» » » Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона


Авторские права

Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентАстерионf0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Рейтинг:
Название:
Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94856-327-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Описание и краткое содержание "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать бесплатно онлайн.



В сборник включены материалы конференции, которая прошла в июле 2006 г. в Улан-Удэ в рамках реализации исследовательского проекта «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (№ 05-03-03380а), поддержанного РГНФ. Он является продолжением предыдущих изданий: «Проблемы сибирской ментальности (СПб., 2004)», Культура и менталитет населения Сибири (СПб., 2003)».

В статьях освещаются как методологические проблемы территориальной ментальности, так и актуальные вопросы населения Сибири как особого регионального сообщества, состоящего из многочисленных народов и культур.

В статьях проводится мысль, что развитие территории во многом зависит от возрождения и нового этапа конструирования «сибирства» и его активным проявлением в условиях гражданского общества.

Для социологов, социальных антропологов, историков и политологов.






Современные подходы к анализу сложных объектов позволяют построить концепцию менталитета, включающую как фундаментальные характеристики коллективного мышления, так и исторически обусловленные. Принципы общей теории систем предполагают, что старое не отменяется новым, оно встраивается в новое и не противоречит ему. То есть фундаментальные характеристики мышления определяют менталитете, в его основе, более поздние, частные особенности мышления, связанные с историческими обстоятельствами, определяют его в деталях. Уместно вспомнить, что до тех пор, пока в естествознании не был открыт принцип эволюционизма, все попытки классифицировать мир живого оставались неадекватными, так как опирались на внешнее сходство. И только понимание структурно-уровневого строения мира приблизило создание универсальной типологии живого, включающего все многообразие растительного и животного мира. Такая универсальная типология (разработанная для живого) может начинаться от дихотомии и, по мере восхождения к сложности, дробиться на семейства, роды и т. д. До сих пор подавляющее большинство исследователей возражают против перенесения приемов и методов естественных наук в социогуманитарную сферу, но сегодня и здесь ситуация изменилась. Во-первых, признается, что метод экстраполяции (по аналогии) имеет гносеологическую ценность. К такому выводу теперь приходят не только авторы – представители точного знания, по тем или иным причинам обратившие свое внимание на социальные системы, но крупнейшие представители социогуманитарного знания (например, И. Н. Ионов – один из отечественных создателей теории цивилизаций и другие авторы [15, 6]). Во-вторых, признается, что существуют общие закономерности функционирования систем (в том числе и общественных, уж коль скоро они системы) [11, 7, 5]. В-третьих, теперь в публикациях уже прямо признается, что проблему истины в социогуманитарном знании можно и нужно рассматривать как соответствующую в целом постнеклассической парадигме [14, 8]. Сегодня, наконец, не то гуманитарии могут избавиться от комплексов отсутствия точной верификации, не то естественники могут избавиться от снобизма превосходства эмпиризма.

Каждая эпоха рождает собственную ментальность, хотя, возможно, как раз ментальность, как способ отношения к миру, определяющий деятельность, рождает эпоху. Ментальность – трудноуловимое явление, которое пока не поддается строгому научному анализу. Как правило, все работы, касающиеся этого предмета, носят описательный характер и относятся к прошлому. Между тем, перефразируя классика, необходимо не описать мир, а понять. Но парадокс заключается в том, что появление культурологии как отрасли научного знания (которое в большей степени, чем, скажем, история может прояснить вопрос о ментальности) обусловлено именно актуальностью, прагматической потребностью, но возникла культурология из сферы познания, которое имеет мало общего (это тема отдельной статьи)

