» » » » Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов


Авторские права

Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-01896-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Пособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный учебный материал по теме «Физиологические особенности детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами, обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых с общим курсом физиологии и анатомии человека. Содержание пособия соответствует программам по возрастной физиологии для педагогических вузов.

В пособии существенно расширены разделы «Возрастные особенности высшей нервной деятельности и психических функций», «Возрастные особенности эндокринных функций», «Возрастные особенности терморегуляции и обмена веществ». Издание будет полезным не только будущим педагогам и детским психологам, но и будущим педиатрам, а также уже работающим молодым специалистам, желающим пополнить свои знания по физиологическим особенностям детского организма.






Взятие крови у новорожденных и детей грудного возраста производят путем укола в мякоть пупочной области, а забор большого количества крови для сложных биохимических исследований – путем введения полой иглы от шприца в височную вену. Последнее допустимо только в клинических условиях.

Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что в детском возрасте гемопоэтическая система обладает высокой реактивностью и регенераторными способностями. Это объясняется относительной незрелостью соединительной ткани, а также сохранением недифференцированных полипотентных клеток. Указанные особенности являются причиной того, что у детей раннего возраста лейкоцитоз может развиваться под влиянием самых различных факторов как физиологического, так и патологического характера. Например, выраженный лейкоцитоз может наблюдаться у детей под влиянием страха, боли, глубокого форсированного дыхания, кашля, натуживания, физической нагрузки и т. д. Сильные раздражители, инфекция, интоксикации могут вызвать не только увеличение числа лейкоцитов периферической крови, но и выраженный регенеративный сдвиг. Эти особенности системы кроветворения маленьких детей и являются причиной возникновения так называемых лейкемоидных реакций.

Особенности гемоглобина плода и динамика его перехода в гемоглобин взрослого

Параллельно с изменением качественного и количественного состава эритроцитов в крови у детей изменяется содержание гемоглобина. У плода до 7–12-недельного возраста в эритроцитах содержится примитивный гемоглобин (НвР) К третьему месяцу он замещается фетальным гемоглобином. Оба эти вида гемоглобина обладают почти в два раза большим сродством к кислороду, чем гемоглобин взрослых. После рождения в крови ребенка содержится 70–90 % фетального гемоглобина, а остальные 10–30 % – НbА. К 6–8-месячному возрасту фетального гемоглобина остается 1–2 %, а к концу 1 года он полностью заменяется взрослым гемоглобином.

У плода количество Нв понижено и только к шестимесячному возрасту достигает 140 г/л. У новорожденных в связи с увеличением количества эритроцитов Нb в крови 200–220 г/л. Со второго дня жизни ребенка в связи с разрушением эритроцитов количество Нb начинает падать и к 3–4-му месяцу становится минимальным, снижаясь почти до 110 г/л. Наступает так называемая физиологическая анемия. В это время уменьшается концентрация эритроцитов и их объем, что дает основание считать причиной этой анемии недостаток в организме ребенка железа. Затем количество Нb в крови детей постепенно нарастает и к 14–16 годам становится таким же, как и у взрослых.

Цветной показатель, который показывает степень насыщения эритроцитов гемоглобином, у новорожденных выше, чем у взрослых, т. е. имеет место гиперхромия, обусловленная большим содержанием Нb в эритроцитах. После первого года жизни ЦП у детей почти такой же, как и у взрослых, т. е. около 1, что называется нормохромией.

Становление системы свертывания крови в онтогенезе

В первые 2 дня после рождения свертывание крови у детей замедлено, но к седьмому дню приближается к норме взрослого.

Фибриноген и протромбин в небольших количествах появляются в крови эмбриона только на пятом месяце развития. Содержание факторов, препятствующих свертыванию крови, например гепарина, в крови эмбрионов, наоборот, повышено. В момент рождения количество антикоагулянтов снижается. С 6 месяцев внутриутробного развития коагуляционные свойства крови плода близки к норме взрослого. К моменту рождения содержание фибриногена на 10–30 % меньше, чем у взрослых, особенно на второй день.

Это обстоятельство вместе с выраженной гипопротромбинемией обусловливают пониженную свертываемость крови. Как следствие у таких детей могут возникать кровоизлияния, а при оперативных вмешательствах – кровотечения. К концу первой недели жизни содержание протромбина нарастает, но остается ниже, чем у взрослых, и лишь к концу первого года жизни достигает величины, соответствующей норме для взрослого человека. Начало свертывания крови у новорожденных находится в пределах нормы взрослого – 4,5–6 минут (по Масс и Магро), окончание запаздывает до 9–10 минут. У детей грудного возраста и старше свертывание крови заканчивается через 4–5,5 мин. Продолжительность кровотечения (по Дуке) у детей всех возрастных групп равна 2–4 мин, т. е. находится в пределах нормы взрослого.

