» » » » Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов


Авторские права

Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-01896-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Пособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный учебный материал по теме «Физиологические особенности детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами, обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых с общим курсом физиологии и анатомии человека. Содержание пособия соответствует программам по возрастной физиологии для педагогических вузов.

В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ». Издание будет полезным не только будущим педагогам и детским психологам, но и будущим педиатрам, а также уже работающим молодым специалистам, желающим пополнить свои знания по физиологическим особенностям детского организма.






В 2–3 года ребенок, как правило, держит карандаш, зажимая его в ладони. Этот способ, особенно при рисовании мелками, позволяет детям выполнять довольно сложные движения. Однако движения эти еще спонтанные, нестабильные.

С 3 лет линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются движения имитационные. При рисовании овалов они получаются неровными (это, пожалуй, самые трудные элементы), но на рисунках их уже много. Это чаще человек, солнышко, колеса и т. п.

О развитии движений, строящихся на основе зрительно-моторной координации (работа с мелком, карандашом), можно судить по результатам копирования простейших геометрических фигур. В 2 года ребенку доступно копирование вертикальной линии определенной длины, а в 2,5 – копирование горизонтальных линий, в 3 года ребенок уже может скопировать круг. Однако подчеркнем еще раз: ребенок учится выполнять все эти двигательные действия, но еще не умеет делать это четко, без особых усилий и напряжения. Совершенствуется ходьба, ребенок начинает бегать, прыгать, но структура этих движений вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим, но ходить очень ему нравится, особенно если это новые виды ходьбы – по лестнице, в горку, с горки и т. п.

Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребенок учится выполнять новые движения.

Все большую роль в процессе выполнения движений начинает играть речевая инструкция взрослых и собственная речь ребенка. По этому поводу известный российский психолог Л. С. Выготский говорил: «Речь входит необходимым составным моментом в разумную деятельность ребенка… и начинает служить средством образования, намерения или плана в более сложной деятельности ребенка».

Значение желез внутренней секреции для роста организма, формирования скелета и пропорций тела

Соматотропин, который образуется аденогипофизом, появляется в организме с 12-й недели внутриутробного развития, и к 5–8 месяцам концентрация его у плода в 100 раз больше, чем у взрослых. У новорожденных в крови его в 2–3 раза больше, чем у матери. Он участвует в регуляции роста тела и в реакциях иммунологической защиты организма ребенка.

Соматотропин стимулирует рост, т. к. усиливает синтез РНК и белков, деление клеток при нормальной функции поджелудочной и щитовидной желез и коры надпочечников. СТГ стимулирует рост эпифизарных хрящей, а замещение их костной тканью обеспечивают тиреоидные гормоны. При избытке СТГ в организме развивается гигантизм или акромегалия, при недостатке – замедление или прекращение роста – карликовость, которая проявляется после 2 лет.

При недостатке гормона замедляется рост костей в длину, но при этом интеллектуальное развитие не нарушается.

На рост молодого организма влияет зобная железа. Она также участвует в нейтрализации токсинов и в иммунных реакциях.

Секреция тироксина в кровь начинается у плода с конца третьего месяца. Гормоны щитовидной железы играют важную роль в развитии плода и дифференцировке тканей, и особенно нейронов ЦНС. Избыток или недостаток тиреоидных гормонов в антенатальном онтогенезе вызывает нарушения развития ЦНС и процессов окостенения. После рождения щитовидная железа продолжает развиваться и к 7 годам увеличивается в 3,5 раза по сравнению с размером у новорожденных. Усиливается ее функция. Недостаток тиреоидных гормонов ведет к задержке роста, умственному и половому недоразвитию, нарушению пропорций тела. Комплекс этих явлений называется кретинизмом.

Временное повышение функции щитовидной железы нередко происходит в период полового созревания, чаще у девочек. Это сопровождается повышенной нервной возбудимостью, учащением сердцебиения, похуданием и обусловлено активностью гипофизарно-гонадной системы.

Особенности функционирования половых желез в онтогенезе

В половых железах секретируются мужские половые гормоны – андрогены (тестостерон и андростерон) и женские – эстрогены (эстрадиол, прогестерон). Половые железы развиваются из единого зачатка, а развитие мужских (семенников) или женских (яичников) половых желез происходит под действием андрогенов надпочечников. Дифференциация половых желез начинается на втором месяце внутриутробного развития.

