» » » Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона


Авторские права

Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентАстерионf0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Рейтинг:
Название:
Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94856-327-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Описание и краткое содержание "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать бесплатно онлайн.



В сборник включены материалы конференции, которая прошла в июле 2006 г. в Улан-Удэ в рамках реализации исследовательского проекта «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (№ 05-03-03380а), поддержанного РГНФ. Он является продолжением предыдущих изданий: «Проблемы сибирской ментальности (СПб., 2004)», Культура и менталитет населения Сибири (СПб., 2003)».

В статьях освещаются как методологические проблемы территориальной ментальности, так и актуальные вопросы населения Сибири как особого регионального сообщества, состоящего из многочисленных народов и культур.

В статьях проводится мысль, что развитие территории во многом зависит от возрождения и нового этапа конструирования «сибирства» и его активным проявлением в условиях гражданского общества.

Для социологов, социальных антропологов, историков и политологов.






Интерес к данному феномену в России прослеживается лишь в два последних десятилетия. В отечественной (социологической, философской, психологической, исторической) науке проблема ментальности поднимается Т. Д. Марцинковской, В. С. Балакиным, Ф. Т. Аутлевой, Д. В. Полежаевым, Ю. М. Федоровым, А. В. Либиным, Е. Я. Таршис и др. Появились фундаментальные работы, посвященные изучению массового сознания и базовых ценностей и их функций в условиях трансформации российского общества (1).

Особенностью современного этапа исследования проблемы и категории ментальности также является развитие психологического и собственно социологического подходов. Утверждается дифференциально-психологическая парадигма в изучении человека (2). Данный подход получил широкое развитие в российской науке. В основе большинства исследований, посвященных проблеме ментальности, находится сознание отличия. Отличие, дифференциация дают ключ к обозначению и пониманию ментальных структур. Обнаружилось, что категория ментальности раскрывается через призму индивидуального сознания, сознания больших групп, общественного и «массового» сознания.

Хотелось бы выделить социологические основания научного исследования феномена ментальности. Необходимость поиска методов изучения ментальности находится в сфере методологии социологического познания и способствует ее развитию. В постановке данного вопроса видится заслуга Е. Я. Таршис (3). Как и другие авторы, Е. Я. Таршис пытается определить природу ментальности. Анализ понятия ментальности у тех или иных авторов он осуществляет в форме нечастотного контент-анализа, который позволил ему выделить следующие типы представлений о субстанции ментальности.

1. Ментальность – это нечто неструктурированное и вместе с тем определяющее эмоции, сознание и поведение людей.

2. Ментальность – это общая ориентация или совокупность предрасположенностей, установок, определяющих чувства, сознание, поведение людей.

3. Ментальность – это структура, элемент сознания, определяющие действия его прочих элементов, структур. Иногда в качестве субстанции ментальности называется неосознанное, бессознательное.

4. Ряд исследователей определяет ментальность в виде каких-либо функциональных структур сознания: уровень (повседневный облик) сознания, коллективный образ мысли, способы мышления и восприятия, образы, представления, архетипы сознания, верования, память народа и др.

5. Определенные формы (автоматизмы) поведения. Ментальность обладает постоянством, длительно существует, но она трудно познаваема.

Образное содержание ментальности в анализе проявилось на фоне взаимосвязи ментальности и культуры. При исследовании природы ментальности обосновывается путь построения моделей (модель структуры ментальности, модель образного содержания ментальности и др.).

Таким образом, при рассмотрении сущности ментальности обнаружилась неоднозначность в подходах к данному понятию и феномену. Как правило, понятие «ментальность» используется для характеристики сознания – как индивидуального, так и коллективного, отражает глубинные уровни обоих. В последнем случае речь идет о коллективном образе сознания – сознании больших социальных групп. При этом коллективное сознание и общественное сознание не являются синонимами. Как только наблюдается выход на проблему общественного сознания, появляется понятие «менталитет». Понятие «менталитет» в большинстве случаев используется в контексте взаимосвязи: менталитет – история – культура – цивилизация. То есть основанием для использования понятия «менталитет» выступает историко-культурный контекст в самой общей определенности (менталитет нации, менталитет народа). Менталитет выступает эпохальной характеристикой общественного сознания, это собирательный образ сознания (соответственно, и мышления) людей в определенную эпоху. Менталитет – это синтезированная в процессе исторического развития общества интегральная система умонастроений социальных образований, сформированное на основе взаимодействующих форм общественного сознания и коллективного бессознательного в единстве базовых идей и мыслей, и проявляющихся в способности этих социальных образований видеть мир и действовать определенным, свойственным только им образом.

