Михаил Чулков - АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов"
Описание и краткое содержание "АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов" читать бесплатно онлайн.
Это уникальное исследование было написано более 200 лет тому назад и с той поры не переиздавалось. Работа великого русского писателя, легла в основу всей будущей русской этнографии и стала краеугольным камнем исследований такого сложнейшего пласта русской культуры, как славянское язычество, но оказалась погребенной в тайниках спецхрана.
Получив таким образом отпуск от родителей, жених с боярами, старостами, свахой, светилкой и с дружками едет ко двору невесты. При их приближении маршалки или дружки дают знать отцу и матери невесты, что приехал их зять и кладут на стол хлеб и склянку горелки. Мать невесты дарит дружку и поддружего рушниками и повелевает им въезжать на двор, где посреди двора стоит квашня, накрытая скатертью, а на квашне хлеб и склянка горелки. Тут выходит навстречу мать в вывернутой шубе, сидя на вилах или кочерге и держа в руках горшок с водой и овсом, который она дает по приближении зятю, а тот, взяв от нее горшок, льет из него на гриву лошади и отдает старшему боярину; боярин, приняв от жениха горшок, бросает его в сторону; и примечают – если разобьется горшок то родится сын, а если уцелеет, то дочь. Потом жених сходит с лошади, а на лошадь садится брат невесты или какой ни есть свойственник и пускается вскачь по улице во всю прыть, а за ним в погоню пускаются бояре на своих конях и поймав его, ведут во двор к невесте, а там его, сидящего на коне потчуют вином, причем подносящий говорит: «Прошу выкушать», а тот ему кланяется и не берет чарки вина, которую дружка переливает и, налив еще раз, снова просит его, но и сейчас тот не берет. Дружка опять спрашивает, чего ему надобно? Денет, ответствует тот, после чего дружка, вынув из кармана несколько копеек, кладет их на тарелку и ему подносит. Тот, взяв деньги и потом выпив вино, слезает с лошади, а бояре несколько раз слегка стегают его по спине прутиками или плетками, но он от них уходит; потом подходит к сенным дверям и, взяв обнаженную саблю или большую палку садится возле невесты.
А жених со свахой и светилкой стоят в сенях за порогом. Потом мать невесты выходит с зажженной восковой свечой и зажигает держимою светилкой на сабле тройчатку, целуются через порог и вводят жениха в горницу с позволения старосты по отзыву дружка, на всякое предначинание, требующего соизволения, где сидит невеста с подругами, а возле невесты сидит уже упомянутый ее малолетний брат или свойственник, которого дружка спрашивает: «Зачем ты здесь сидишь?» «Я берегу сестру свою», – ответствует тот. Дружка возражает: «Она уже не твоя, но наша». «А если она ваша, то заплатите мне за корм, который я на нее употребил», – продолжает этот отрок. «А что ты на нее употребил?» – вопрошает дружка. «Весьма много, – ответствует мальчик: – 5 бочек бураков, 3 бочки капусты, 4 вола, 6 кабанов, 10 овец, 100 гусей, 200 кур, 75 уток, хлеба 20 кулей, пива 5 бочек, меду 2 бочки, горелки 5 бочек прочего в бытность ее в нашем доме за 15 лет». Выслушав это дружка вынимает из кармана две или три копейки денег и, положив их в деревянную тарелку, на которой стоит налитая чарка простого вина, подносит ее с деньгами продавцу, который, видя мало число денег, не склоняется на уступку и продолжает свой торг до пяти, а иногда и до десяти копеек. Получив их, он, он выходит из-за стола и стоявший до сих пор посреди горницы жених садится за стол рядом с невестой, одетой в смурый или белый суконный кафтан, обутой в красные козловые, подбитые железными ободками сапоги, в шерстяной пестрой юбке, по-тамошнему называемой плахте, в красном переднике или запаске и в шитой узорами белой холстинной сорочке, имея на голове две завитые кружком косы из природных волос, а вокруг головы повязанные разные шелковые ленты и длинным на спине лежащими концами, на шее несколько ниток красных кораллов, именуемых монисто и медный крест, на руке – медные кольца; а жених одет в два смурых кафтана и в шаровары того же сукна, в пестром шерстяном поясе и в красной суконной шапке, обложенной черной овчиной, в черных, смазанных дегтем сапогах (широких, наполненных многими онучами, стянутых ременными подвязками с медными пряжками) из которых в одном лежат две копейки денег, с медным перстнем на руке и с утиральным платком, шитым по холсту красной бумагой, в поясе, висящем на правом боку. В этом одеянии сидит он за столом, окруженном уже названными ранее гостями. По окончании их заседания, отец, мать и свойственники невесты, войдя к ним с налитыми чарками вина, потчивают их и всю беседу, а потом дружко старостин спрашивает обыкновенным образом, дабы дозволено было раздавать подарки отцу жениха и матери и всем свойственникам. Первое отцу – хлеб, матери – сапоги, свойственникам – хлебы и плашки, а дружкам – по горсти орехов и по два бублика или кренделя. От жениха таким же образом и от невесты всем свойственникам хлебом и платками, а боярам – каждому по холстинному, шитому или тканому бумагой платку. Потом дружко просит дозволения старосты или посаженного отца молодым и всем гостям идти на двор танцевать; староста по троекратной к нему просьбе изъявляет на то свое согласие, и все выходят на двор и там под музыку пляшут до тех пор, пока соберут на стол и позовут к обеду, к которому равным образом по благословению старосты входят и занимают всякий свое место.
