» » » » Евгения Романова - Психодиагностика


Авторские права

Евгения Романова - Психодиагностика

Здесь можно купить и скачать "Евгения Романова - Психодиагностика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Романова - Психодиагностика
Рейтинг:
Название:
Психодиагностика
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-03903-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психодиагностика"

Описание и краткое содержание "Психодиагностика" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии даются системный теоретико-методологический анализ и методическая интерпретация основных проблем психодиагностики. Представлены материалы, отражающие требования Государственного образовательного стандарта к содержанию учебной дисциплины «Психодиагностика», определены функции и задачи практикующего психолога в структуре психологической службы, сформулированы требования к основным компетенциям специалиста-психолога.

Для студентов психологических факультетов вузов, слушателей системы повышения квалификации. Может быть полезно преподавателям психологии, а также всем, кто интересуется проблемами современной психодиагностики.






♦ точность в отношении заданий говорит о том, насколько каждое задание (вопрос, задача) метода вносит вклад в изучение данной характеристики, – имеется в виду, что метод настолько хорош, насколько качественными являются элементы, из которых он состоит. Мы различаем две формы, а именно эквивалентность и согласованность.

Эквивалентность предполагает, что метод существует в двух или нескольких вариантах, которые взаимозаменяемы. Индекс эквивалентности является высоким тогда, когда корреляция между обоими вариантами близка единице. Метод с таким высоким индексом эквивалентности выгодно применять в ситуациях, когда требуется одного испытуемого обследовать дважды – например, до лечения и после лечения, чтобы узнать, вызвало ли определенное воздействие желаемый эффект. При низком индексе эквивалентности (обычно корреляция ниже 0,7) мы должны осторожно пользоваться вариантами одного метода в ситуации индивидуального обследования. Но с таким методом можно работать в научно-исследовательских целях, и тогда в первом обследовании половине испытуемых мы предъявляем одну форму, а второй половине – вторую форму. Во втором обследовании мы меняем варианты и посредством подходящей математической процедуры контролируем эффект порядка подачи метода.

Согласованность является существенным свойством каждого метода, предназначенного для выявления одной характеристики личности. Высокий индекс согласованности является показателем гомогенности метода. Он показывает, в какой степени каждое задание вносит вклад в изучение соответствующей характеристики. С помощью процедуры оценки согласованности мы исключаем те задания, которые для данного метода как единого целого не подходят и которые по статистическим показателям выявляют что-то другое. Естественно, что методы, задания которых являются по содержанию гомогенными (корректурные пробы, тесты чтения, тесты типа кодирования и т. п.), оказываются высокосогласованными и без статистических подсчетов. Согласованность выявляется или с помощью так называемого метода расщепления и коэффициента корреляции, т. е. коррелированием показателей четных и нечетных заданий и знаков, или с помощью отношения дисперсии делений к дисперсии всего теста – так называемого коэффициента альфа.

Точность в отношении обследуемых касается надежности, с которой метод выявляет одно и то же в руках разных экспериментаторов или когда он применяется на социодемографически равных выборках.

Различается надежность субъективных оценок и гетерогенность.

Надежность субъективных оценок — это степень согласия между разными экспериментаторами при оценке результатов одного метода или при оценивании тех же испытуемых. Если, например, проективный тест интерпретируют разные психологи, имеет смысл знать индекс надежности субъективных оценок, чтобы определить, насколько интерпретация является объективной. Условием для этого является обученность психологов одному подходу к теории личности как основе метода и, далее, чтобы они пользовались одинаковой системой кодирования первичной информации. Надежность субъективных оценок важна в шкалах оценок, где низкие индексы указывают на недостаточную очерченность или большую субъективность предмета оценки.

Гетерогенность определяет, насколько метод применим дня разных групп испытуемых, которые различаются по возрасту, образованию, профессии, национальности и т. п. Неучет низкой гетерогенности некоторых интеллектуальных тестов является одним из источников идеологически реакционных заключений, например, об интеллектуальной неполноценности негров или превосходстве представителей интеллигенции.

Серьезной проблемой практической психодиагностики являются условия точности, или же источники ошибок. Ряд авторов пытались создать таксономию всех факторов, влияющих на результаты психодиагностических методов. Источником ошибки психодиагностического метода является не только сам метод. Неточность может возникнуть в любом звене гносеологической цепи, идущей от метода к испытуемому и от него обратно к психологу, интерпретирующему результаты тестирования. Поэтому источники вариативности результатов тестирования можно рассматривать как минимум на пяти уровнях.

1. Несовершенство психодиагностического метода приводит к двум типам ошибок: постоянным и случайным. К постоянным ошибкам относится неадекватная формулировка инструкции, нечеткие инструкции о способе подачи метода испытуемому, далее, плохо сформулированные, непонятные или неоднозначные задания, вопросы и т. п. К непостоянным источникам ошибок метода относится, например, изменение электрического напряжения во время работы с тестовыми приборами, неодинаковая удобочитаемость бланков для ответов и т. д.

2. Ситуация обследования. На результаты может влиять время дня, когда проводится обследование, неодинаковое освещение помещения во время обследования равных групп испытуемых, неодинаково выгодное размещение испытуемых в условиях группового тестирования и т. п.

3. Личность экспериментатора. Этот фактор до сих пор мало учитывается в качестве возможного источника ошибок или завышения результатов. Речь идет не только о том, что экспериментатор может разных испытуемых по-разному стимулировать или тревожить в зависимости от собственного настроения, установок и т. п., но он им также может с разной степенью адекватности подавать инструкцию в зависимости от того, в какой мере они ему симпатичны. Возраст, пол, эстетический внешний вид также необходимо, вероятно, считать внеплановыми источниками вариативности результатов обследования. В немалой степени важно и то, в какой роли для испытуемых выступает экспериментатор, как он им был представлен: это их знакомый, это учитель, врач, руководитель; был он представлен как хороший специалист или как человек, влияющий на их дальнейшую судьбу в зависимости от результатов обследования, и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Под руководством Л. Термена впоследствии были изданы еще две переработки этой шкалы, известные как шкалы Стэнфорд–Бине, 1937 [409] и Стэнфорд–Бине, 1960 [408].

2

Цит. по [34].

3

Ведь врожденное по самой своей сущности должно быть неизменным.

4

Цит. по [138].

5

Там же.

6

Педология (от греч. pais (paidos) – дитя, logos — учение) – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX–ХХ вв., обусловленное распространением революционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Содержание педологии составила совокупность физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

7

Цит. по [24].

8

Цит. по [58].

9

Цит. по [38].

10

Цит. по [330].

11

Там же.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психодиагностика"

Книги похожие на "Психодиагностика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Романова

Евгения Романова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Романова - Психодиагностика"

Отзывы читателей о книге "Психодиагностика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.