» » » Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека


Авторские права

Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека
Рейтинг:
Название:
Полисистемное исследование индивидуальности человека
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-9292-0149-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Описание и краткое содержание "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать бесплатно онлайн.



В коллективной монографии представлены результаты теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых реализован переход от интегрального к полисистемному изучению целостной индивидуальности человека в различных сферах деятельности.

Для специалистов гуманитарного профиля, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.






Отмеченное нашло подтверждение в том, что высокая учебная успеваемость на начальном этапе обучения студентов технического вуза преимущественно связана с составляющими структуры интеллекта, а на последующих этапах – еще и со свойствами личностного уровня, причем к завершающему этапу количество этих связей увеличивается [24].

В отношении профессиональной деятельности инспекторов ПППН выявлено увеличение показателя успешности в связи со стажем и опытом работы. При этом связь успешности с процессуальной стороной стиля и системой внутренних условий имеет различия у инспекторов-педагогов и инспекторов-непедагогов. У первых успешность связана как с отработанными приемами, так и разноуровневыми свойствами ИИ, у вторых – в большей степени со свойствами индивидуальности, среди которых отчетливо выделяются интеллектуальные характеристики[34].

Связь результативной и процессуальной сторон СД не однозначна. В одних случаях особенности в процессуальной стороне (высокая скорость выполнения действий, тщательный самоконтроль и т. д.) проявляются в повышении показателей производительности труда или качества работы. В других – некоторые особенности (торопливость, частые отвлечения и т. д.) приводят к тому, что благоприятные индивидуальные возможности (в частности, скоростные) не реализуются в результатах деятельности.

7. Развитие СД

Рассмотренный выше материал свидетельствует о том, что процесс развития СД сопровождается изменениями, во-первых, во всех его сторонах, и, во-вторых, в характере связей между ними. Полученные в последние годы данные позволяют выделить некоторые общие тенденции в развитии СД и уточнить представления об уровнях этого развития.

В плане общей характеристики развития стиля в исследованиях С. Ю. Ждановой [19] и Е. И. Сибиряковой [23]показано, что на начальном этапе обучения СД студентов является недостаточно сформированным, а по мере перехода на последующие этапы обучения он становится более структурированным и отработанным. В частности, выявлено, что у студентов 1-го курса математического факультета, как правило, отсутствует четко выраженный и рациональный стиль усвоения математических знаний, у студентов же 3 и 4-го курсов он оказывается в основном сложившимся и отработанным в своих главных компонентах. Аналогичное положение выявлено и в динамике СД инспекторов ПППН в связи с профессиональным развитием в исследовании Е. Г. Кузнецовой [34].

Одна из проблем, которая требовала особого внимания, заключается в выделении разных уровней развития СД. Этот вопрос отчетливо встал уже в первых работах по проблеме СД в связи с выявленными случаями, когда в особенностях ориентировочных и исполнительных действий, а также в других аспектах деятельности имеют место характерные для данного человека крайние проявления, снижающие эффективность деятельности [5,57]. Например, медленное выполнение действий и излишне тщательный контроль снижают производительность деятельности, хотя и положительно влияют на качество работы. Или наоборот, ослабленный контроль и быстрое выполнение действий могут привести к недостаткам в качественной стороне работы при высоких показателях по производительности труда. Считать ли эти случаи вариантами СД? Поскольку такие случаи имеют место не только у учащихся, но и работников с различным стажем, и поскольку они связаны со свойствами ИИ, то на поставленный вопрос мы отвечаем положительно [58,60,65]. Варианты несовершенного СД нами были обозначены как нерациональный стиль. Он был обнаружен и другими исследователями и обозначен как негативный или отрицательный стиль [25,49].

И в более общем плане следует иметь в виду, что, с одной стороны, на ранних стадиях овладения деятельностью, СД является недостаточно совершенным, а с другой, даже когда он может рассматривается как достаточно совершенный, в нем, естественно, происходят изменения в направлении дальнейшего его развития [19,34,47]. Этот процесс в общем виде характеризуется образованием более тесной системы связей между приемами деятельности, между разноуровневыми свойствами ИИ, между приемами и свойствами. При этом выявлено возрастание роли свойств личного уровня ИИ, и интеллектуального фактора и проявление разных аспектов последнего на разных этапах обучения. Таким образом, СД выступает, как развивающееся явление.

Вышесказанное нашло не только подтверждение, но и дальнейшее развитие в исследованиях, проведенных в последние годы. Так, при изучении стиля усвоения математических знаний выявлены два типа стилей, проявляющихся у студентов как 1-го, так и 3-го курсов, первый из которых выступает как положительный («целеустремленность в осознанном изучении математики»), а второй – как отрицательный («настрой на формальное достижение контрольных оценок») [48].

