Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Описание и краткое содержание "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати" читать бесплатно онлайн.
Книга «Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати» рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку адаптироваться к школе, от чего зависит школьная успешность, что нужно знать об освоении математики, письма и чтения. Среди других важных вопросов – система оценивания в начальной школе, особенности изучаемой программы, роль сверстников и учителя в жизни ребенка, домашние задания и продленка, кружки и секции и др.
Отдельный раздел посвящен физиологическим, психическим и сексуальным вопросам накануне подросткового возраста, чувствам и увлечениям ребенка, а также тому, как родителям выбрать верную линию поведения с взрослеющими сыном или дочкой.
Итак, тревога и тревожность оказывают преимущественно отрицательное влияние на развитие личности ребенка, его представлений о себе, результаты его деятельности, его самооценку и, в конечном счете, на развитие неуверенности в себе, в своих силах и возможностях.
В предупреждении тревожности детей этого возраста огромное значение имеет понимание родителями происходящего с ребенком, их психологическая грамотность. Ведь именно им принадлежит решающая роль в том, чтобы не допустить развитие тревожности у собственных детей. Родители, знающие о возможных причинах и путях закрепления тревожности в семье, о роли семейных конфликтов, характере предъявляемых ребенку требований, ведущих к возникновению и закреплению тревожности, сумеют помочь своему ребенку в развитии чувства уверенности.
Другой не менее значимой мерой профилактики тревожности является психологическое просвещение педагогов. Ведь некоторые учителя нередко рассматривают тревожность в качестве позитивного фактора, способствующего развитию у ребенка чувства ответственности, восприимчивости и т. п. Поэтому педагогам важно понять, какое в действительности влияние оказывает тревожность на психическое развитие ребенка, успешность его обучения и деятельности в целом. Особо следует привлечь их внимание к содержанию предъявляемых к ученикам требований, их соответствию реальным возможностям, к пониманию этих требований самими учениками и, главное, их принятию. Нет смысла требовать от ученика ответственного и добросовестного отношения к учению только на том основании, что он стал школьником. Ведь социальная роль школьника на первых порах его пребывания в школе – это заданная извне, если хотите, навязанная ребенку новая социальная роль, с которой он столкнулся впервые в своей жизни. Образно говоря, роль школьника – это как его новая школьная форма, в которой ребенок поначалу чувствует себя скованно и неуютно. Он еще не привык ней, не сжился с нею, и она кажется ему чужой и неудобной. Поэтому так приятно, придя домой, поскорей скинуть ее и одеть привычную для себя одежду, в которой удобно и комфортно.
До тех пор, пока ребенок также не свыкнется с новой для себя ролью, не осознает ее смысл и значимость, его поведение будет регулироваться содержанием ранее ему известных, понятных и личностно принятых ролей. Иными словами, пока у ребенка на основании внешней роли – ученика не сформируется внутренняя личностная позиция школьника, бессмысленно требовать от него поведения школьника.
Внутренняя позиция школьника
Содержание Я-концепции детей старшего дошкольного возраста, то есть накануне первого похода в школу, свидетельствует о наличии у них чувства социальной компетентности, проявляющегося в трех видах отношений:
1) к предметной действительности: ребенок ориентируется на одобряемые взрослыми действия и наиболее подходящие средства достижения, он способен настроить себя на достижение отсроченной во времени цели;
2) к другим значимым людям (учителя, одноклассники); у ребенка повышается чувствительность, когда он оценивает свою способность к общению с окружающими;
3) к самому себе: это обостренное чувство самоуважения ребенка и переживание им своей значимости как равноправного партнера для других.
Отношение ребенка к себе возникает позднее, чем первые два, поскольку формируется оно на основании его личного опыта взаимодействия с предметным миром (его отношения к предметной действительности) и окружающими его людьми (его отношения к другим). Не случайно более или менее адекватная самооценка ребенка, которая основывается на отношении ребенка к себе, появляется только к концу младшего школьного возраста.
Социальная компетентность ребенка, предполагающая наличие относительно развитой Я-концепции, положительной самооценки и сравнительно реалистичный уровень притязаний, обеспечивают ребенку успешность во взаимоотношениях с другими людьми и самим собой.
К достаточным же условиям успешной деятельности ребенка и, прежде всего учебной, мы относим наличие у него внутренней позиции школьника. На наш взгляд, именно ее отсутствие либо деформация являются одними из главных причин множественных трудностей, с которыми ребенок встречается, переступив порог школы. А переступив его, он сбрасывает с себя одежды прежней социальной роли, и взрослые предлагают ему надеть одежду новой социальной роли – роли школьника.
