» » » Сборник статей - Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ


Авторские права

Сборник статей - Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентАстерионf0edbaa9-50c8-11e2-956c-002590591ea6, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ
Рейтинг:
Название:
Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94856-367-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ"

Описание и краткое содержание "Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены материалы международной конференции «Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая» (г. Цзинань, провинция Шаньдун, КНР, 18–21 ноября 2007 года), а также совместных сравнительных исследований, проводимых в рамках программы российско-китайского сотрудничества реализуемой Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Центром сравнительных политических и экономических исследований Центрального Бюро переводов ЦК КПК.






А. О. Бороноев

Проблемы становления и функционирования политической культуры в современной России[2]

Понятие политической культуры очень многообразное понятие, которое понимается, если обобщить разные подходы, как осознание различными группами населения и конкретными индивидами своих жизненно важных интересов, ценностей, традиций в свете политических отношений, которые определяют их поведение и выбор в политической сфере. Она непосредственно связана с политической свободой, которая «выражается в выборах представительных органов власти, в конкурентной борьбе партий, конституционных реформах» (Р. Арон). Политическая свобода гарантирует гражданину участие в общественных делах через выражение своих мнений и воздействие на среду. Политическая культура непосредственно связана с политической свободой или является выражением последней в социальных действиях. О политической культуре, как видно из определения, можно говорить относительно целого народа (французского, русского, китайского), социальной группы, класса, и, безусловно, конкретного индивида. Как утверждают некоторые авторы, в одной стране, политической системе может быть несколько политических культур.

Политическая культура проявляется двояко: как убеждение, т. е. как сложившееся традиционное и рациональное понимание политической среды и своих интересов и как бессистемная аффективная реакция на политические лозунги, программы, на поведение политических деятелей, в целом на политические процессы. Первый вариант и говорит о сложившейся политической культуре народа, общности или индивида, второй – о неразвитости ее. Например, когда говорят о политической культуре европейских стран, подчеркивают наличие традиционализма, стабильности, универсализма, плюрализма, т. е. сосуществование различных ценностей и программ, которые определяют поведение людей в сфере политических отношений.

Политическая культурность зависит от многих факторов. Во-первых, от сложившейся в том или ином обществе социально-экономической структуры. Их стабильность и демократичность определяют политическое поведение граждан, их участие или неучастие в решении политических проблем. Во-вторых, от наличия в обществе определенной идеологии (партийных, национально-государственных), формирующих политическое поведение людей, восприятие политических процессов в сторону их рационализации. Безусловно, большую роль играют сложившиеся традиции политического поведения определенных социальных групп (классов). Известны взгляды Маркса о превращении рабочего класса из «класса в себе» в «класс для себя», т. е. превращении его в субъект политических отношений, умеющего защищать свои интересы, что становилось определенной традицией, характерной для этого класса.

Можно говорить о политической культуре народов. Она проявляется по разному, особенно в периоды роста, в состояниях аномии. Проявление политической культуры во многом зависит от того как развита демократия, которая является основой функционирования в обществе различных свобод – свободы слова, свободы выбора и объединений. Демократия же способствует функционированию политической культуры того или иного народа, социальных групп.

Это наглядно видно на примере России. Наша страна в своей истории не имела сложные политико-демократические институты до Октябрьской революции, царизм не предоставлял широких демократических и политических свобод, сужая сферу проявления политической культуры. В советский период нашей истории политическая просвещенность населения была достаточно высокой, особенно в послевоенный период. Однако политическая культура этого периода была узкой, односторонней, т. к. в обществе не было плюрализма политических взглядов и действий, преобладал патернализм, отсутствовали различные виды свобод, которые характерны для либерального общества, основной сутью которого, является ограничение власти и равенство перед законом.

С момента разрушения социалистической политической системы (1991) политическая структура российского общества потерпела крах и стала развиваться вседозволенность новой власти, бессилие и бесправие граждан.

Новая политическая власть, которая говорила либеральными лозунгами, занялась приватизацией всего, в ущерб интересам населения и свободы каждого. Утвердилось неравенство во власти, демократические выборы не способствовали справедливому формированию структур управления представительных органов власти. Все стали решать новые олигархи, которые захватили общенародную собственность социалистического периода и возможность «купить» свое представительство в органах власти и использовать их для своих интересов. В этот период в России не состоялось «равенство всех перед законом», что провозглашает либеральная идеология, и является важным проявлением политической культуры. Наступившая бедность вывела почти 80 % населения из так называемого трансформационного процесса, т. к. они, чуть почувствовать политическую свободу, попали в экономическую несвободу. Были разрушены и не функционировали формы политической социализации, сложилось состояние идеологического вакуума и недоверия к власти. Благо, что китайское общество в начале реформ не знало подобной катастрофы политической структуры и, следовательно, его политической культуры и совершает плавный переход к демократическим принципам формирования и контроля за властными структурами.

