» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-22-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать бесплатно онлайн.



В первый том вошли работы доктора философских наук, локтора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва Х. А. Барлыбаева, посвященные анализу генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития, ее взаимосвязи с различными аспектами глобализационных процессов, исследованию сфер, направлений и форм последних в современных условиях. Раскрываются многообразные проявления указанных проблем путем совмещенного использования междисциплинарных методологических приемов философской и научно-отраслевой антропологии, глобалистики и концепции устойчивого развития.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами устойчивого развития и глобальными проблемами современности.






В отличие от этого в России в названных сферах наблюдается пассивность и равнодушие. Зато в лучших российских традициях большую активность проявляют отдельные ученые. Они подвергли анализу различные аспекты понятия «устойчивое развитие», развернули дискуссию по поводу его определения, содержания, целей и задач. Предложено уже более шестидесяти определений этого понятия. Неправительственной организацией «Центр экологической политики России» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин К. МакАртуров издается бюллетень «На пути к устойчивому развитию», распространяемый бесплатно. Первый опыт издания учебного пособия осуществил С. А. Дятлов, в 1998 году в издательстве Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов опубликовавший 150-страничное учебное пособие «Основы концепции устойчивого развития»[39]. Учебной дисциплины под названием «Устойчивое развитие» в России пока не обнаружено.

В целом очевидно, что западному обществу для дальнейшего продвижения в реализации практических мер по переходу к устойчивому развитию требуется более углубленное теоретическое обоснование необходимой системы мер. Россия же нуждается в реальном претворении в жизнь практически-организационных, пропагандистско-разъяснительных, образовательных мер.

2.4. Предпосылки перехода к устойчивому развитию2.4.1. Философские основы устойчивого развития

В философском отношении устойчивое развитие связано с необходимостью преодоления отчуждения человека от природы, суть которого (отчуждения) заключается в том, что представители почти всех философских школ – от Сократа до современных философских светил – в центр философии ставят человека, его мировосприятие, объясняют все явления жизни исходя из того, как их созерцает, воспринимает, оценивает и анализирует человек. Философия как инструмент человеческого мировосприятия абсолютизирует человека, ставит его не только в центр земной жизни, но и в центр мироздания. Тем самым философия в структуре человеческого сознания становится мировоззренческим, идеологическим обоснованием представления о том, что вся окружающая природа, весь мир и вся Вселенная призваны «обслуживать» человека.

Философия представляет собой саморефлексию, рефлексию человечества вовнутрь себя, является изучающей самого себя, антропоцентристской наукой. Почти все философские категории, по существу, имеют своим предметом ту или иную сторону, признак, содержание жизни человека и человечества, каковыми, например, являются: сознание, мышление, понятие, логика, истина, идеальное, бытие, мораль, онтология, гносеология, познание, цель, смысл жизни, жизнь, смерть и т.д. Философия изучает и раскрывает жизнь человечества с разных сторон, но так, что как будто эта жизнь существует в вакууме, в чистом виде, без общения с окружающей природой. Вроде бы нет того обстоятельства, что люди не могут жить даже пяти минут без воздуха, несколько часов без воды, не обходятся без трех разового питания, периодически должны ходить по нужде, удовлетворять свои физиологические потребности и размножаться так же, как их млекопитающие младшие братья.

Философия выступает в качестве научного аргумента, обусловливающего отчуждение человека от природы по разным направлениям его жизнедеятельности: в добывании материальных благ, организации экономической жизни, формировании нравственных ценностей и ориентаций и т.д.

На основе различных философских умозаключений человек сам себя объявил «венцом природы», пророком, наивысшим божественным созданием и начал царствовать на планете. Между тем «венцом природы» в Солнечной системе, очевидно, является само Солнце, от которого зависит жизнь всего живого на Земле, а божественным созданием является не только человек, но и вся Вселенная.

В принципе человек ничем не отличается от других видов животного мира на Земле, кроме того, что он, в отличие от животных, наделен сознанием, позволяющим ему осознанно воспринимать себя и окружающий мир. Размножение путем совокупления, обеспечение жизни путем пропускания через свой желудок воды и продуктов природы, передвижение в разных направлениях по поверхности земли с разными целями, строительство для себя жилищ наподобие нор у зверей или гнезд у птиц – все это делает человека ординарным членом семьи всего живого на земле.

