» » » » Дмитрий Урушев - Русское старообрядчество: традиции, история, культура


Авторские права

Дмитрий Урушев - Русское старообрядчество: традиции, история, культура

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Урушев - Русское старообрядчество: традиции, история, культура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент5 редакцияfca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Урушев - Русское старообрядчество: традиции, история, культура
Рейтинг:
Название:
Русское старообрядчество: традиции, история, культура
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-699-86250-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русское старообрядчество: традиции, история, культура"

Описание и краткое содержание "Русское старообрядчество: традиции, история, культура" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена самым ярким эпизодам и основным вехам истории старообрядчества. Рассказ об этом исконно русском духовном движении начинается со времен появления христианства на Руси и доходит до наших дней. Читатель знакомится с живыми портретами выдающихся исторических деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), с яркими рассказами о достопамятных событиях. Книга написана легко, но не легковесно. За простым повествованием скрывается большая работа историка в архивах и библиотеках. Такая книга будет интересна самой широкой читательской аудитории, прежде всего – детям, молодежи и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».






– Государь-царь немедленно за нами будет! И ты сам, мучитель, готовься на суд Божий с нами!

А Алексей Михайлович 22 января 1676 года неожиданно почувствовал сильное недомогание. В ночь на 23 января его посетило страшное видение: явились государю старцы Соловецкого монастыря и стали пилами намелко растирать его тело. Сбывалось пророчество страстотерпцев.

Чуя неминучую смерть, царь послал к Мещеринову скорого гонца с приказом снять осаду. Но было поздно. На полпути царский посланец встретил воеводского гонца, мчавшегося в Москву с известием о покорении обители.

Алексей Михайлович умер в муках 29 января. По церковному календарю этот день был посвящен грядущему Второму Пришествию Христа и Его Страшному суду.

Глава 18. Стрелецкое восстание

Царь Алексей Михайлович был дважды женат. Первой его супругой была Мария Ильинична из старинного рода Милославских. Она умерла в 1669 году. Через два года государь женился снова. Второй супругой самодержца стала Наталья Кирилловна из незнатного рода Нарышкиных. От первой жены царь имел сыновей Феодора и Иоанна и дочь Софью. От второй жены – сына Петра.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 году на престол вступил Феодор Алексеевич. Не оставив наследника, он умер в 1682 году. Тотчас началась борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными.

Милославские хотели, чтобы царем стал Иоанн Алексеевич. Нарышкины желали видеть на престоле малолетнего Петра Алексеевича. А царевна Софья, умная, властная и честолюбивая женщина, сама хотела править страной.

Царевич Иоанн был болезненным и безвольным юношей, совершенно неспособным управлять государством. И бояре объявили новым правителем царевича Петра, крепкого и развитого мальчика.

Софья поняла, что теперь ей уготована обычная судьба царских дочерей – постриг и безысходная жизнь в монастыре. Но она не хотела смиряться с этим, она мечтала о власти.

Царевна решила захватить престол, призвав к восстанию государево воинство – стрельцов. Они давно уже роптали, недовольные службой. Начальники войска, сотники и полковники, злоупотребляли своим положением: жестоко наказывали стрельцов, заставляли бесплатно работать в своих имениях и годами не платили жалования.

Верные слуги Софьи стали разжигать недовольство войска, распространяя слухи, что под властью Нарышкиных стрельцов ждут новые притеснения и лишения. А 15 мая 1682 года по Москве разнесся слух, что Нарышкины убили царевича Иоанна.

Под звон колоколов и бой барабанов стрелецкие полки со знаменами и оружием вступили в Кремль. С криками, что они идут выводить изменников и губителей царского рода, воины ворвались во дворец. Хотя царевич Иоанн был жив и невредим, стрельцы начали убивать Нарышкиных и сочувствовавших им бояр.

Войско, поддержанное горожанами, подчинило себе всю столицу. И властям пришлось выслушать требования восставших: пусть на Руси будет два царя – Иоанн и Петр, а царевна Софья Алексеевна пусть будет их соправительницей.

Власти уступили этим требованиям и назначили на 25 июня венчание на царство Иоанна и Петра. Главой стрелецкого войска был назначен князь Иван Андреевич Хованский – известный воевода. Он был ревностным старовером и не скрывал своих убеждений.

В те беспокойные дни многие христиане думали, что, пользуясь слабостью властей и влиянием Хованского, можно уговорить Иоанна и Петра вернуться к старой вере, попранной при Алексее Михайловиче. Стрельцы и москвичи составили челобитную царям, прося восстановить по всей Руси истинное православие и устроить открытый спор о вере.