Стол накрыт шишою или тканой скатертью сверх килима или ковра, на котором поставлены деревянные белые или красные тарелки и ложки, для каждого несколько ножей, а вилок нет. Перед женихом и невестой стоит одна тарелка и две ложки, лежащие крестоообразно, и ржаной хлеб целый, обсыпанный солью. Посреди стола стоит каравай или кулич, накрытый крестоообразно же двумя утиральниками, ткаными красной бумагой и осеняемый большой еловой, воткнутой в него ветвью. Позади их в углу, где стоят иконы, стоит сабля с зажженными свечами. Как жених, так и невеста весь обед ничего не едят. По принесении первого кушанья, состоящего обыкновенно из лапши со свининой и курицей, отец и мать потчивают гостей и пьют за здоровье новобрачных; то же делается и при щах, жарком и капусте, состряпанной с перцем. В продолжении стола сестра невесты или свойственница, сняв с жениха шапку, пришивает к ней сделанный из розовой ленты цветок, по тамошнему называемый кветка, а по исправлении этой должности поет пристойную песню и получает за от дружки несколько копеек… В это же время дружко по благословении старости прочитав Отче наш и сняв с каравая рушники, берет один себе, а другой дает поддружему и, перевязавшись через плечо, разрезает этот кулич на части и рассылает всем тут присутствующим. Всякий, принимающий кусочек кулича, дает за то копейку или более на разживу новобрачной. После этого выходят на двор танцевать, в чем упражняются до самого вечера. В сумерки входят в горницу, садятся тем же порядком за стол, где подается ужин, по окончании которого подружки невесты, простясь с невестой и откланявшись, уходят по своим домам, получив в дар по горсти орехов и по нескольку бубликов или кренделей. Старшую дружку провожают бояре при пении, музыке и пляске до ее двора. По уходе дружек жених с невестой ужинают за особым столиком в уединенном чулане… В это время дружки и свахи, собрав все приданое невесты на телегу или сани и посадит туда невесту со светилкой и со свахой, везут ее в дом к жениху, который едет туда же верхом с боярами, придерживаясь правой стороны от телеги невесты. Тут надо заметить, что вскоре по воезде со двора тестя, стегнув невесту несколько раз плеткой, говорит ей: «Покидай нравы отца и матери и привыкай к моим». По въезде в дом жениха посреди ворот зажигается куль соломы, через который переезжают едущие с невестой в телеге и все следующие за ними. Потом все входят в горницу, кланяются отцу и матери, садятся за стол и ужинают тут же тем же порядком, как и в доме невесты. По окончании ужина дружко со свахой и со свойственниками ведут новобрачных в подклеть и там на некоторое время оставляют их одних. Невеста при входе в спальню разувает жениха, который, скинув сапог, бьет ее голенищем по спине, повелевает ей взять оттуда прежде сказанные деньги; потом ложатся спать на постланной на полу соломе, покрытой ковром или войлоком, который им служит вместо одеяла. Побыв там некоторое время, молодой призывает дружку и объявляет ему о целомудрии своей жены. Тот призывает всю беседу и при виде знаков девства переменяют ей сорочку и, оставив ее с мужем в спальне, идут в отцовские покои и там изъявляют свою радость о благополучии новобрачной; разным образом веселятся, одни поют, другие пляшут, напевая пристойные песни. Потом идут к отцу невесты со всем многолюдством и, придя туда, в знак радости бьют окошки, печи, лавки, столы, стулья и всё, что им ни попадет в руки, так что иногда целый дом раскидают, не только не опасаясь за это отцовского гнева, но еще и рассчитывают на благодарность. И подлинно, отец и мать невесты, услышав о благополучии своей дочери, не сожалеют об этом убытке, но еще и одаривают принесших эту радостную весть утиральниками и платками, те же с дарами возвращаются в отцу жениха, где проводят время до самого рассвета в разных забавах.
На другой день, в понедельник, гости собираются в доме молодого. По утру рано приходит старший боярин к молодой и, взяв у нее красный передник (запаску) привязывает его на высокий шест и выставляет у ворот, где он висит до самого вечера во изъявление целомудрия новобрачной, а потом дружки, сваха, бояре, соседи, свойственники и прочие гости, взяв в предшествии дружки хлеб и склянку горелки, с боярами и с прочими весельными идут в дом к старшей дружке и, придя туда, ставят хлеб и горелку на стол. Старшая дружка выходит и потчивает их вином и выставляет им покушать. Поев, все идут во двор, и под музыку танцуют, а потом и ко все остальным дружкам ходят; таким же образом ходят и к боярам, бывают и у свахи, и у светилки и у прочих; обойдя же по ряду всех, идут к молодому и спрашивают дозволения у его отца вести молодых в церковь. Отец позволяет и, надев на молодую кибалку или наметку и чепец, то есть женский головной убор, и обвязав его красной лентой, выпускает из дома, причем дает дружке, попу, дьячку и пономарю по хлебу и по склянке горелки и, приведя жениха с многолюдством в церковь, где оставя их на притворе или на монастыре поющих разные песни, дружко с поддружим идут к попу в дом. Там ему на стол ставят хлеб и склянку горелки и просят его, чтобы он ввел молодых в церковь. Поп требует от них платы и, получив ее, идет к церкви, где, приступив к дверям и прочитав молитву за порогом, берет новобрачных и вводит их в церковь, в которой читает молитву покровению главы и покрывает молодую серпанком или фатою, окропив же их водой, с благословением отпускает в дом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов"
Книги похожие на "АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Чулков - АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов"
Отзывы читателей о книге "АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов", комментарии и мнения людей о произведении.