» » » » Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права


Авторские права

Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права

Здесь можно купить и скачать "Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права
Рейтинг:
Название:
Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-335-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Описание и краткое содержание "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" читать бесплатно онлайн.



В книге на основе положений теории процессуального права, новейшего законодательства и обобщения правоприменительной практики проводится исследование института подведомственности юридических дел. В работе раскрыты основные теоретические и практические аспекты этого процессуального института, его влияние на реализацию права на судебную защиту. Особое внимание уделено проблемам разграничения подведомственности дел различным юрисдикционным органам, анализу современного состояния и перспектив развития механизма разрешения споров о подведомственности.

В качестве приложений в книге помещены извлечения из основных нормативных документов и документов судебной практики, посвященные разграничению подведомственности юридических дел.

Для научных работников, юристов-практиков, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов, а также всех интересующихся проблемами современного процессуального права.






Таким образом, основываясь на вышеизложенном, следует сделать вывод, что институт подведомственности, как и процессуальное право в целом, органично сочетает в себе элементы частного и публичного права, то есть, является по существу смешанным частно-публичным правовым процессуальным институтом. Регулируя вопросы относимости той или иной категории дел к ведению государственных или поддерживаемых государством юрисдикционных органов, институт подведомственности решает публично-правовые задачи. В то же время, предоставляя заинтересованным субъектам право самостоятельно выбирать орган, который, по их мнению, наиболее подходит для разрешения конкретного дела, институт подведомственности тем самым развивает частноправовые начала процессуального права.

Придерживаясь мнения о смешанной частно-публичной правовой сущности института подведомственности, следует отметить, что границы между публичным и частным правом, как справедливо отмечал И. А. Покровский, не представляют резкой демаркационной линии и на протяжении истории далеко не всегда проходят в одном и том же месте.[123] Области регулирования публичного и частного права, в том числе и в пределах института подведомственности, в различных временных рамках менялись. Это связано с тем, что как для правовой системы в целом, так и для отдельных отраслей и институтов права наиболее важно оптимальное, гармоничное, отвечающее интересам общества сочетание частного и публичного права. В литературе отмечается, что проблема такого сочетания публичного и частного права в современном правоведении только ставится и до конца еще не решена.[124] В этой связи необходимо проследить возможные тенденции в развитии сочетания публичного и частного права и в нормах о подведомственности.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации устанавливает, что законодатель гарантирует защиту основных прав и свобод человека и в связи с этим «переориентацию всей деятельности правоохранительных органов в части приоритетности защиты интересов личности перед публичным интересом».[125] Основываясь на данном положении, вполне логично допускается проникновение частноправовых диспозитивных начал и в регулирование института подведомственности. Учитывая приоритет частного интереса над публичным, можно было бы предоставить заинтересованному лицу право самому определять тот орган, в котором он будет отстаивать свои права и законные интересы. Так, провозглашенное ст. 46 Конституции РФ всеобщее право на судебную защиту в условиях современной разветвленной судебной системы можно было бы трактовать и как предоставление субъекту права самому выбирать подсистему судебной власти для обращения за защитой.

На наш взгляд, такое решение проблемы соотношения частно- и публично-правовых начал в регулировании института подведомственности будет в корне неправильным. Нормы о подведомственности – это не просто институт процессуального права, а институт, обеспечивающий сбалансированное функционирование всей юрисдикционной системы государства и равномерное распределение нагрузки по разрешению юридических дел между отдельными юрисдикционными органами. Решение этих задач относится к важнейшим публично-правовым государственным интересам и обеспечивается в первую очередь четким разграничением полномочий соответствующих органов. Пересечение компетенции различных юрисдикционных органов, т. е., когда разрешение конкретного юридического дела возможно в двух, трех и более органах, совершенно справедливо относится к негативным явлениям юрисдикционной системы,[126] поскольку неизбежно ведет к возникновению споров о подведомственности. Поэтому наиболее отвечающим интересам слаженного функционирования механизма разрешения юридических дел в государстве видится публично-правовое императивное установление подведомственности дел конкретным юрисдикционным органам. Учитывая конституционность права на судебную защиту, правила альтернативной или смешанной подведомственности, содержащие диспозитивные частноправовые начала, целесообразно применять к регулированию подведомственности лишь в тех случаях, когда это приведет к более оперативному разрешению дел, а также с целью разгрузить судебную систему путем разрешения незначительных или очевидных дел в несудебных органах.