Замедленное свертывание крови у новорожденных объясняется, по-видимому, недостаточной функциональной зрелостью печени, синтезирующей факторы свертывания не в полном объеме, отсутствием кишечной флоры, необходимой для синтеза витамина К, более низким содержанием Са++.

От 2 до 12–14 лет содержание в крови отдельных факторов свертывающей системы индивидуально колеблется, но в среднем соответствует нормам взрослого.

Глава 5

Физиология кровообращения

Кровообращение плода, изменения в системе кровообращения после рождения

Оформление сердечно-сосудистой системы начинается со второй-третьей недели и заканчивается в конце третьего месяца эмбриональной жизни. Самое активное развитие сердца происходит с 21-й по 42-й день. С четвертого месяца до момента рождения идет созревание и развитие сердечнососудистой системы, особенно развитие миокарда.

Воздействие вредных факторов (наследственные, эндокринные, инфекционные, сердечно-сосудистые заболевания, неправильный режим и питание, медикаментозные и другие воздействия) в течение первых трех месяцев беременности могут привести к различным патологическим нарушениям работы сердца и сосудов у ребенка.

Первоначально сердце закладывается в области будущей шеи в виде трубок, к середине четвертой недели сердце становится двухкамерным, а к концу пятой недели трехкамерным. Между предсердиями имеется овальное отверстие. На шестой неделе начинается разделение желудочков, которое заканчивается в течение седьмой недели. Перемещение сердца из области шеи в грудную полость начинается в конце второго месяца.

Малый круг кровообращения у плода почти не функционирует. Оба желудочка сердца нагнетают кровь в аорту.

В период внутриутробной жизни разные органы снабжаются различной по количеству и качеству кровью. В лучших условиях кровоснабжения находятся сердце и головной мозг.

После рождения ребенка происходят значительные гемодинамические изменения, обусловленные прекращением плацентарного кровообращения и возникновением дыхания.

При наполнении легочных сосудов кровью давление в них становится ниже, чем в аорте, и поступление крови из легочной артерии в аорту прекращается. Боталлов проток спастически сжимается, а к третьему-четвертому месяцам жизни у большинства людей зарастает. В возрасте 5–7 месяцев зарастает и овальное отверстие. Таким образом, происходит разделение венозного и артериального тока крови.

Особенности строения и свойств сердечно-сосудистой системы у детей

Возрастные особенности кровообращения у детей наиболее четко выражены в период новорожденности и грудного возраста, позднее – в период полового созревания.

К моменту рождения ребенка его сердце уже имеет 4-камерную структуру, однако между двумя предсердиями еще имеется овальное отверстие, соответственно кровь частично смешивается. Кроме того, аорту и легочную артерию соединяет специальный артериальный проток. Закрытие этого протока происходит на первые-восьмые сутки, анатомическое зарастание протока – в 3–4 месяца, а отверстия между предсердиями – к 5–7 месяцам.

В период новорожденности происходит перестройка кругов кровообращения и приспособление сердечно-сосудистой системы к резко изменившимся при рождении условиям внешней среды. В течение первого года жизни сердечно-сосудистая система обеспечивает повышенную потребность интенсивно растущего организма в питательных веществах и кислороде. В период полового созревания она испытывает влияние соответствующей гормональной перестройки организма.

Сердечно-сосудистая система детей, особенно раннего возраста, обладает хорошими компенсаторными возможностями вследствие морфофункциональных особенностей детского сердца и сосудов. К ним относятся, в частности, высокая регенеративная способность миокарда, лучшее кровоснабжение сердечной мышцы, просвет венечных сосудов имеет относительно большую величину, нервный аппарат теснее связан с коронарными сосудами, более развита на единицу веса миокарда проводящая система, сосуды легко образуют коллатерали и т. д.

В детском возрасте происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование всей сердечно-сосудистой системы и аппарата ее регуляции. Особенно энергично растет и качественно совершенствуется сердечно-сосудистая система в первые два года жизни, а также в период полового созревания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Книги похожие на "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Савченков

Юрий Савченков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Савченков - Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.