» » » » Евгения Романова - Психодиагностика


Авторские права

Евгения Романова - Психодиагностика

Здесь можно купить и скачать "Евгения Романова - Психодиагностика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Романова - Психодиагностика
Рейтинг:
Название:
Психодиагностика
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-03903-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психодиагностика"

Описание и краткое содержание "Психодиагностика" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии даются системный теоретико-методологический анализ и методическая интерпретация основных проблем психодиагностики. Представлены материалы, отражающие требования Государственного образовательного стандарта к содержанию учебной дисциплины «Психодиагностика», определены функции и задачи практикующего психолога в структуре психологической службы, сформулированы требования к основным компетенциям специалиста-психолога.

Для студентов психологических факультетов вузов, слушателей системы повышения квалификации. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем, кто интересуется проблемами современной психодиагностики.






в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных;

д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии.

Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

3.4. Критерии оценки качества тестовых процедур

За несколько десятилетий, истекших с момента, когда задача интенсивной разработки психодиагностических методик вновь была выдвинута в число наиболее актуальных проблем советской психологии [43; 44; 61; 76], по рассматриваемой проблеме проделана значительная работа. В публикациях Б. Г. Ананьева [11–15]; А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея [220]; Д. Б. Богоявленской [42]; В. М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука [37]; Л. А. Венгера [60; 61]; П. Я. Гальперина [70]; К. М. Гуревича [87]; В. В. Давыдова [88]; Ю. М. Забродина [99–105]; Г. М. Зараковского [108]; И. И. Ивановой и В. Г. Асеева [119]; З. И. Калмыковой [218]; А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева [136]; Б. Б. Коссова [145]; Г. С. Костюка [147]; A. Н. Леонтьева [162]; Б. Ф. Ломова [169]; Н. А. Менчинской [181]; В. Г. Норакидзе [193]; А. В. Петровского [206]; К. К. Платонова [208]; Я. А. Пономарева [209]; А. И. Раева и Л. А. Регуш [230]; Е. Ф. Рыбалко [12]; А. А. Смирнова и Е. И. Степановой [262]; Ю. Л. Сыэрда [274]; Н. Ф. Талызиной [275]; Б. М. Теплова [278; 281]; Д. Б. Эльконина [310]; В. А. Ядова [317]; И. С. Якиманской [318] и других отечественных исследователей сформулированы наиболее общие требования, реализация которых должна, по мысли авторов, обеспечить оптимизацию тестовых методик по критериям их научной достоверности и практической эффективности.

Значительное число исследований посвящено разработке критериально-оценочного аппарата тестологии. В них обсуждаются широко известные и теперь уже общепринятые положения, касающиеся критериев качества психологических тестов. Такими критериями являются: надежность, валидность, прогностическая ценность, объективность, а также доступность и удобство практического использования. Выделим характеристики некоторых из них, поскольку по отношению к ним не возникает каких-либо вопросов.

Критерий объективности применительно к психологическим тестам имеет три значения. Два из них являются общими для всех психологических тестов. Это, во-первых, стандартность условий тестирования по отношению ко всем испытуемым и, во-вторых, строгая регламентация процедуры оценивания, обусловливающая выставление одной и той же оценки за данный результат любым количеством оценщиков. Третье значение – специфическое для личностных тестов – заключается в обеспечении независимости результатов теста от возможных попыток их сознательного искажения испытуемым [2; 3; 69].

Под доступностью и удобством практического использования понимаются прежде всего относительная простота и кратковременность процедуры тестирования и оценивания, отсутствие высоких требований к квалификации персонала, осуществляющего тестирование, а также дешевизна стимульной части теста (аппаратов, оборудования, буклетов и т. д.).

Что касается прогностической ценности, то это – одно из основных требований к тестам – исходит от заинтересованных практиков и в течение уже многих лет представляет собой основную «область уязвимости» для критиков-теоретиков. Вместе с тем в отечественной литературе имеется особое мнение о специфике прогностической ценности тестовых измерений [см. 102; 104]. Здесь речь идет о возможности использовать данные психодиагностики для прогноза поведения субъекта:

♦ в другой ситуации;

♦ в «другом субъекте»;

♦ в другое время;

♦ в другой задаче.