Мужские гонады проявляют очень высокую активность в конце третьего месяца внутриутробного развития. В это время у плодов мужского пола содержание мужских гормонов достигает уровня взрослого человека.

Благодаря этому происходит развитие полового члена, мошонки, семявыносящих канатиков, а также дифференцировка нейронов гипоталамуса по мужскому типу. Если гонады не образуют андрогенов, развитие идет по женскому типу, т. е. они превращаются в яичники.

После завершения внутриутробного развития образование андрогенов в гонадах мальчиков прекращается и возобновляется в период полового созревания. В половом развитии мальчиков можно выделить два периода: первый – с 10 до 15 лет, когда развиваются половые органы и вторичные половые признаки, и второй – после 15 лет, когда начинается сперматогенез – процесс развития мужских половых клеток в семенниках. К 16–17 годам уровень тестостерона приближается к взрослому.

Образование фолликулов в яичниках женщин начинается на четвертом месяце внутриутробного развития. При этом, в отличие от мужских гонад, гормоны яичников начинают синтезироваться лишь к концу внутриутробного периода. Формирование же половых органов происходит под влиянием гормонов матери, плаценты и надпочечников плода. В первые 6–7 лет жизни активность яичников снижена, а затем начинает усиливаться.

От количества мужских половых гормонов – андрогенов – в период внутриутробного развития зависит тип развития гипоталамуса. Между пятым и седьмым месяцами внутриутробного развития под их воздействием гипоталамус развивается по мужскому типу, а без них – по женскому. Женские половые гормоны – эстрогены, выделяемые надпочечниками, способствуют развитию у плодов женского пола матки, влагалища и наружных половых органов.

Развитие околощитовидных желез, эпифиза и вилочковой железы у детей различного возраста

Количество клеток, секретирующих паратгормон, резко увеличивается к 10 годам, а к 12 годам в железе появляется жировая ткань. С возрастом количество жировой ткани увеличивается, а железистой уменьшается.

Предполагают, что некоторые биологически активные вещества, выделяемые тимусом, тормозят половое созревание. Об этом свидетельствует возрастная динамика массы тимуса. Максимального абсолютного веса железа достигает к 13–14 годам, после чего тимус начинает уменьшаться, а его железистая часть постепенно замещается соединительной и жировой тканью. С другой стороны, считается, что половые гормоны, особенно эстрогены, вызывают атрофию тимуса.

Особенности функционирования надпочечников у детей, последствия гипер- и гипофункции надпочечников. Возрастные изменения инкреторной функции поджелудочной железы

Глюкокортикоиды (кортизол) стимулируют расщепление аминокислот с образованием глюкозы и участвуют в расщеплении жиров, а также подавляют образование антител и инсулина. Глюкокортикоиды определяют развитие вилочковой железы и легких. С самых первых дней жизни глюкокортикоиды принимают участие в реализации стрессовых реакций. Наибольшая продукция этих гормонов отмечается в 1–3 года и в период полового созревания.

С возрастом количество гормонов коры надпочечников увеличивается, а после 30 лет начинает уменьшаться.

Для мозгового вещества надпочечников характерно позднее формирование и медленное развитие. Увеличение количества клеток мозгового вещества происходит в период от 3 до 8 лет и в период полового созревания. Мозговое вещество только к 10 годам начинает превосходить по массе корковое.

Образование катехоламинов возрастает на протяжении первого года жизни, а затем в период от 1 до 3 лет происходит формирование их цикличности – суточной (адреналина больше днем, норадреналин имеет два пика: в 9–12 и в 18–21 час) и сезонной цикличности (весной их образование увеличивается). В дальнейшем секреция гормонов увеличивается и зависит от подвижности ребенка.

Возрастные изменения функциональной активности поджелудочной железы связаны с изменением ее структуры. С возрастом доля железистой части уменьшается – от 6 % в грудном возрасте до 1 % в период от 1 года до 40–50 лет. Причем, в старости в результате разрастания соединительной ткани происходит уменьшение числа клеток, синтезирующих инсулин, тогда как число клеток, синтезирующих глюкагон, увеличивается. Это, в свою очередь, может послужить причиной развития сахарного диабета.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Книги похожие на "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Савченков

Юрий Савченков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.