Чаще в научной литературе используется понятие «ментальность». Основой для использования этого понятия также служит исторический и социокультурный контекст. «Ментальность россиян» – яркое тому подтверждение. Именно это понятие сегодня широко используется отечественными учеными как для характеристики трансформации базовых ценностей и норм российского общества, так и для определения природы взаимосвязи культуры и власти в важнейшие периоды российской истории. Являясь отражением коллективного образа сознания, ментальность в то же время освещает глубинные пласты индивидуального сознания, с необходимостью затрагивая сферы бессознательного и подсознания. Ментальность – это система личностных умонастроений, построенная на базе способностей человеческого сознания и бессознательного хранить в себе идеальные образы, заимствованные из сфер менталитета, общественного сознания, коллективного безсознательного или сформированные им самим, и определяющие принадлежность человека к социуму, к тому или иному историческому времени, иными словами, это есть не что иное как «личностный менталитет» человека.

Менталитет и ментальность связаны между собой по принципу связи парных диалектических категорий общего и единичного и представляют две стороны единой ментальной целостности.

Менталитет представляет собой систему, состоящую из элементов-идеалов, из которых состоит его «твердое ядро» (из наиболее важных и значимых идеалов), и «защитного пояса» (из других идеалов). По ряду оснований выделяются четыре наиболее важных, и значимых для общества типа менталитета: этнический, территориальный, социально-групповой и религиозный. В сфере социального и духовного бытия менталитет проявляется и реализуется в различных видах социальных отношений и деятельности посредством ряда функций: мировоззренческой, консолидирующе – социализирующей, реагирования и адаптации, регулятивно – аксиологической, защитной, прогностической. Ментальность имеет аналогичную структуру и функции и делится на два типа – авторитарную и конформистскую (в зависимости от значимости доминирующего в ней фетиша – авторитета).

Менталитет и ментальность относительно статичны, но и они способны изменяться в процессе их социально-культурной динамики, под которой понимается процесс их становления и развития на основных этапах социального и онтогенетического становления и развития человека и социума в историческом времени. Изменения в менталитете и ментальности происходят в связи с изменениями в системе составляющих их идеалов.

Менталитет и ментальность объекты социально-философского анализа. Феномены «менталитета» и «ментальности» – это не различные по смыслу и содержанию, но и не абсолютно тождественные феномены. Это две стороны единой ментальной целостности, связанные между собой диалектической связью «особенного» и «общего», «индивидуального» и «социального».

В содержательном плане и менталитет, и ментальность соприкасаются с глубинами бессознательного (менталитет – «коллективного бессознательного», ментальность – «индивидуального бессознательного») и надстроечными формами сознания (моралью, правосознанием, идеологией, религией и т. д.). Менталитет взаимодействует, прежде всего, с общественным сознанием, ментальность – с индивидуальным.

Менталитет и ментальность являются истоком, основным кодом социально-культурного процесса в его устойчивости и изменчивости: менталитет – на общественном уровне, ментальность – на личностном. И менталитет, и ментальность формируются и функционируют под воздействием культуры, религии, этнической принадлежности, экономического строя общества, географической среды, и сами, в свою очередь, активно на них влияют.

Историческое развитие российского общества было неразрывно связано с формированием на его огромном пространстве не только этнических, но и территориальных общностей, заметно выделяющихся своей индивидуальностью, имеющих свою социокультурную специфику, которую можно определить понятием «региональная ментальность». Причем такая региональная ментальность определялась для этнических субъектов скорее не национальной, а территориальной принадлежностью, придающей в собственных глазах и глазах окружающих специфические социально, психологически и культурно значимые признаки. По мнению П. А. Сорокина, «из всех связей, которые соединяют людей между собой, связи по местности являются самыми сильными. Одно и то же местожительство порождает в людях общность стремлений и интересов. Сходство в образе жизни, семейные связи, товарищеские отношения, созданные еще с детства, придают им общий характер, создающий живую связь… В итоге образуется группа, отмеченная колоритом данного места. Таковы в России типы «ярославца», «помора», «сибиряка» и т. п.» (4).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Книги похожие на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Отзывы читателей о книге "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.