Выделяются два типа прогноза: эмпирический, основанный на принципе простого «переноса» данных в области «малых изменений», и теоретический, основанный на применении теоретических моделей явлений. Если эмпирический прогноз теснейшим образом связан с идеей «подобия» ситуаций, субъектов, движений во времени и в пространстве задач, то теоретический прогноз оказывается связанным с проблемой интерпретации и «силой и мощностью» теоретической модели. Эта проблема затрагивает проблемы «перекрестной валидизации» и имеет непосредственное отношение к связке: «данные тестового измерения – математическая модель обработки данных – психологическая модель явления (субъекта) – психическая регуляция noведения – прогноз поведения».

3.5. Оценка надежности тестов

Несмотря на кажущуюся простоту, данная проблема постоянно находится в фокусе внимания психометристов, порождая нескончаемый поток публикаций [72; 73; 138; 147]. Публикации, посвященные различным аспектам надежности, начали появляться и в советской литературе [75; 79; 87; 184; 274; 277].

В современной психометрии стало уже привычным в качестве фундаментальных характеристик пригодности теста как измерительного инструмента выделять его надежность и валидность.

Однако, несмотря на все возрастающее внимание к проблеме надежности, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными, дискуссионными. Как отмечается в одной из последних работ по психологическому тестированию, изданных за рубежом [325], в течение многих десятилетий усилия исследователей концентрировались главным образом на совершенствовании методов, посредством которых оценивается согласованность измерения, и лишь сравнительно недавно взоры стали обращаться к вопросам, связанным с установлением причин, обусловливающих недостаточную надежность тех или иных тестов.

Поэтому и в подходах к трактовке различных аспектов этого понятия, в интерпретации конкретных коэффициентов надежности, наконец, в понимании взаимосвязи надежности и валидности все еще сохраняется немало спорных, а то и просто неосвещенных моментов. В частности, недостаточно четко специфицированы отдельные аспекты надежности, остаются «белые пятна» и в вопросе о факторах, создающих погрешность измерения, недостаточно проанализированы и пути повышения надежности тестовых методик. Все это делает проблему надежности одной из наиболее актуальных в современной тестологии.

Надежность (reliability — англ.) теста – это характеристика точности его как измерительного инструмента, устойчивости его к действиям помех (состояние испытуемых, их отношение к процессу тестирования и др.).

При разработке теста на базе репрезентативной выработки исследователь отбирает задачи, вопросы (или модифицирует их) таким образом, чтобы распределение реальных тестовых оценок было по возможности близко к нормальному. Величина дисперсии в этом случае считается истинной и обозначается через D или s2.

Каждый член тестированной выборки занимает свое определенное место на шкале «сырых» оценок и шкале стандартных отклонений. Теоретически это место для каждого члена выборки должно быть постоянно. Повторное выполнение теста теми же испытуемыми должно давать такое же распределение мест на указанных шкалах, как и в первый раз. В этом идеальном случае тест считается абсолютно надежным. На практике оценка и места испытуемых в результате повторного тестирования часто меняются. Распределение в этом случае в большей степени отличается от нормального, чем исходное, принятое за эталонное, истинное.

Для такого распределения величина дисперсии выше, чем s2 на величину дисперсии ошибки измерения: s2х = s2 + s22.

Надежность теста определяется, как правило, по окончании процедуры анализа задач и составления окончательной формы теста. Метод повторного тестирования (ретестирования) является основным при определении надежности теста. Метод повторного тестирования чаще всего находит применение при контроле надежности скоростных тестов и опросников. Наиболее простой способ нахождения коэффициента надежности заключается в расчете коэффициента полной корреляции (по Пирсону) между результатами первого и второго тестирования у группы испытуемых.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психодиагностика"

Книги похожие на "Психодиагностика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Романова

Евгения Романова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Романова - Психодиагностика"

Отзывы читателей о книге "Психодиагностика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.