» » » » Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные


Авторские права

Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные

Здесь можно купить и скачать "Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные
Рейтинг:
Название:
Образы добра: люди и животные
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-81209-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образы добра: люди и животные"

Описание и краткое содержание "Образы добра: люди и животные" читать бесплатно онлайн.



Простые мудрые истории о братьях наших меньших, образы добра и света в животном мире, потрясающие примеры верности и дружбы, духовный смысл природы и взаимоотношений между живыми существами в классических рассказах великих русских писателей, поразительных историях из житий святых, духовных наставлениях святых отцов и рекомендациях священников.

Почему мы так часто видим животных в житиях рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Как относится к животным Православная церковь? Зачем мы заводим животных дома? Есть ли у птиц и зверей душа? Как верующему обращаться с животными? Можно ли употреблять их в пищу?

Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.






«Есть богословское мнение, что человек трисоставен – он состоит из духа, души и тела. Если так, то звери, вероятно, обладают телом и душой, но не духом. А что можно сказать о других живых существах – птицах, рыбах?»

На вопрос отвечает священник Алексий Плужников:

– Человек – особенное творение Божье, именно нам дан образ и подобие Его. Животные созданы иначе, явно, что у высших животных есть особые качества, которые мы можем назвать с некоторой допустимостью «душой», а насчет рыб или птиц труднее сказать, хотя, возможно, мы просто хуже их знаем, меньше любим, вот и получаем в ответ меньше любви от них. Легко любить пушистого очаровательного котенка или верную овчарку, а вот можем ли мы полюбить… мух? Скорее, мы содрогнемся от такого предположения, а вот в книге известного японского детского писателя Кэндзиро Хайтани (1934–2006) «Взгляд кролика» любовь к мухам послужила основой взаимопонимания и дружбы между молодой учительницей Котани и мальчиком Тэцудзо (кстати, очень рекомендую всем прочитать эту книгу: она не о мухах, а о добре, любви, товариществе и ответственности).

Поэтому лучше отбросить схоластические вопросы «а из чего они сделаны», а попытаться взглянуть на мир животных глазами Николая Дроздова, например, и мы скажем: «Как мир-то Божий хорош!»

Наследуют ли животные жизнь вечную?

У Ксении Хмельницкой есть стихотворение «На смерть любимой собаки». Начинается оно так:

Кончилась сказка. Могилку твою
Снег засыпает, прости меня, Оми.
С тихой надеждой, что будут в Раю
Божьи созданья, прижалась к иконе…

Наверное, эта надежда – то, что мы увидим любимых животных в Раю, в Царствии Небесном, присуща многим верующим людям. Очень им хочется не расставаться со своими любимцами и в вечности.

«Не секрет: очень хочется, – пишет Андрей Десницкий в очерке “Некролог коту”. – Наверное, крестьянин, у которого на дворе живности десятки голов, воспринимает это совсем иначе, хотя и он тоже любит свою корову и своего пса и тоскует, когда они умирают. Но мы, горожане, живем в каменных джунглях, мы не каждый день общаемся с собственными детьми (это у кого они есть) и практически никогда – с соседями по подъезду.

Мы ловим умные мысли из книг, мы выплескиваем эмоции в Интернет… и когда рядом с нами оказывается нечто живое, доверчивое, пушистое – оно становится членом нашей семьи, и для кого-то единственным, с кем возможно полное и безусловное взаимопонимание. Они, в конце концов, живые и настоящие. Так неужели все вокруг останется, вся эта бездушная и каменная духота большого города – а то немногое, что было в нем живого, уйдет безвозвратно и навсегда?

В это не хочется верить – но “не хочется” еще не аргумент…

И если мы действительно обратимся к Писанию, ничего однозначного там не обнаружим. Екклесиаст прямо спрашивал: “Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?” (Еккл. 3:21) – но никто не дал ему ответа. Пророки, правда, постоянно говорят о животных, которые встретят нас в будущем и лучшем мире, даже непосредственно у Божьего престола, но никогда не знаешь, как понимать эти слова – напрямую или иносказательно».

