» » » Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона


Авторские права

Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентАстерионf0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Рейтинг:
Название:
Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94856-327-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Описание и краткое содержание "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать бесплатно онлайн.



В сборник включены материалы конференции, которая прошла в июле 2006 г. в Улан-Удэ в рамках реализации исследовательского проекта «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (№ 05-03-03380а), поддержанного РГНФ. Он является продолжением предыдущих изданий: «Проблемы сибирской ментальности (СПб., 2004)», Культура и менталитет населения Сибири (СПб., 2003)».

В статьях освещаются как методологические проблемы территориальной ментальности, так и актуальные вопросы населения Сибири как особого регионального сообщества, состоящего из многочисленных народов и культур.

В статьях проводится мысль, что развитие территории во многом зависит от возрождения и нового этапа конструирования «сибирства» и его активным проявлением в условиях гражданского общества.

Для социологов, социальных антропологов, историков и политологов.






Природные свойства Сибири сближали между собой различные этнические группы, создавая особую сибирскую общность и солидарность, что в разных аспектах уже отмечалось в научной литературе[14]. Одним из таких свойств является неразрывная связь с природой вне зависимости от того, является ли сибиряк городским жителем или он проживает в деревне. «Ханты и ненцы, ведущие традиционный образ жизни в Ханты-Мансийском автономном округе, городу и деревне предпочитают родовые угодья, которые, как правило, находятся в глухой тайге, – констатирует Н. Н. Зинченко. – Здесь волей-неволей они подчиняются тем законам, которые Природа, эта главная кормилица и поилица человека, создала и которые во имя сохранения жизни он должен неукоснительно соблюдать.

Первое, что всегда помнят аборигены, обитающие среди просторов зеленого океана – так это о своих четвероногих соседях. Ведь большинство зверей в тайге – хищники, и человек для них лакомая добыча. Чтобы не попасть им в лапы, он должен не только осмотрительно, но и бесшумно передвигаться по звериным тропам, хорошо знать повадки медведя, волка и других кровожадных и сильных хищников.

С той же осторожностью, с какой абориген вынужден передвигаться по урману, он относится и к каждому человеку, с которым время от времени его сводят обстоятельства. В силу привычки, вольно или невольно, от тех, кого он видит впервые, остяк ждет открытого нападения или иной угрозы, связанных с физическим насилием.

Как удалось выяснить, прежде чем вступить с незнакомыми в разговор, аборигены стремятся понять, с какими намерениями добрыми или злыми, они пожаловали на стойбище или вышли на тропу охоты. На какие действия способны эти люди и чем в дальнейшем обернется знакомство с ними?

На эти животрепещущие вопросы аборигенов раньше отвечали шаманы, обладавшие способностью во время камлания входить в транс, с помощью духов общаться с Богом и предсказывать грядущие события»[15]. Об особенностях освоения огромных пространств Сибири говорит и изумительная способность ориентироваться в громадных пространствах тайги как днем, так и ночью, безошибочно определяя нужный маршрут. В. М. Кулемзин сообщает: «Имеется много интересных свидетельств о способности ориентироваться народов Сибири и Севера. «Только обитатели лесов способны в темную ночь ходить по тайге и держать нужное направление», – заключает В. Арсеньев в своих наблюдениях. В. В. Радлов отмечает ту же способность у охотников-алтайцев. С. И. Руденко упоминает 12-летнего мальчика манси с Сосьвы, у которого во время охоты на белку кончился порох. Мальчик прошел около 100 км по сплошной тайге, чтобы у своих братьев взять порох.

Н. Добро-Ядринцева однажды показала карту Туруханского края тунгусам, и они стали указывать необозначенные на ней реки и озера, хотя с трудом понимали по-русски и впервые видели карту»[16]. Тот же автор отмечает: «Многократно я ставил перед охотниками вопрос: сможешь ли ты вернуться в исходную точку, сделав круг в полдня пути? Круг в день пути? Круг в три дня пути? В месяц пути? Каждый охотник утвердительно отвечал на этот вопрос. Однажды с борта вертолета мне пришлось убедиться в достоверности их ответов»[17].

Не только свидетельства этнологов и антропологов дают возможность увидеть особенные черты сибиряка и сибирской культуры. Археологические материалы с не меньшей убедительностью показывают нам древние истоки своеобразия Сибири. Так, например, на территории Западной Сибири в Курганской области на реке Тобол у села Шикаевка (Шикаевка II), в селе Волчья Грива в Барабинской степи было обнаружено позднепалеолитическое местоположение со значительным скоплением костей мамонта, принадлежавших не мене чем 8 особям этого крупного животного. Эти свидетельства показывают, что уже в этот период население Сибири могло решать сложные задачи охоты на крупного животного, добиваясь высокой эффективности коллективно организованного и отлаженного облавного промысла, требовавшего большого количества людей. Выразительные находки такого типа были сделаны также и в селе Черноозерье на север от г. Омска, во многих других местах, что свидетельствует о наличии опыта широкого сотрудничества в коллективных формах.

