» » » Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона


Авторские права

Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентАстерионf0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Рейтинг:
Название:
Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94856-327-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Описание и краткое содержание "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать бесплатно онлайн.



В сборник включены материалы конференции, которая прошла в июле 2006 г. в Улан-Удэ в рамках реализации исследовательского проекта «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (№ 05-03-03380а), поддержанного РГНФ. Он является продолжением предыдущих изданий: «Проблемы сибирской ментальности (СПб., 2004)», Культура и менталитет населения Сибири (СПб., 2003)».

В статьях освещаются как методологические проблемы территориальной ментальности, так и актуальные вопросы населения Сибири как особого регионального сообщества, состоящего из многочисленных народов и культур.

В статьях проводится мысль, что развитие территории во многом зависит от возрождения и нового этапа конструирования «сибирства» и его активным проявлением в условиях гражданского общества.

Для социологов, социальных антропологов, историков и политологов.






Наконец – социокультурный фактор, который прежде всего связан с устойчивостью традиций, формированием тех общих черт мироотношения, которые породила в психологии и миропонимании сибиряка и отношение к окружающей его природе, и его отношение к труду как относительно свободной и самостоятельно организуемой деятельности, и его отношение к прошлому, к устоявшемуся семейно-клановому и общинному быту. Тот же цитированный нами автор верно замечает: «Вне зависимости от социального статуса дворов хозяйство крестьян оставалось принципиально индивидуальным, т. е. основанным отнюдь не на коммунальных началах, хотя и при наличии второго важнейшего компонента системы жизнеобеспечения – семейно-родовой (фамильно-клановой) самоорганизации, совпадавшей в частных, но нередких случаях с соседской сельской общиной. Индивидуальное дворохозяйство (и волостной хозяйственный комплекс в целом) имели модель комплексной «триады», формально напоминавшей схему хозяйства аборигенов «дорусской» Сибири: промыслы – скотоводство – земледелие, дополняемое «домашней промышленностью»[25]. Это заключение указывает на то, что традиции русского землепользования в Сибири было естественно «вписано» в традиции аборигенного полиэтнического населения, напоминало особо характерные для древнерусской традиции по жизнеустройству соседские общины и в силу этого разделяло культурный опыт и социокультурные ориентиры вместе с аборигенным населением. Здесь следовало бы поговорить о культурных традициях, сопоставляя традиции народов Сибири и, несомненно, обнаруживая в этих сравнениях много общего и общесибирского[26]. Здесь помогло бы и обращение к функциям орнамента, и к мифологемам территорий и регионов, и к традициям общения с природой, и к различным формам искусства. Но такие сопоставления и выявления общих начал с необходимостью предполагают новую тему, не способную поместиться в ограниченном пространстве данной статьи.

В. В. Горбачева

Культура и менталитет народов Сибири[27]

Каждый народ заявляет о себе через деятельность, то есть культуру. В рамках определенных законов, передающихся от одного поколения к другому, осуществляются различные виды отношений. Самыми существенными из них являются отношения, которые складываются в системе человек – природа, а также в обществе между членами коллектива. Ярким примером этому является культура коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока или как чаще всего говорят – Сибири.

Для большинства людей эта территория нашей страны известна как огромный край, простирающийся на тысячи километров от Уральских гор до Тихого океана. На юге она граничит с Китаем и Монголией, а на севере омывается водами морей Северного Ледовитого океана. Несмотря на суровые природно-климатические условия, особенно на Крайнем Севере, Сибирь была заселена человеком уже в верхнем палеолите. Сухопутная охота на крупных, плейстоценовых травоядных животных являлась в то время основой существования населения. Орудия и способы добычи животных, быт и культура древних охотников были единообразными на всей освоенной территории сибирского региона.

Потепление климата в конце ледникового периода привело к образованию здесь рек и озер, современных ландшафтных зон (тундры, лесотундры, тайги, степи, лесостепи), к изменениям в растительном и животном мире. Конец верхнепалеолитического времени явился важнейшей исторической ступенью для народов Сибири, так как у их предков окончательно складывается монголоидный тип лица и появляются новые элементы культуры, получившие развитие в последующей эпохе.

