Коллектив авторов - Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
Коллективная монография подготовлена сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и практическими работниками. Может быть использована как практическое пособие.
Авторы обосновывают необходимость рассмотрения межбюджетных отношений как комплексного института конституционного, административного, гражданского и финансового права и вносят ряд предложений по совершенствованию законодательства.
Книга рассчитана на аспирантов, студентов юридических вузов, а также на всех интересующихся вопросами правового регулирования межбюджетных отношений.
Действующее региональное законодательство содержит и большое число законов о льготах, причем их количество неоправданно велико. К тому же многие налоговые льготы носят спонтанный характер, то есть существует освобождение от налогов, но отсутствует конкретная система этого освобождения.
Соотношение федерального и регионального законодательства в области межбюджетных отношений и налогово-бюджетного федерализма. Налогово-бюджетные отношения на сегодняшний день являются едва ли не основным направлением в социально-экономической деятельности государства. Это обусловлено тем, что именно жесткая, разумная (а значит и гибкая) политика государства в этой области становится практически главным условием выживания в условиях жесточайшего экономического кризиса.
Налогово-бюджетные отношения затрагивают все уровни государства: федеральный, региональный, уровень местного самоуправления. Именно поэтому в налогово-бюджетных отношениях должны сочетаться и учитываться интересы всех участников процесса.
На сегодняшний день актуальны вопросы концептуального совершенствования налогово-бюджетных отношений и приведения в соответствие между собой нормативных актов различных уровней государства.
Наличие нескольких уровней власти в государстве предполагает, что каждый из них имеет свою функциональную социально-экономическую нагрузку. Необходимо построить такой механизм взаимоотношений между уровнями власти, чтобы через него было наиболее удобно реализовывать основные функции государства: социальную, экономическую, культурную, политическую и др. Налогово-бюджетный механизм здесь наиболее важен, поскольку именно его слаженное функционирование является основной экономической гарантией и условием реализации государством своих задач.
Полномочия между уровнями власти государства должны быть распределены исходя из принципа: на каком уровне функции государства могут быть наиболее эффективно и полноценно реализованы.
Теория налогово-бюджетного федерализма в общих чертах предполагает следующее разграничение полномочий между уровнями власти:
– на федеральном уровне обеспечиваются жизненно важные для нации виды деятельности (оборона, общественная безопасность, международные отношения и др.), предполагается, что на этом уровне должны также регулироваться приоритетные направления хозяйственной деятельности, успешное развитие которых позволяет стране конкурировать на мировом рынке, – это космическая промышленность, информационные технологии, ресурсодобывающие отрасли;
– региональные власти должны развивать инфраструктуру регионов, стимулировать развитие наиболее важных в областном масштабе отраслей промышленности, заниматься реализаций целевых программ областного развития;
– власти на местах отвечают за «местные общественные блага», виды деятельности, которые в основном касаются местных жителей, например содержание жилищно-коммунального фонда, учреждений образования, здравоохранения, культуры, организация транспортного обслуживания населения, охрана окружающей природной среды и др.
Очевидно, что любая теория, в том числе и теория налогово-бюджетного федерализма, на практике должна быть скорректирована с учетом существующих на данный момент условий социально-экономического развития государства и интересов отдельных его регионов. Непродуманность, нечеткое разграничение полномочий между уровнями власти, недостаточное внимание к интересам и проблемам регионов в налогово-бюджетных отношениях приводит к возникновению колоссального количества проблем, которые должны решаться прежде всего законодательными мерами.
Сегодня наиболее очевидными проблемами, требующими скорейшего решения, являются:
– наличие региональной асимметрии (к различным экономико-территориальным параметрам регионов применяются общие нормы);
– несправедливое (с перевесом в сторону федерального бюджета) соотношение налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов;
– несовершенный механизм перераспределения доходов между субъектами РФ (равенство налогового бремени для всех субъектов Российской Федерации без учета особенностей их экономического развития);
– проблема совместного финансирования текущих и капитальных расходов;
– распределение источников доходов;
– распределение расходов между уровнями бюджетов;
– межбюджетные отношения на стадии формирования и исполнения бюджетов;
– взаимозачеты (как на внутрирегиональном уровне, так и между различными уровнями власти);
– бремя расходов на социальную защиту населения (кто их должен осуществлять, а кто обеспечивать);
– проблема трансфертов регионам, механизм трансфертов;
– контроль за движением финансовых потоков между уровнями бюджетов.
Конституция РФ определяет, что Российская Федерация является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов.
Наличие субъектов Российской Федерации и образование федеральных, региональных и местных органов власти определяет необходимость создания соответствующих источников финансирования их деятельности.
С учетом этого в Российской Федерации построена и налоговая система (так как на протяжении длительного периода времени налоги являются основным источником получения денежных средств для финансирования в Российской Федерации государственной жизни). В законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями (ст. 19, 20 и 21) закреплен перечень федеральных налогов, налогов субъектов РФ и местных налогов, который будет действовать до введения второй части Налогового кодекса РФ, согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июня 1998 г. Однако и после введения второй части НК РФ изменится только перечень налогов, но принцип разделения налогов на федеральные, региональные и местные сохранится (см. ст. 12–15 ч. 1 НК РФ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.).
Статья 17 Налогового кодекса РФ устанавливает обязательный перечень элементов налогообложения, при установлении которых считается, что налог установлен, – это объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Как видно из приведенного перечня, налоговая ответственность не является обязательным элементом, который должен быть отражен при установлении налога.
Статья 106 Налогового кодекса РФ дает определение налогового правонарушения: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.).
Региональные налоги и сборы так же, как местные налоги и сборы, вводятся региональными законами или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Однако ст. 12 НК РФ, которая посвящена видам налогов и сборов в РФ, в части, относящейся к региональным и местным налогам и сборам, дополняет ст. 17 НК РФ, указывая, что в региональных законах или в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления обязательно должны быть указаны следующие элементы налогообложения: налоговые льготы (этот элемент не указан в качестве обязательного в ст. 17 НК РФ), налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по соответствующему налогу (данный элемент налогообложения также не указан в ст. 17 НК РФ).
Как видно из ст. 12 и 106 НК РФ, вопросы налоговой ответственности за те или иные нарушения законодательства о налогах и сборах не могут найти своего закрепления в региональном и местном законодательстве, так как нормы об ответственности за налоговые правонарушения находятся исключительно в федеральном законодательстве, в частности, в НК РФ.
При рассмотрении статей Конституции РФ, посвященных разграничению предмета ведения между РФ и регионами, нельзя получить однозначный ответ на вопрос, в чьем ведении должна находиться компетенция по урегулировании вопросов об установлении налоговой ответственности. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации"
Книги похожие на "Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Правовое регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.