Князь вызвался быть посредником между народом и царским двором. В день венчания на царство он передал челобитную Софье Алексеевне и патриарху Иоакиму. А 27 июня Хованский пришел к патриарху с представителями от войска и горожан для спора о вере.

Это прение, состоявшееся без свидетелей, ни к чему не привело. Иоаким не был расположен к спору, у него вообще не было собственного мнения по вопросам веры. Недаром он говорил:

– Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальники, то и готов творить и слушать их во всем.

Повторное собеседование было назначено на 5 июля. В этот день с раннего утра в Кремле стали собираться толпы москвичей. В Грановитую палату пришли царица Наталья Кирилловна, царевна Софья, патриарх Иоаким, духовенство и бояре.

С крестом, Евангелием, образами Богородицы и Страшного суда, с древними книгами и зажженными свечами пришли в палату староверы. Их возглавлял священник Никита Добрынин из Суздаля.

Началась знаменитая «пря о вере». Никита зачитал вопросы к никонианам. Но Иоаким сразу же заявил пришедшим:

– Не вам подобает исправлять церковные дела. Вы должны повиноваться нам. Новые книги исправлены по грамматике, а вы грамматического разума не коснулись и не знаете, какую он содержит в себе силу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Галилейское море (Генисаретское озеро) – озеро на северо-востоке Израиля.

2

Староверы пишут имя Спасителя по правилам древнерусского языка – Iсусъ или Исус, с одним «И».

3

Корсунь (по-гречески Херсонес) – греческий город в Крыму. Ныне его развалины находятся возле Севастополя.

4

Боспор – Керченский пролив между Азовским и Черным морями.

5

Босфор – пролив между Европой и Азией, соединяющий Черное море с Мраморным.

6

Царьград (по-гречески Константинополь) – ныне город Стамбул в Турции.

7

Великая Моравия – древнеславянское государство, занимавшее земли современных Чехии, Словакии и Венгрии, а также часть Польши и Украины.

8

Вельдеманово – село в Перевозском районе Нижегородской области.

9

Макарьев Желтоводский монастырь – обитель в Нижегородской области, расположенная на берегу Волги.

10

Кожеозерский монастырь – обитель в Архангельской области, расположенная на берегу Кожозера.

11

Иосиф – патриарх Московский и всея Руси (1642–1652), преемник патриарха Иоасафа.

12

По-славянски: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Евангелие от Иоанна 1:29).

13

То есть «IHCOYC XPICTOC NIKA» (Исус Христос побеждает).

14

Тырговиште – ныне город в Румынии.

15

Афон – гора (гористый полуостров) на севере Греции, где расположено множество древних монастырей.

16

Колычево – село в Лысковском районе Нижегородской области.

17

Пафнутьев Боровский монастырь – обитель в Калужской области, возле Боровска.

18

Григорово – село в Большемурашкинском районе Нижегородской области.

19

Юрьевец (Юрьевец-Поволжский, Юрьевец-Повольский) – город на берегу Волги в Ивановской области.

20

Тобольск – город в Тюменской области.

21

Пустозерск – ныне исчезнувший город в Заполярном районе Ненецкого автономного округа.

22

Мезень – ныне город в Архангельской области.

23

Романов – старинный город, в 1822 году объединенный с городом Борисоглебском в один город – Романов-Борисоглебск. Ныне город Тутаев в Ярославской области. В мае 2015 года принято решение о переименовании Тутаева в Романов-Борисоглебск.

24

Андреевский монастырь – обитель в Москве, расположенная у подножья Воробьевых гор.

25

Покровский монастырь – обитель в Москве, расположенная у Покровской (Абельмановской) заставы.

26

Мстино – озеро в Тверской области.

27

Ракова пустынь – ныне деревня Раково в Зубцовском районе Тверской области.

28

Филарет (в миру Федор Романов) – патриарх Московский и всея Руси (1619–1633), отец царя Михаила Романова.

29

Ныне на этом месте расположена деревня Никольская Пустынь Зубцовского района Тверской области.

30

Ныне на этом месте расположен город Льгов Курской области.

31

Саввин Сторожевский монастырь – обитель в Московской области возле Звенигорода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русское старообрядчество: традиции, история, культура"

Книги похожие на "Русское старообрядчество: традиции, история, культура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Урушев

Дмитрий Урушев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Урушев - Русское старообрядчество: традиции, история, культура"

Отзывы читателей о книге "Русское старообрядчество: традиции, история, культура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.