С древних времен население Сибири проявляло высокую степень творческой активности и изобретательности в рамках своей хозяйственной деятельности, что позволило им первым среди других народов создать двухсторонний кремневый наконечник в отличие от одностороннего, распространенного в это время в Европе. Такие наконечники были найдены не только в Усть-Бельском поселении на Ангаре, но и в падях Частые и Хиньской, что свидетельствует не только о самостоятельности в поисках совершенствования орудий охоты, но и о сотрудничестве с другими общинными образованиями, об обмене накапливаемым позитивным опытом между отдельными группами.

В условиях активного развития рыболовецкого промысла древние жители Сибири еще в период позднего палеолита и неолита создают особые формы лодок для плавания по бурным и быстротекущим рекам, овладевают технологиями ловли рыбы на крючок, а конструкция крючка бывает так тщательно продумана, что рыба не может с него сорваться. Широкое распространение новых технологий и образцов говорит о достаточно характерных для Сибири и в далекие времена позднего каменного века сотрудничестве и взаимопомощи между отдельными территориально обособленными группами.

В неолите возникают особые – сибирской конструкции – рыболовецкие снасти, неводы, сети, на которые привешиваются грузила, появляется гарпун – грозное оружие речного и морского охотника. Новым изобретением, намного опережающим технологии первобытной Европы, становится появившаяся в Сибири острога. Такая находка, сделанная в устье реки Белой – притока Ангары, является для эпохи мезолита пока единственной на территории всей Евразии, что также говорит о фактах опережающего развития технологий Сибири по отношению к другим территориям, охваченным первобытной культурой.

Помимо традиционных стоянок и захоронений историческими памятниками этой эпохи следует считать и так называемые «клады», т. е. разбросанные в разных местах ямы-тайники. В них археологи обнаружили спрятанные, вероятно, от чужих глаз, и аккуратно уложенные орудия труда, рабочие заготовки к ним, наконечники стрел и другие важные для повседневной, хозяйственной деятельности и охоты предметы. Эти находки говорят, во-первых, о том, что отдельные общины и племена не были затеряны в тайге или лесостепи, но существовали бок о бок с другими племенами. Во-вторых, мы узнаем о том, что отдельные племена могли нападать на своих соседей, враждовать с ними, а те, опасаясь налетов и грабежей, считали целесообразным прятать от них наиболее значимые орудия в потаенных местах. В-третьих, эти находки указывают и на то, что племена так или иначе сходились друг с другом, а, возможно, и объединялись, что создавало условия для успешного решения брачных проблем и, возможно, для успешной защиты соплеменников. Эти тенденции также указывают на различные формы связей между отдельными общинами и племенами, что должно было приводить и к обмену опытом, заимствованиям и сотрудничеству в относительно однородной сибирской природе.

Довольно рано, еще в эпоху верхнего (позднего) палеолита, древний житель Сибири уже имел рядом с собой верного спутника – прирученную собаку. На Ангаре на Усть-Бельской стоянке и в местоположении на Верхоленской горе были обнаружены кости уже одомашненной собаки. Немногим позже по времени обнаруживаются не только кости прирученных собак, но и специальные захоронения своих четвероногих друзей. Они выполнены по тем же традициям, что и захоронения человека: в погребениях животного встречаются и предметы домашнего обихода, уложенные рядом с трупом собаки. На одном из островов Байкала о. Ольхон в могилу, засыпанную сверху красной охрой, где рядом с костяками человека лежали китойские крючки и гарпуны, указывающие на основное занятие умерших, поверх костяков были захоронены две собаки и горшок, что указывает на сложность обряда и возросшую роль собаки в домашнем хозяйстве а также широкое распространение захоронений собаки. Это еще одна характерная черта древней культуры сибирского региона. Особое отношение к собаке говорит о том, что она воспринималась как надежный партнер в охотничьем промысле и. вероятно, других формах хозяйствования, воспринималась в качестве законного члена общины, наравне с человеком, добросовестно выполняющего свою особую работу в общих трудностях повседневной жизни. Это особое отношение к собаке как реальному члену семьи сохранилось в традиции многих сибирских народов и по сей день.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Книги похожие на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Отзывы читателей о книге "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.