» » » Сергей Самыгин - Психология и педагогика


Авторские права

Сергей Самыгин - Психология и педагогика

Здесь можно купить и скачать "Сергей Самыгин - Психология и педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Самыгин - Психология и педагогика
Рейтинг:
Название:
Психология и педагогика
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01486-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология и педагогика"

Описание и краткое содержание "Психология и педагогика" читать бесплатно онлайн.



В краткой и доступной форме изложены современные научные достижения психологии и педагогики, необходимые для усвоения студентами вузов в процессе формирования профессиональных компетенций. Рассматриваются проблемы общей психологии, психологии личности, социальной психологии, зарубежные и отечественные психологические теории личности, а также история и принципы педагогики, методы и формы обучения, педагогические технологии и закономерности, методы воспитания. Включает в себя основные темы курса «Психология и педагогика», вопросы для самоконтроля и список необходимой литературы, а также ответы на все основные вопросы экзаменационных билетов по данному курсу.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для бакалавров. Может быть полезно преподавателям школ и других учебных заведений для расширения знаний по психологии и педагогике.






2) второй вариант предполагает прогрессивное решение — достижение гармонии посредством развития собственно человеческих сил, внутренней человечности, развивая свою индивидуальность, стремясь к высшим духовным ценностям: красоте, доброте, гуманности, самореализации своего жизненного назначения.

Но человеку трудно бороться с детерминирующими его поведение инстинктивно-биологическими бессознательными и культурно-социальными силами.

К. Маркс и З. Фрейд верили в возможность человека осознать те силы, которые «за его спиной» побуждают к определенному поведению, но предпосылкой освобождения от этих «демонических сил» для Маркса (который считал, что жизнь людей и общества предопределяют социально-экономические и классовые факторы) было осознание социально-экономических факторов и классовых интересов, а для Фрейда (который выявил решающую роль бессознательных факторов в жизни человека) – осознание бессознательного.

Известный австрийский психолог и мыслитель Виктор Франкл (1905–1997), создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, показывает, что свобода человека должна определяться по отношению к: а) влечениям, б) наследственности, в) среде[10].

Свобода по отношению к влечениям состоит прежде всего в том, что влечения не исчерпывают человека полностью так, как они исчерпывают собой животных. Свобода состоит в том, что человек либо позволяет влечениям определять свое поведение, либо не позволяет. При этом вся сфера влечений человека под влиянием духовных установок может быть серьезно перестроена, трансформирована. Хотя влечения у всех людей имеют некоторые общие психофизиологические основания, но тем не менее система влечений глубоко индивидуализирована по формам своего проявления, по степени их интенсивности и т.д. Контроль, ограничение, торможение вплоть до прекращения действия влечений – во всем этом проявляется способность человека свободно распоряжаться своими влечениями, проявлять избирательность в удовлетворении потребностей, откладывания на более поздний срок, учитывать более высокие интересы в ущерб низшим и т.д. Первичные жизненно-витальные потребности (в пище, отдыхе, самозащите, сексе) интегрированы у человека в систему культурных ценностей и интересов, которые в значительной степени носят компенсационный характер.

В отношении наследственности свобода человека проявляется как реализация и дальнейшее развитие либо компенсация врожденно-наследственных задатков и свойств человека как его осознанный и волевой выбор, т.е. человек получает в обществе достаточно широкий спектр свободного выбора социальных ролей и профессиональных видов деятельности, может реализовать свою индивидуальность.

На человека влияют три параметра среды: 1) естественно-природная среда; 2) психическая среда, которая детерминирует высшие мыслительные характеристики человека; 3) социально-культурные условия его жизни.

Что касается природной, социальной среды, свобода человека проявляется как его сознательная выработка определенного отношения к факторам и обстоятельствам внешней среды, как возможность изменения этой среды в определенных пределах. «Мир не удовлетворяет человека, и он своими действиями решает изменить его» (В. И. Ленин). Но свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам небеспредельна, а выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Человек способен формировать и видоизменять среду в соответствии со своими интересами и целями. Способом изменения среды является вся многообразная человеческая деятельность, прежде всего трудовая. В определенном смысле социально-культурная среда есть продукт человеческой деятельности и человеческой свободы.

Преобразуя среду, человек выходит за пределы наличной ситуации и наличной необходимости, и хотя объективные законы материи и мироздания человек изменить или отменить не может, он может создать измененную среду с иной спецификой действия общих объективных законов и иными частными закономерностями.

Контрольные вопросы

1. Что такое анализатор? Какие анализаторы есть у человека?

2. Какие свойства восприятия можно выделить?

3. Какие виды памяти существуют у человека?

4. Назовите закономерности забывания.

5. Какие мыслительные операции использует человек? Назовите виды мышления.

6. Что такое интеллект? Как измерить уровень интеллектуального развития?

7. Какие виды нарушения мышления могут быть?

8. Интеллект и креативность – как они связаны?

9. Эмоциональные процессы у человека в каких формах могут проявляться?

10. Назовите теории эмоций. В чем смысл информационной теории эмоций?

11. Чем отличается простое и сложное волевое действие?

12. Существует ли свобода воли?

Глава 3. Основные психологические теории

3.1. История развития психологического знания

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях Древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, древнегреческие философы-материалисты Демокрит (ок. 470 – ок. 380 до н. э.) и Эпикур (342/341–271/270 до н. э.), римский философ Тит Лукреций Кар (ок. 99 – ок. 55 до н. э.) понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427–347 до н. э.), душа – это что-то божественное, отличающее от тела, и душа есть образ и истечение мировой души. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.

Великий философ Аристотель (384–322 до н. э.) в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа, или «психе», – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Главная функция души – реализация биологического существования организма. Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель считал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Для Средневековья характерно усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С ХVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Психология стала развиваться как наука о сознании. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Французский философ Р. Декарт (1596–1650) приходит к выводу о различии души человека и его тела: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в теле движения. Декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Понятие душа стало превращаться в понятие разум, а позднее в понятие сознание. Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология и педагогика"

Книги похожие на "Психология и педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Самыгин

Сергей Самыгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Самыгин - Психология и педагогика"

Отзывы читателей о книге "Психология и педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.