Многим из нас памятны строки В. Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Действительно, с какой бы точки зрения (научной или житейской, обыденной) мы не описывали поведение человека, мы делаем это, как правило, в пределах какой-либо из выполняемых им ролей. Сама роль понимается как «нормативно одобренный, конкретный способ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». В этом определении особое место принадлежит словосочетанию «ожидаемый от каждого». Ведь первый вопрос, задаваемый нами при знакомстве с человеком, – это вопрос о том, кто он, кем является, то есть вопрос об исполняемой им социальной роли. Впоследствии, стараясь дать ему оценку как человеку в целом, мы сравниваем между собой его реальное поведение и проявляемые при этом психологические качества с ожидаемыми нами – поведением и качествами. Наши ожидания – это плод наших субъективных представлений о содержании исполняемой им роли, о том, каким должно быть это поведение и какие качества при этом должны проявляться. В совокупности эти представления и выступают основанием нашей оценки человека.
Сама роль, ее содержание, будь то роль школьника, студента, учителя, мужа, отца и т. д., задается извне и определяется той или иной культурно-исторической средой. Роль «школьник» характеризует объективное положение ребенка, которое он стал занимать. Однако мы видим, как разные дети по-разному исполняют эту роль. К одним нет никаких претензий, поскольку ожидаемое от них поведение полностью соотносится с нашими представлениями о роли школьника. К другим возникают большие претензии в силу значительного расхождения между реальным исполнением роли и нашими ожиданиями.
Судя по всему, разница в поведении детей определяется разным качеством побуждений. Эти новые побуждения, влияющие на поведение, тесно связаны с возможностями ребенка, с одной стороны, и действующими на тот момент времени его потребностями, мотивами, установками, притязаниями, ценностными ориентациями – с другой. Это значит, что отношение к роли школьника зависит от предшествующего опыта, возможностей ребенка, его более ранних потребностей и стремлений.
Таким образом, внутренняя позиция связана с тем, как соотносятся между собой содержание роли школьника (требования, которые за ней закреплены), а также возможности (физические, интеллектуальные, эмоциональные), потребности и мотивы ребенка:
Осваивая социальную роль, ребенок формирует собственное отношение к ее исполнению, которое выражается понятием внутренняя позиция личности. В этом отношении отражены и уровень понимания им своих возможностей по ее исполнению, и соответствующие этим возможностям новые потребности, мотивы и притязания. Таким образом, внутренняя позиция дает ключ к индивидуальной расшифровке исполняемой роли, то есть к пониманию той «игры», которую исполняет ребенок.
Внутренняя позиция определяет не только реальное поведение ребенка, но и те новые качества, свойства и черты личности, которые помогают ему выразить свое понимание роли. Они действительно будут новыми, то есть отличными от прежних, поскольку новое отношение к роли приведет к изменению системы отношений ребенка как с окружающей его предметной средой, так и с людьми. Таким образом, внутренняя позиция определяет личностное развитие ребенка.
Все семилетние дети, переступив порог школы, начинают играть роль школьника. И содержание предлагаемой им роли однозначно. Всем первоклашкам предлагается типовой сценарий роли, то есть типовой набор функций, предусмотренных данной ролью. Большинство первоклассников готовы и стремятся к исполнению этой социальной роли. Однако однотипный сценарий той или иной роли подвергается индивидуальной «режиссерской» проработке, и именно поэтому разные дети порой совершенно по-разному проигрывают одну и ту же роль. Почему?
Потому что предъявляемые ребенку требования к исполнению им новой роли «школьник» могут не соответствовать его реальным возможностям. Его реальные, к примеру умственные, возможности пока что соответствуют дошкольному уровню. В свою очередь «дошкольному» уровню возможностей соответствует и «дошкольный» уровень его стремлений, побуждений и притязаний. Именно через их призму ребенок воспринимает требования, преобразует их и вырабатывает свое субъективное отношение к ним. Иными словами, его внутренняя позиция не соответствует заданной роли школьника. В ней она представлена в деформированном виде. Таким образом, стереотипный сценарий роли начинает разыгрываться по индивидуальной драматургии. Режиссером, разрабатывающим и предлагающим эту индивидуальную драматургию, является внутренняя позиция личности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Книги похожие на "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Отзывы читателей о книге "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати", комментарии и мнения людей о произведении.