравственной чистоты и справедливости, в критический час надлежало сыграть роль посредника между негодующими москвичами и царской челядью.

Кстати, 8 мая с благословения Морозова вышла «Книга о вере единой, истинной, православной». Катехизис русского православия, в духе, близком мировоззрению нероновцев, но на основе поучений игумена Киево-Михайловского монастыря Нафанаила. В нем проклинались католики и униаты, а греки, на Флорентийском соборе, вернее «съезде», в 1439 году капитулировавшие перед Римом, оправдывались как обманутые и принужденные к этому папистами. Говоря современным языком, «Книга о вере» есть не что иное, как платформа новой организации, созданной путем слияния двух религиозных кружков – царского и нижегородского. Ее базовый принцип таков: греческое православие – идеал; а вот какое греческое – ранневизантийское, заимствованное Древней Русью у Константинополя, или поздневизантийское, закрепившееся к XVI веку на Балканах, в Палестине, а с 1640-х годов и в Малороссии, – умалчивалось, чтобы каждый из участников группы мог интерпретировать главный тезис по-своему. Слабый политический вес Неронова в сравнении с легендарными Соловками или Троицей породил данный компромисс, практически нереальный с вышеназванными монастырскими братствами. Учитывая, что Алексей Михайлович предписал издать «Книгу о вере» 1 марта 1648 года, судьбоносные консультации двух православных лидеров – Ванифатьева и Неронова – длились не более полутора месяца (конец января – февраль).

К концу мая формирование резервной «партии власти» завершилось. На типографском складе ждала своего часа тысяча двести экземпляров истинного вероучения. Пять ярких членов ее, авторитетных у разных слоев населения, настроились в любой момент наладить диалог, с кем потребуется. Конечно, ими состав партии и ограничивался, зато они располагали сотнями сочувствующих. Никону, Ванифатьеву, молодому Ртищеву доверяли многие из москвичей. За Нероновым стояли «радикалы» доброй половины Поволжья, от Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев) до Нижнего Новгорода и от Вологды до Мурома и Темникова. Наконец, не будем забывать о юном царе, помазаннике Божьем, высшем судье для всех подданных.

Впрочем, Морозов до последнего надеялся на то, что все обойдется и он избавится от неистового Неронова на другой день по прочтении «листа» Хмельницкого. Ведь пацифист Неронов наверняка осудит войну, даже наперекор мнению большинства общества, мечтавшего о реванше. Тем самым поп сам разорвет партнерские отношения и отправится либо домой, на Волгу, либо куда подальше… А пока в первой половине мая москвичи, озлобленные на московское начальство всех уровней, с ненавистью наблюдали за тем, как оно пировало на череде сановных свадеб. Стольники Михаил Иванович Морозов, Федор Львович Плещеев, Иван Андреевич Голицын, Иван Богданович Милославский в преддверии похода венчались со своими избранницами и закатывали торжества, гремевшие на всю округу. Одно перечисление фамилий, принадлежавших клану первого министра, не могло не раздражать обычного жителя столицы, уставшего за девять месяцев бояться «вышибал» из Земского приказа. А вид или молва о щедрых застольях на боярских дворах одиозных особ неминуемо еще больше накаляли общественную атмосферу, намекая на то, куда тратятся «плещеевские» денежки…

По-видимому, эти свадьбы и переполнили чашу народного терпения. Счет пошел на дни. 17 мая Алексей Михайлович отлучился из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, 1 июня возвратился обратно. За две недели политического затишья москвичи основательно подготовились к важной встрече с царем…

Глава 5. В вихре восстания

Днем 1 июня 1648 года царский кортеж въехал в Москву. Отведав у ворот Земляного города традиционные хлеб и соль, Алексей Михайлович направился в Кремль. По пути он с удивлением отметил, как в разных местах через стрелецкие кордоны пытались прорваться и подбежать к нему некие люди. Приблизиться к экипажу, однако, не посчастливилось никому из пятнадцати или шестнадцати смельчаков. Всех перехватила стража. Так что об их намерениях государь так и не узнал, даже от жены, которую толпа чуть не зажала возле Кремля. Стрельцы выстояли и затем оттеснили разношерстную публику назад, к обочинам, получив в ответ град камней, ранивших кое-кого из придворных царицы. Во дворце Морозов от разъяснений уклонился, ограничившись обещанием повесить пойманных наглецов. Боярин еще не понял, что произошло в Москве за время отсутствия царской семьи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Патриарх Никон. Загадки Раскола"

Книги похожие на "Патриарх Никон. Загадки Раскола" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Писаренко

Константин Писаренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Писаренко - Патриарх Никон. Загадки Раскола"

Отзывы читателей о книге "Патриарх Никон. Загадки Раскола", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.