Вместе с тем по уровню развития выделены стили, имеющие не только полярные позиции, но и занимающие промежуточное положение. Так, при изучении стиля учебной деятельности школьников были выявлены 3 варианта стиля: более рациональный, менее рациональный и промежуточный [47]. А на основе изучения стиля деятельности студентов в пределах достаточно сформированного в целом рационального стиля выделены варианты стилей, один из которых обозначен как более совершенный, а другой – менее совершенный [19].

Более совершенный и менее совершенный варианты стилей обнаружены у инспекторов ПППН на разных этапах профессионализации. В этом исследовании получены и другие данные, имеющие отношение к вопросу об уровнях развития СД. Показано, что СД инспекторов-педагогов в силу влияния их педагогической подготовки имеет некоторые преимущества по сравнению с СД инспекторов-непедагогов на разных этапах профессионализации [34].

Как в учебной, так и в профессиональной деятельности выявлено, что разные уровни развития стиля характеризуются определенными особенностями как в различных сторонах стиля, так и в их соотношении [14,19,20,34,47]. Рациональному стилю присущи благоприятные внутренние возможности, преобладание рациональных приемов деятельности и высокая успешность, а нерациональному – слабая выраженность различных внутренних условий или наличие негативных качеств, преобладание нерациональных приемов деятельности и средняя (или низкая) успеваемость. В промежуточном стиле сочетаются рациональные приемы деятельности и благоприятные внутренние предпосылки с негативными тенденциями в процессуальной стороне и неблагоприятными возможностями. Что касается результатов деятельности, то для этого стиля могут быть характерны как средние результаты, так и достаточно высокие. Последние могут быть достигнуты за счет использования приемов, которые нельзя считать рациональными (например, за счет длительного выполнения заданий, зазубривания). При выделении более совершенного и менее совершенного вариантов стилей также были обнаружены различия в приемах деятельности, системе внутренних условий, а в ряде случаев – и в результатах деятельности.

В связи с проблемой развития СД особое значение в его характеристике приобретает опыт. Благодаря накоплению опыта у субъекта усиливается регулирующее влияние свойств личности на проявления психо- и нейродинамических свойств, возрастают возможности саморегуляции деятельности. Наряду с этим в связи с опытом происходят изменения в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности. Как уже отмечалось, на начальных стадиях овладения ею они выступают в более жесткой форме по сравнению с последующими стадиями. Влияние опыта на деятельность проявляется и в том, что существует такая категория информации о ней, которая становится доступной для реализации лишь на определенном уровне профессиональной подготовленности [56].

Названные изменения в СД соответствуют изменениям в характере связей между свойствами разных уровней ИИ. Как было отмечено, в процессе овладения деятельностью образуются новые связи между личностными и психо- и нейродинамическими свойствами, а также меняется роль разноуровневых свойств ИИ [19,24,34,47].

Накопленный опыт может привести к возникновению негативных особенностей деятельности (например, несоблюдение правил безопасной работы из-за появления уверенности в себе [31]). Кроме того, благодаря ему может быть зафиксирован нерациональный или недостаточно совершенный СД [25,58]. В связи с особенностями деятельности могут сформироваться негативные личностные характеристики (подозрительность, доминантность). Сказанное свидетельствует о сложном, противоречивом характере развития СД, в котором изменения в позитивном плане могут сочетаться с появлением негативных характеристик.

Один из аспектов развития стиля связан с проблемой его формирования. Важнейшей предпосылкой названного процесса является нахождение оптимального соотношения общих требований к формированию умений и навыков и проявления индивидуальных различий учащихся. В качестве конкретных вариантов реализации данного условия выступают: дополнение общих для всех обучающихся инструктивных указаний, обеспечивающих полную ориентировку в задании, индивидуализированными рекомендациями, индивидуализация контроля их деятельности и индивидуализация заданий [63,65]. Благодаря этому достигается более полная реализация индивидуальных возможностей учащихся, а также ограничение и преодоление негативных тенденций в их деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Книги похожие на "Полисистемное исследование индивидуальности человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Полисистемное исследование индивидуальности человека"

Отзывы читателей о книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. С большим интересом прочла статьи в книге "Полисистемное исследование индивидуальности человека". Четко и точно определена методология полисистемного подхода, освещены основные теории метаиндивидуальности личности. Логично выстроена композиция книги, что позволяет показать широкий спектр полисистемного подхода в различных исследованиях авторов. Следует отметить высокий научный уровень и практическую значимость данной публикации.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.