Зачатки новой политической культуры российского общества стали формироваться с 2000 года, когда к власти пришел В. В. Путин. С этого периода в России стали проявляться элементы социально-экономической и политической стабильности, наблюдается рост ВВП и началось улучшение жизни. Это конструировало доверие к новым экономическим и политическим институтам, что свою очередь является фактором определяющим стабильность общества. Доверие к политическим институтам, определяло возможность участия граждан в их формировании (активность электората) и участие в формах контроля за их деятельностью и рождение элементов гражданского общества, т. е. структур, способствующих самоуправлению граждан без прямого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Третий сектор (наряду с государственным, коммерческим) важный фактор формирования политической культуры населения, ибо он показывает активность и ответственность населения.

Формирование политической культуры связано с развитием политических партий и др. институтов и их стабильной деятельностью. В России закончился первый этап партстроительства. Завершается период «индивидуальных» партий, без социальной основы, на ресурсы какого-нибудь олигарха. Подобного рода партии, созданные к очередным выборам характеризовали политическую нестабильность, трудность выбора электоратом своей партии и актуализации насущных проблем страны и групп населения. В 2003 году в период выборов в Государственную Думу в России было 44 партий и движений, к сегодняшним выборам через 4 года осталось 14 партий. Среди них наибольшим рейтингом (октябрь 2007) пользуются «Единая Россия» во главе с В. Путиным (55 %), КПРФ (8 %), ЛДПР, справедливая Россия (5 %) и рейтинг по 1–2 % имеют СПС, Аграрная партия, Яблоко при пороге прохождения в Думу 7 % голосов. Партии, которые вступили в избирательный процесс, в своих программах стали более конкретно определять свой электорат. Однако, процесс поиска своей социальной базы и диалога с ней идет сложно. Отсутствие диалога со «своим электоратом» не формирует политической ориентации и политическую культуру населения. Это связано со сложившимся с начала модернизации недоверием населения к происходящему политическому процессу в стране, к политическим партиям. Недоверие же населения к существующим партиям определяется отсутствием четких в их программах социальных идей справедливости, драматизацией создавшихся условий жизни и абстрактно-эмоциональной риторикой. Не меньшую роль в негативизме к партиям у населения играли их лидеры, которые открыто соблюдали свои эгоистические, клановые интересы и плохо представляли перспективы страны. Тем не менее этот этап сыграл свою роль в формировании политической культуры населения, которое научилось понимать бессмысленность программ многих партий и выражать свою позицию двумя методами – неучастием в выборах и голосованием против всех. Например, голосовавших против всех в 2004 году в Государственную Думу составило 4 % электората. К сожалению, в 2007 году в бюллетенях не будет графы «против всех», которая по моим представлениям, была проявлением политического выбора, политической культуры.

В формировании политической культуры, как мы говорили выше, значимы программы партий, т. к. они определяют выбор. В настоящее время в них наблюдается некая определенность, прочтение социальной структуры общества и социально-политическая ориентированность. Партия «Единая Россия» (ЕР), например, ориентированна на высший слой страны с включением высшего слоя среднего класса и бюрократии. Интервенция в эту партию бюрократии делает ее эффективной, т. к. используется административный ресурс. Этот ресурс в будущем может сыграть отрицательную роль. Престиж этой партии возрос в связи с тем президент В. В. Путин согласился возглавить ее список при выборах в Гос. Думу. Это очень важный момент, т. к. В. Путин единственный российский политик, который пользуется доверием россиян (приблизительно 60 %) и осуществляет диалог с ними. Коммунистическая партия Российской Федерации обращается в основном к обывателям и людям старшего поколения, акцентируя внимание на несостоятельность социальной политики государства, нарушение права на труд и бедность основной массы населения. Идея равенства и справедливости весьма актуальны в российском обществе как фундаментальные ценности и КПРФ в рейтинге партий устойчиво занимает второе место. При успешной пиаркомпании и при некоторой трансформации своей лексики и расширении форм диалога с другими слоями общества КПРФ может расширить свой электорат. Главное достоинство этой партии в том, что она акцентирует фундаментальные ценности – право на труд, образование, справедливость, равенство и т. д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ"

Книги похожие на "Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.