Что касается сознания, отличающего человека от животных, то такое отличие проявляется двояко. Во-первых, сознание способствует усилению разнообразия форм жизни человека в рамках его природной ниши: развитию эмоциональных чувств (стыд, радость, счастье, горе, гордость, патриотизм и т.д.); созданию культурных, моральных, нравственных, этических и эстетических ценностей; формированию мифических, религиозных, оккультных и иных представлений человека о себе и об окружающем мире; осознанному расширению удобства и комфортабельности своей материальной жизни в одежде, жилище, питании, транспортировке своего тела в пространстве и т.д.

Эмоциональное и ценностное восприятие жизни, ощущение разнообразия и комфортности жизненных условий через сознание определяют «внутринишевую» цель, смысл и содержание человеческой жизни. Иными словами, если бы у человека не было сознания, то не было бы цели, смысла и содержания его жизни именно как человека, как существа из особой ниши.

Отдельные представители рода человеческого, конечно, могут с гордостью полагать, что их создал бог по своему образу и подобию. Однако трудно считать соответствующими этому те качества, которые развиваются у многих людей таковыми те качества у многих людей, когда они ради собственного эгоистического благополучия примиряются с вымиранием или сами убивают миллионы себе подобных, а также «братьев меньших» из других природных ниш, придумывают самые изощренные средства для этого, приобретают богопротивные нравы, привычки и род занятий: жадность, ксенофобию, алчность, наркоманию, гомосексуализм, педофилию и множество других, тому подобных.

Во-вторых, именно сознание «толкает» человека к экологическому самоуничтожению. С одной стороны, как отмечалось выше, сознание помогает усилению потребительского давления человечества на окружающую природу. С другой стороны, сознание становится неуправляемым со стороны человека и сам человек становится неуправляемым со стороны своего сознания, как это видно, например, когда люди сознательно уничтожают друг друга, создавая самые изощренные орудия убийства; в погоне за модой и престижем уничтожают редкие породы и виды зверей, рыб и птиц, окружают себя излишней роскошью; не могут остановить перенаселенность Земли не умея сознательно управлять половыми инстинктами, традициями и обычаями; на межгосударственном уровне не могут договориться об охране земного климата и окружающей среды.

Таким образом, истинной философией современного человека должна стать философия устойчивого развития, трактующая человека не как господина природы, а как органического ее элемента, неразрывной составной части единой биосферы, без которой человек сам по себе ничто, ибо не может жить даже несколько минут без воздуха и всего несколько дней без воды и пищи. Поэтому объектом философского рассмотрения должен быть не только сам человек, но и весь окружающий его мир как единый объект, являющийся колыбелью человеческой жизни.

Человечество должно отказаться от философии экзистенциализма как теоретического отражения устремления к выживанию отдельного индивидуума и перейти к философии экзистенциализма и выживания всего человечества.

Изолированное представление жизни человечества философией от жизни природы является существенным фактором отчуждения человечества от окружающего его мира. Необходимость преодоления такого положения осознается и самой философией. «Философия постепенно создает, – пишет В. Е. Кемеров в „Современном философском словаре“, – „общий язык“ соизмерения различных человеческих усилий, качеств, позиций, форм и результатов человеческой деятельности… По мере развития специализированных форм познания, характеризующих различные фрагменты природного и культурного пространства, философия вынуждена сузить предмет своих размышлений и сконцентрировать усилия на характеристике основных отношений человека с миром»[40].

Таким образом, философия сможет сохранить себя как науку при выборе своим предметом человека и человечество как структурного элемента Вселенной, определении законов развития человечества как неотъемлемой части закономерностей развития природы. И, тем самым, философия внесет свой вклад в процесс перехода человечества в устойчивое развитие, его отхода от пути к самоуничтожению.

2. 4. 2. Нравственные вопросы устойчивого развития

Переход к устойчивому развитию невозможен без выработки мировым сообществом ряда новых нравственных ценностей. Наиболее значимой среди них является проблема взаимоотношений между поколениями. Суть ее заключается в том, что нынешнее поколение людей на земном шаре в эгоистическом устремлении обеспечить себе благополучную жизнь в своей сегодняшней жизни, не должно израсходовать запасы ресурсов, воды, воздуха, истощить почву, растительный и животный мир, а также нарушить иные необходимые условия жизни на земле так, что всего этого не останется будущим поколениям людей. А реальность такой угрозы, как отмечалось, уже доказана.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Книги похожие на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.