Особого внимания заслуживают правила договорной подведомственности, поскольку их существование в условиях свободного гражданского оборота является объективно необходимым. Субъекты, наделенные юридической свободой распоряжаться своими субъективными гражданскими правами самостоятельно на свой риск и страх, должны иметь возможность разрешения споров между ними, не прибегая к помощи судебной власти государства. В то же время при установлении правил договорной подведомственности следует исходить из характера правоотношений, из которых возникает подлежащее разрешению дело. В зависимости от того, из частноправовых или публично-правовых материальных отношений возникло спорное правоотношение, договорная подведомственность может или не может допускаться. В этой связи следует признать правильным существующее положение, когда третейское разбирательство в соответствии с законодательством о третейских судах возможно между юридическими лицами и (или) гражданами только по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, поскольку данные отношения являются частноправовыми и государство не вправе вмешиваться в их разрешение без волеизъявления на то заинтересованных лиц.

Правила договорной подведомственности не следует распространять на дела, возникающие из административных или иных публично-правовых отношений. В этом случае превалирующим является специфика объекта правоотношения, которая не может быть проигнорирована. Наличие публичного интереса свидетельствует о непосредственном участии в данном правоотношении государственной власти, которая в своей деятельности связана соответствующими нормами закона, выходить за пределы которых просто не вправе. Поэтому нормы о подведомственности дел из публично-правовых отношений также должны иметь публично-правовую сущность и императивный характер.

В какой-то мере исключениями из этого правила могут быть ситуации, когда государство, несмотря на то, что в силу своей природы и придает публичный характер возникающим с его участием правоотношениям, тем не менее выступает как субъект гражданского права, например, во взаимоотношениях с инвесторами, в первую очередь – с зарубежными. Это связано с тем, что судебная власть, хоть и является независимой от иных ветвей власти, все же представляет интересы и государства, по крайней мере, в глазах инвесторов, чье личное участие в финансировании государственных проектов требует гарантии того, что вложенные ими средства будут в полном объеме и без проволочек возвращены. Передача споров между государством и инвесторами на разрешение независимых и беспристрастных арбитров является одной из таких гарантий.[127] Поэтому можно признать справедливым закрепление в ст. 22 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» возможности разрешения споров между государством и инвесторами по их соглашению в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах). Этой же логике отвечает предусмотренная ст. II Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже возможность для публично-правовых юридических лиц обращаться для разрешения споров, возникающих из внешнеторговых сделок с их участием, к арбитражу.

Вопрос о договорной подведомственности споров с участием публично-правовых органов по-разному решается в зарубежных государствах. В странах англо-американской системы права возможность рассмотрения споров с участием государственных органов, как правило, допустима (например, в США третейские суды вправе рассматривать споры в сфере антимонопольного права). Это можно объяснить тем обстоятельством, что в странах англо-американской системы права не признано деление права на частное и публичное, следовательно, этот фактор в меньшей степени влияет на функционирование юрисдикционной системы.

В странах континентальной системы права, напротив, возможность передачи споров из публично-правовых отношений на рассмотрение третейских судов является редким исключением из правила. Так, в Греции, где согласно ст. 867.1 Гражданского процессуального кодекса в арбитраж могут быть переданы лишь частноправовые споры, касающиеся вопросов, которые стороны свободны самостоятельно урегулировать (исключаются, в частности, дела о разводе, дела государственного интереса и т. д.), недавнее дело AED 24/1993 продемонстрировало расширительный подход к подведомственности дел арбитражам. В этом деле специальный Верховный суд постановил, что даже налоговые споры могут быть переданы в арбитраж, если это установлено соглашением между государством и зарубежным инвестором.[128] В Швеции Закон об арбитраже 1999 г. предусматривает передачу в арбитраж споров, вытекающих из антимонопольного права, однако эта возможность ограничена принятием решения лишь в отношении гражданско-правовых последствий антимонопольного права в том, что касается сторон.[129]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Книги похожие на "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Чудиновских

Константин Чудиновских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Отзывы читателей о книге "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.