» » » » Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве


Авторские права

Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве

Здесь можно купить и скачать "Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве
Рейтинг:
Название:
Феномен управления в экономическом пространстве
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-906660-01-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен управления в экономическом пространстве"

Описание и краткое содержание "Феномен управления в экономическом пространстве" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу теоретико-методологических проблем экономики и управления. Рассмотрена эволюция феноменов экономики и управления в контексте социокультурных трансформаций. Проанализированы сущность, структура и факторы экономики, а также исследовано влияние экономических факторов на феномен управления. Раскрыто онтологическое и социокультурное содержание управления. Выявлена роль культуры и этики в процессах социокультурной трансформации управления. Определены социокультурные метаморфозы феномена управления в условиях постиндустриальной экономики.

Данная монография адресована научной общественности, а также аспирантам, студентам и всем, интересующимся проблемами экономической науки и теории управления.






Поскольку все проекции пересекаются в одной точке – социальности – можно использовать классическую трехосную систему координат для иллюстрации взаимопроникновения подходов.

Цивилизационную проекцию в данном случае можно изобразить на оси значений (ординат) OY, поскольку она является качественной, показывающей уровень (значение) изменения категории. Соответственно этому утверждению, данная проекция изучает качественные показатели:

– взаимоотношения «человек – природа»: интенсивность, эффективность, глубина;

– производительные и производственные отношения: широта «ассортимента» средств производства и предметов производства;

– изменение глубины проникновения социальной роли труженика в качестве основной трудовой роли человека в результате углубления процесса разделения общественного труда;

– коммуникации: широта канала, пропускная способность и т. д.


Рис. 1.11. Цивилизационная проекция экономической жизни общества


Роль оси абсцисс ОХ традиционно выполняет временная шкала; ее использование по очевидным причинам характерно для формационного подхода. Формационная проекция акцентирует свое внимание на количественных показателях, отражающих историческую динамику:

– количество времени, затрачиваемое на производство;

– продолжительность существования формаций.


Рис. 1.12. Формационная проекция экономической жизни общества


Культурологическая проекция (ось OZ) является ключевой не столько потому, что она проходит сквозь все временные и пространственные вехи вертикальной и горизонтальной осей, но и потому, что именно она формирует «трехмерность» данной модели, точно так же, как в реальной экономической жизни социокультурные основания формируют в конечном счёте и формации, и цивилизации, обуславливая их развитие и поведение (рис. 1.13).


Рис. 1.13. Культурологическая проекция экономической жизни общества


Эта проекция свидетельствует о наличии некоторых активных начал в экономической деятельности человека, формирующей в конечном счете облик экономической жизни. В этом случае основные процессы экономической жизни в качестве причины своего динамического развития содержат определенные качества (характеристики) человека. Любые производительные процессы в таком случае выступают носителями культурных смыслов; результаты экономической жизни становятся опредмеченными и отчуждаемыми символами человеческой идеи (идеального образа).

Что характерно, достаточно легко можно выделить общее для всех проекций:

– объективный характер исторического процесса, наличие определенных вех и этапов в развитии экономической жизни;

– наличие независимых от подходов объективных закономерностей протекания экономических процессов общества;

– взаимопроникающий характер и взаимообеспечение.

Культурологическая проекция, имея заданные формационную и цивилизационную проекцию, в исследовательских целях может декомпозироваться на отдельные предметно-функциональные образования, или сферы жизнедеятельности общества (экономика, религия, политика, искусство, экология и т. п.). Совокупность цивилизационной и формационной проекций, в свою очередь, осуществляяет обратную связь с культурологической, выраженную в ее ответном влиянии на социокультурные основания экономической жизни человека.

Смысл представленной модели заключается в следующем. Ось ОХ характеризует изменение воздействия человека на природную среду с течением времени, ось OY – изменение качественного уровня воздействия человека на среду (появление орудий труда, приспособлений, средств труда, техники и т. п.), ось OZ иллюстрирует культурный уровень явления (углубление разделения труда, смена личностных связей обезличенными и т. п.). В общем данную модель можно охарактеризовать как декомпозицию экономической жизни в рамках существующих подходов к ее изучению. Эта модель учитывает и тот факт, что переход к постиндустриальной структуре социума под влиянием информационной революции изменяет во многом его социокультурный смысл, не изменяя при этом основания самой экономической жизни. Изменяется структура труда, лидерство переходит от производственной сферы к сфере услуг, усиливается коммуникативное взаимодействие, происходит насыщение товарного рынка, он переориентируется с количественного показателя к качественному и индивидуально предназначенному, возрастает эстетическая ценность, побуждающая к воплощению в продукте творческих индивидуальных замыслов и т. д.[132]; сокращается экстенсивное воздействие на окружающую среду, уже не природные, сырьевые, а интеллектуальные, человеческие ресурсы – человеческий капитал – определяют успех, усиливается культурный и психологический смысл экономической деятельности.