Наступивший вслед за этим неолит считается многими исследователями поистине революционным периодом для сибирского региона. В неолитическое время заканчивается в основном освоение человеком большей части территории Сибири, в том числе и арктической ее зоны. Многообразие природно – климатических условий, изобилие рыбы в многочисленных реках и озерах, морских и сухопутных животных позволило древнему населению нарушить единообразие хозяйственного уклада и изменить образ жизни. Объектами сухопутной охоты становятся более мелкие животные. В тундре и лесотундре главным был северный олень, в таежной зоне – лось, кабан, благородный олень, в степях юга Сибири – сайгаки, дикая лошадь. Особым достижением неолитического периода является появление новых отраслей хозяйственной деятельности: рыболовства на юге Камчатки, Дальнем Востоке и Западной Сибири, морского зверобойного промысла на побережье Охотского моря, Чукотке и Камчатке. В степях Южной Сибири, на Алтае, в Минусинской котловине и Забайкалье начало развиваться скотоводство и земледелие. В период бронзового и железного веков и последующие эпохи – эти типы хозяйственной деятельности сформировались окончательно.

К концу XVI века – времени начала освоения русскими Сибири у разноязычного коренного населения существовало несколько своеобразных хозяйственно-культурных типов. В силу суровых климатических условий, труднопроходимости и отдаленности они сохранились почти в неизменном виде вплоть до начала XX века.

Охота оставалась основным и важнейшим занятием жителей Восточной, отчасти и Западной Сибири. Главными объектами промысла были дикий олень и лось, дававшие мясо и шкуры необходимые для существования.

Северный олень, являющийся символом Крайнего Севера Сибири, легко и быстро акклиматизировался в суровых условиях этого региона благодаря своим биологическим особенностям. Мех его, состоящий из мягкого подшерстка и грубой веретенообразной ости с вакуолизированными ороговевшими клетками внутри, служил прекрасной защитой от мороза, предохранял организм от охлаждения под дождем, мокрым снегом и даже в воде. Кожа оленя, почти лишенная потовых желез, дополняла приспособленность к воздействию низкой температуры. Подкожный жир, который образовывался у оленя за короткий летне-осенний период, хорошо защищал его внутренние органы от потери тепла и охлаждения. Наличие третьей доли легкого, «дополнительной печки», появившейся у него в экстремальных условиях обитания, способствовало согреванию организма изнутри. Строение его носовой полости позволяло сохранить до 70 % тепла и 80 % влаги в процессе дыхания при низких температурах. Шерсть, покрывающая морду оленя, давала возможность подбирать зимой корм с мерзлой почвы, не повреждая слизистых оболочек губ и носа. Строение конечностей оленя идеально приспособлено к особенностям питания и передвижению в тундре и лесотундре. Передними копытами, имеющими широкую, округлую форму с острыми краями, он удивительно легко добывал себе корм из-под глубокого снега. Питался северный олень в течение года подножным кормом: зимой – лишайниками (ягелем), весной и летом – зеленью молодых растений. С особенностями питания и обилием кровососущих насекомых летом связан инстинкт миграции диких северных оленей. По образу жизни они подразделялись на горных, лесных и тундровых. Горные олени большую часть года проводили в альпийской зоне, зимой двигались к границе леса, а летом постепенно переходили к вершинам гор. В пределах лесной зоны обитали лесные олени.

Самый интенсивный промысел диких копытных у народов Сибири был весной, когда снег покрывался тонкой твердой коркой наста. Охотник на лыжах гнал оленя или лося, преследуя его до тех пор, пока животное не выбивалось из сил и становилось легкой добычей.

Таежные и тундровые народы выработали и другие способы добычи крупных копытных животных. Достаточно интересной была охота скрадыванием. Выпуская в стадо диких оленей обученного оленя – манщика, охотник отвлекал их внимание, незаметно приближался к стаду и с короткого расстояния (100–150 шагов) открывал стрельбу, стараясь поразить как можно больше оленей. Охота на оленей велась также с помощью засад, облав, всевозможных ловушек и самострелов.

К востоку от реки Лены – в сильно изрезанных скалистых местах у эвенков, эвенов и некоторых народов Дальнего Востока была распространена охота на кабаргу и косулю. Объектом промысла являлся также изюбр – очень ценная для охотника добыча. Шкура его шла на изготовление одежды и обуви, мясо – в пищу, а весенние панты (молодые рога на продажу). Они экспортировались в Китай, где их использовали для изготовления стимулирующих средств.

На медведя охотились попутно, преимущественно весной и поздней осенью. Специального медвежьего промысла не существовало. Охота на медведя строго регламентировалась особыми правилами и обрядами, связанными с тотемистическим и промысловым культом. Медведь для народов Сибири – не просто зверь, «медведь – человек, только другого рода». Почтение к этому зверю соединялось со страхом, поэтому о точном соблюдении ритуала заботился каждый охотник. Медведя даже «за глаза» нельзя было называть его настоящим именем. Его называли «лесной старик», «дедушка», «хозяин тайги».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Книги похожие на "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона"

Отзывы читателей о книге "Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.