Социальное знание, как и гуманитарное имело парадоксальный способ возникновения. Традиционный путь развития позитивного знания заключается в том, что как правило, научная дисциплина в своем становлении проходит такие этапы: описательный период (период графо), логический период – период выявления закономерностей и формулировки строгих законов (период логоса) и, когда наступает период парадигмального кризиса и необходимости переосмысления концептуальных основ, наступает период софии – период философского осмысления. Социогуманитарные науки, в силу специфичности самого объекта изучения – социальных систем и продуктов человеческой деятельности, имели парадоксальный путь развития. Сначала возникла рефлексия по поводу самого объекта изучения – общества и его функционирования. Менялось само содержание понятия, возникали различные концепции общества, культуры, цивилизации, социального развития. Затем многочисленные философские концепции, обрастая фактическим материалом, стали складываться в позитивное знание, и статус научной дисциплины получили такие науки, как социология, политология, культурология и т. д. Такой путь определил главную особенность социогуманитарного знания. Генетическая связь с философией придала концептуальный характер этим дисциплинам. Что с одной стороны, во-первых, придает определенные ограничения практической применимости этих знаний. В отличие от естественных и точных наук, социогуманитарное знание не дает мгновенных рецептов решения проблем, как например, в результате открытий в микробиологии. Оно дает концептуальную базу для разработки социальных программ. Во-вторых, наличие концепции как предварительной модели, методологического (априорного) подхода в значительной степени предопределяет направление, а значит и результат исследования. Скажем, эволюционистский подход противоречит представлениям о наличии современных восьми геоцивилизаций с собственными закономерностями функционирования и развития, а цивилизационный подход никак не может вписать эти геоцивилизации в поступательное развитие культуры. С другой стороны, концептуальность социогуманитарного знания имеет и позитивные стороны. Возможность выбора парадигмы и концепции открывает новые возможности познания. В отличие от точных и естественных наук, познавательные возможности которых ограничиваются, например, зрелостью материально-исследовательской базы (наличие технических средств для фундаментальной физики, астрономии, микробиологии и т. д.) и зрелостью системы знания, наличие различных подходов в социогуманитарных науках наталкивает на свободный поиск адекватных концепций и, следовательно, методов исследования. Во-вторых, наличие аксиологического, деятельностного, технологического и т. д. подходов позволяет всесторонне исследовать объект, не имея дисциплинарных ограничений, имеющихся в естественных науках.

Основными принципами, положенными в основу предложенной концепции менталитета являются генетико-иерархический принцип строения сложных систем и принцип открытой классификации, предложенный психологом К. А. Абульхановой-Славской [1] для типологического исследования личности. Генетико-иерархический принцип заключается в том, что этапы эволюции системы закрепляются в структуре и остаются как основа для верхних уровней системы. Принцип открытой классификации заключается в том, что по мере развития системы увеличивается количество дифференцирующе-типологических критериев на разных уровнях организации и принципиальная асимметричность классификации, вытекающая из нелинейности развития сложных систем.

Исходя из уже устоявшего в науке положения о фундаментальных типах мышления, связанных с межполушарной асимметрией головного мозга, называемых декстрально-синистральным способом организации информации, предположим, что основанием менталитета являются когнитивные характеристики. Обнаруживаемое многими авторами деление на рациональный менталитет и эмоционально-образный является объективно фиксируемым, верифицируемым методами естественных наук (психологические и психофизиологические эксперименты), но явно недостаточным для описания всего многообразия коллективных особенностей мышления существующих сообществ.

Когнитивные основания ментальности, связанные с декстрально-синистральными модусами мышления, определяют фундаментальные и дихотомические различия. Практически во всех сферах деятельности человека культуры Запада и Востока демонстрируют различные мыслительные матрицы.

В познавательной сфере:

– цель познания на Западе – использовать окружающий мир в собственных целях; цель познания на Востоке – самопознание, познание тайны бытия, безотносительно практической применимости;

– методы познания на Западе – главным образом рациональное, эмпирическое познание внешнего по отношению к человеку мира; на Востоке – интуитивное, иррациональное, созерцательное освоение мира;

– механизм познания на Западе сводится к активности субъекта, точнее к активному преобразованию окружающего мира; на Востоке познание – духовное постижение объекта;

– основной вопрос познания на Западе – соответствие истины и неистины; познание на Востоке – путь нравственного совершенства, основной вопрос – соответствие добра и зла;

– форма познания на Западе – главным образом научная, в форме постижения соотношения всеобщего и единичного; на Востоке – попытка построить целостную систему, разработка жизненных ценностей.

В деятельностной сфере:

– деятельность человека Запада направлена на изменение мира в соответствии с человеческими проектами (это касается как изменения природы – реки вспять, так и социальных проектов, начиная с государства Платона); деятельность человека Востока ориентирована на изменение самого человека в соответствии с изначальным трансцендентным замыслом, на приведение человека к гармонии с Космосом;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Книги похожие на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Отзывы читателей о книге "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.