» » » » Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права


Авторские права

Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права

Здесь можно купить и скачать "Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права
Рейтинг:
Название:
Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-335-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Описание и краткое содержание "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" читать бесплатно онлайн.



В книге на основе положений теории процессуального права, новейшего законодательства и обобщения правоприменительной практики проводится исследование института подведомственности юридических дел. В работе раскрыты основные теоретические и практические аспекты этого процессуального института, его влияние на реализацию права на судебную защиту. Особое внимание уделено проблемам разграничения подведомственности дел различным юрисдикционным органам, анализу современного состояния и перспектив развития механизма разрешения споров о подведомственности.

В качестве приложений в книге помещены извлечения из основных нормативных документов и документов судебной практики, посвященные разграничению подведомственности юридических дел.

Для научных работников, юристов-практиков, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов, а также всех интересующихся проблемами современного процессуального права.






Однако начиная с 1993 г., система нотариата перестала входить в систему государственных органов исполнительной власти. Сейчас нотариат относится к числу органов, осуществляющих публично-правовые функции, действующих хоть и под контролем государства, но «непосредственно и независимо в рамках гражданского общества, самоорганизуясь в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций – Нотариальных палат».[222] Юрисдикция нотариата носит особый характер, отличающийся бесспорностью дел, подлежащих его разрешению. Нотариат нельзя рассматривать ни как судебный, ни как административный орган. Это самостоятельное правовое образование в юрисдикционной системе России. Поэтому следует согласиться с Д. М. Чечотом, выделившим в качестве самостоятельной формы разрешения юридических дел нотариальную, и точнее будет рассматривать ее как негосударственную.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные формы разрешения юридических дел на сегодняшний день имеют гораздо большее распространение и применение, чем негосударственные. Наличие негосударственных юрисдикционных органов, по справедливому замечанию Ю. К. Осипова, составляет отличительную особенность института подведомственности.[223] В то же время было бы не совсем верно утверждать, что деятельность негосударственных форм разрешения юридических дел осуществляется самостоятельно и независимо от государства. Государство определенным образом уполномочивает соответствующие юрисдикционные органы, эти органы осуществляют свою правоприменительную деятельность исключительно по поручению государства, которое определяет объем их юрисдикционных полномочий, контролирует их деятельность и осуществляет принудительное исполнение издаваемых юрисдикционных актов. Так, поскольку решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей не включены в перечень предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительных документов, для того, чтобы получить возможность их принудительного исполнения, необходима выдача исполнительного листа соответствующим государственным судом, который, в том числе таким образом, осуществляет контроль за соответствием решений третейского суда требованиям законности и обоснованности.

Указанное выше правило обозначено Ю. К. Осиповым как принцип преимущественной подведомственности юридических дел юрисдикционным органам и сформулировано следующим образом: разрешение споров о праве и других юридических дел за изъятиями, указанными в законе, подведомственно государственным органам, наделенными юрисдикционными полномочиями.[224]

Однако на сегодняшний день, учитывая произошедшие в регулировании института подведомственности изменения, можно сказать, что данное правило приобрело несколько иное содержание. Закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту получило действительную реализацию и приобрело характер неограниченного права каждого на защиту своих прав и законных интересов в суде. Можно согласиться с В. М. Жуйковым в том, что конституционное положение о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод есть ничто иное, как установление судебной подведомственности для всех споров о праве.[225]

В процессуальной теории высказано мнение о существовании в регулировании института подведомственности принципа универсальной подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции.[226] Однако, прежде чем соглашаться с данным положением, следует сказать о том, что действующая система юрисдикционных органов основана в первую очередь на принципе общей подведомственности юридических дел органам судебной власти государства. Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов являются органами, которые в соответствии с Конституцией РФ обладают общими полномочиями на разрешение любого рода юридических дел. Все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, как справедливо отмечает В. М. Жуйков, в этой ситуации должны рассматриваться только как органы их предварительного, досудебного разрешения, решения которых по заявлениям не согласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким другим несудебным органам неподконтрольны и могут быть в установленной законом процедуре пересмотрены только вышестоящими судами.[227]

О том, что подведомственность юридических дел государственным несудебным органам и иным органам, наделенным юрисдикционными полномочиями, носит характер исключений из общей судебной подведомственности дел и устанавливается только в случаях, прямо предусмотренных законом, хотя при этом не исключает возможности последующего судебного контроля, свидетельствует и анализ ряда законодательных актов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 ГК защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, при этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Согласно ч. 6 ст. 4 АПК на рассмотрение третейского суда может быть передан только спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, при условии наличия соглашения сторон. Аналогичное правило содержится в ст. 3 ГПК. При этом на основании п. 1 ч. 2 ст. 42, пп. 1 п. 2 ч. 2 ст. 46 Федерального закона «О третейских судах в РФ», компетентный государственный суд отменяет решение или отказывает в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, если спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства. Аналогичные правила в отношении международных коммерческих арбитражей установлены в ч. 2 ст. 1, пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 34 и пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 36 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».

Из такой же позиции понимания судебной и иной подведомственности исходит и Конституционный Суд РФ, о чем можно сделать вывод, проанализировав ряд его постановлений. Так, в п. 12 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 1998 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”» рассматривается вопрос о правомерности создания федерального органа по сохранению культурных ценностей, который наделяется при этом полномочиями по разрешению споров между учреждениями культуры относительно распределенных между ними перемещенных культурных ценностей. Разрешая данный вопрос, Конституционный Суд исходил из прерогативы судебных органов власти на разрешение споров. Поскольку согласно ст. 46 (ч. 1) во взаимосвязи со ст. 10, 118 и 120 (ч. 2) Конституции РФ следует, что акты органа исполнительной власти в любой момент могут быть в установленном порядке предметом судебного обжалования, Конституционный Суд посчитал, что создание такого органа с юрисдикционными полномочиями не нарушает прерогативу судебных органов власти на разрешение споров, так как его решения, в свою очередь, могут быть предметом судебного разбирательства.

Кроме того, в п. 9 указанного Постановления Конституционного Суда рассматривается вопрос о конституционности установления в проверяемом Федеральном законе внесудебного претензионного порядка решения вопросов о перемещенных культурных ценностях. Согласно данному пункту Постановления правило Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемешенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» о предъявлении претензий правительствами соответствующих государств только правительству Российской Федерации не может толковаться как исключающее судебный порядок установления и защиты права собственности на конкретные перемещенные культурные ценности, находящиеся на территории Российской Федерации, и, следовательно, не допускающее право на обращение в суды Российской Федерации для лиц, которым принадлежали культурные ценности. Развивая данное положение, п. 11 Постановления устанавливает, что использование внесудебной процедуры не исключает возможности установления и защиты права собственности на отдельные перемещенные культурные ценности в судебном порядке. Однако в случае использования судебной процедуры положения об иных формах разрешения споров, по мнению Конституционного Суда, неприменимы. Иное не согласуется с самостоятельностью и независимостью судебной власти и основанной на этом обязательностью судебных решений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Книги похожие на "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Чудиновских

Константин Чудиновских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Чудиновских - Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права"

Отзывы читателей о книге "Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.