Экономическая жизнь весьма автономна и самодостаточна, в ней формируются универсальные экономические закономерности. Хозяйственная жизнь ближе к повседневным нуждам людей, в ней непосредственно присутствуют интересы, реализуются мотивы, поэтому она субъективно, культурно насыщена, через нее происходит трансляция культурных ценностей в экономическую жизнь.

А. И. Ракитов пишет о своем несогласии с преподавателями экономики и экономистами-практиками по поводу того, что экономика является хозяйственной деятельностью, включающей в себя производство различных благ: «В более строгом и точном смысле слова экономика – это процесс создания производства товаров, их реализация и доведение до потребителя, т. е. до покупателя… Но как же, возразит мне иной читатель, разве в натуральном хозяйстве нет экономики? А разве нет экономики в рабовладельческом или крепостническом обществе? Я отвечаю, что в этих обществах, если в них не производятся и не реализуются товары, экономики в точном смысле слова нет, хотя есть определенная производственная и потребительская деятельность. Именно поэтому производство материальных и духовных благ регулируется в этих обществах не законами экономики, а силой, принуждением или какими-то другими механизмами неэкономического характера… Законы экономики обладают одной замечательной особенностью – замкнутостью, самодостаточностью. Это означает, что товарное производство, т. е. созидание материальных или духовных товаров или услуг, регулируется и управляется самими же товарами, самим товарным производством»[133]. Приведенная цитата нам кажется спорной; и дело не в том, что мы согласны с традиционной точкой зрения. Просто и сила, и принуждение, и другие процессы являются включенными в экономическую жизнь общества, другое дело в том, что они являются внешними, не аутентичными по отношению к экономической жизни явлениями и подразумевают субъект – объектные отношения на активной деятельностной основе субъекта (в то время как «экономически чистые» отношения построены либо на субъект – субъектном взаимодействии, либо деятельностная основа этих отношений имеет пассивный характер, поскольку в ином случае даже деятельность директора по отношению к подчиненному можно назвать принуждением, и следовательно, – неэкономической). На наш взгляд, описанная ситуация не означает, что директор или его подчиненный не участвуют в экономической жизни (равно как и в феодальном обществе барон – хозяин и его вассал – купец), просто осуществляется трансформация базовых элементов социокультурной компоненты экономической жизни общества (этот процесс будет рассмотрен далее).

Таким образом, при явной общности формационных, цивилизационных и культурологических признаков каждый субъект экономической жизни проживает ее по-разному. Наряду с мирами-экономиками Ф. Броделя[134] можно заявить о существовании миров-формаций и миров-культур – и человек принадлежит очевидно всем этим мирам, формирующим в том числе экономическую жизнь, одновременно.

Человек, выступая в роли экономического субъекта и субъекта, принимающего решение о начале производства, воплощает в процессе производства свои ценности, которые присутствуют и сохраняются в продукте или услуге в скрытом виде. В этом случае сама экономическая жизнь и ее результаты выступают как элементы социокультурной среды, социокультурного пространства.

Рассмотренные подходы, или проекции, тем не менее, развиваются параллельно и без оглядки друг на друга; этот факт ставит перед исследователями вопрос соотношения формационного, цивилизационного и культурологического подходов в рамках целостного восприятия экономической жизни общества. Один из наиболее популярных способов решить проблему поиска истины – по принципу «или – или», отбросив два из трех предлагаемых срезов и приняв за истину оставшийся. Однако очевидно, что этот подход неправилен. Именно поэтому стоит воспользоваться принципом «и – и», сопрягая парадигмы изучения экономической жизни общества.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен управления в экономическом пространстве"

Книги похожие на "Феномен управления в экономическом пространстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Коваженков

Михаил Коваженков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Коваженков - Феномен управления в экономическом пространстве"

Отзывы читателей о книге "Феномен управления в экономическом пространстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.