Как уже говорилось, ответ на вопрос, что ожидает животных после смерти, не был дан Господом, этот вопрос никем не ставился, как ненужный для спасения, да и в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле, вряд ли он кого-то серьезно волновал. Андрей Десницкий пишет о том, что в наши дни человек, асоциализировавшийся, добровольно заключивший себя в четырех стенах, порой не обремененный не только тесными отношениями с людьми, но и тяжелым физическим трудом, нашел отдушину, спасение от одиночества и неприкаянности в домашних животных. Конечно, так бывает далеко не всегда, порой люди, вполне благополучные, просто любят зверюшек, искренне заботятся о них. Но все же тех, кто спасается в привязанности к питомцу от нехватки живого тепла, немало. Ухаживаешь за любимцем – и чувствуешь, что чем-то важным занят, кому-то нужен, а если еще мурзики-жучки отвечают привязанностью и благодарностью… Хорошо это или нет – не об этом сейчас речь, а вот то, что человек, теряя того, кого приручил, действительно чувствует себя в чем-то опустошенным – с этим не поспоришь. Если человек верующий – он задает вопрос священнику. Да вот только священники дают вопрошающим подчас взаимоисключающие ответы.

***

Здравствуйте! Я очень переживаю, так как у меня недавно умерла кошка, точнее, мы ее усыпили (она болела). Я очень по ней скучаю и не могу поверить в смертность ее души. Ведь у животных тоже есть свое сознание. Как мне избавиться от этого гнетущего чувства? Неужели я ее больше не увижу, даже на том свете? Инна, Челябинск.

Здравствуйте, Инна! У животных душа смертная, не такая, как у людей. Душа у них неразумная, и она находится в крови. Придется с этим смириться, Инна, и принять как есть, как установлено Творцом.

С уважением, протоиерей Алексей.

***

Здравствуйте. Куда попадают животные после смерти? – задает вопрос Мария из Ульяновска. – Пару дней назад родители подобрали ослабленного котенка, боролись за его жизнь, но спасти так и не удалось. Ночью мама слышала звуки, похожие на мяуканье, такие звуки слышала и я. Очень переживаю, его душа находится все еще у нас? Заранее спасибо.

Здравствуйте, Мария.

Душа животного – смертна. Она не такая, как у человека, она не живет вечно…

Хотя Священное Писание прямо не говорит ни о смертности, ни о бессмертии душ животных, мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывающиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.

Храни Вас Господь! С уважением, протоиерей Алексей.

***

О каких святых отцах идет речь? Здесь можно привести в пример рассуждения святителя Василия Великого, которые, казалось бы, не оставляют надежды тем, кто мечтает увидеть своих питомцев в раю. Святитель пишет в Толковании на первую главу Книги Бытия: «Да изведет земля душу живу. Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17:11), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. Итак, да изведет земля душу живу. Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею, и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе, и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорить о себе, что они были некогда и женами, и деревьями, и морскими рыбами. А я, хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что, когда писали сие, были бессмысленнее рыб» (Беседы на Шестоднев. Беседа 8-я).

Здесь мы видим, тем не менее, что обличение святителя направлено в первую очередь против тех, кто считает душу человека однородной с душами животных, тем паче – проповедует переселение душ. Но ведь будут же обитать животные в новом, преображенном мире? И если так, будут ли они бессмертными, как воскресшие во Христе люди?


Преподобный Серафим Саровский на многих иконах изображается с медведем, который с доверием берет пищу из рук святого


***

Еще вопрос, заданный священнику:

«Благословите, честной отче! Правда ли, что только человек наделен бессмертной душой, а души животных смертны? В Священном Писании сказано, что когда наступит Царство Божие, то там волк с ягненком будут пастись на одной лужайке и т. д., т. е. животные там будут. Получается, они будут вновь созданные, а тех, которых мы потеряли в этой жизни, там не будет? И после своей смерти человек сможет увидеть только души своих родственников, а не животных? Или как? И еще. Является ли грехом то, что человек любит животных больше, чем людей? И если да, то какими молитвами можно это исправить? И как полюбить, например, своего обидчика (алкоголика, тирана, убийцу, наркомана) больше, чем преданную собачку или котика? Ирина».

– Да, Ирина, – отвечает игумен Никон (Головко), – только человек наделен Богом бессмертной душой, которая будет жить вечно, а души животных смертны и разрушаются одновременно со смертью тела. Если следовать этой мысли, то несомненно, что небесные обители будут населять другие животные, не те, что жили на земле. Любить животных больше, чем людей, грешно, а исправить это в себе можно только покаянием. Это, кстати, и ответ на последний ваш вопрос про тирана: нелюбовь к людям происходит только от мнения о себе. Мнение о себе рождает мысль, что мы достойны чего-то особенного, к нам относятся не так, как должно, нас окружают плохие люди и так далее до бесконечности. Подумайте об этом повнимательнее, и вы сами поймете корни неприязни к людям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образы добра: люди и животные"

Книги похожие на "Образы добра: люди и животные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ахтырский

Владимир Ахтырский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ахтырский - Образы добра: люди и животные"

Отзывы читателей о книге "Образы добра: люди и животные", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.