Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.
Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.
Существует множество качественно своеобразных форм движения материи. Жизнь, в частности, принципиально отличается от физических и химических процессов. Органические системы способны получать, воспроизводить и использовать информацию. Борьба за существование, размножение, изменчивость и наследственность – все это характеризует жизнь. Каждый тип материальных процессов подчинен своим специфическим закономерностям. Нельзя объяснить физическими и химическими факторами, почему олень вступает в схватку с волком, спасая своих детенышей. Редукционизм (от лат. reductio – возвращение) как способ объяснения явлений путем полного сведения высших форм движения к низшим оказался несостоятельным.
Однако неверно и обратное, когда высшие формы движения отрывают от низших. Так поступают виталисты, которые полагают, будто жизнь не содержит в себе более простых процессов. Тем самым они лишаются возможности физико-химического анализа явлений живой природы.
Качественное различие форм движения материи вовсе не отрицает их взаимосвязи: высшие и низшие формы движения имеют как генетические, так и структурные отношения. Высшие формы движения не только возникают на основе низших, но и включают их в свой состав, хотя и в существенно преобразованном виде, что выражается в подчинении относительно простых процессов более сложным. Вникая в сущность социальных явлений, мы убеждаемся, что они предполагают и механические, и электрические, и химические, и биологические, и многие другие процессы, используемые человеком в материальном производстве. Однако здесь они уже функционируют не сами по себе, а направляются обществом. Мудрость человека – в умении достигать намеченных целей, включая силы природы в механизм социальных действий.
В окружающем нас мире наблюдается поразительная согласованность качественно различных процессов, что наводит на мысль: не только отдельные простые процессы и типы движений образуют основу для появления более сложных, но и сами они подчиняются законам целого, представляя собой различные его стороны, звенья и этапы. Хорошо известно, что дифференциация биосферы на специфические уровни функционирования обусловлена ее развитием в качестве единой целостной системы. Известный русский философ Вл. Соловьев высказал мысль о влиянии целого на функционирование частей. Рассуждая о физической природе человека, он отмечал: «в организме человеческом мозг или сердце имеют значение не как равные всем члены, а сообразно своему особенному назначению, играют роль главных органов, которым должны служить все другие для сохранения целостности всего организма, а следовательно, и самих себя»[18].
Высшие формы движения и сводимы, и несводимы к низшим – такова диалектика природы. Поэтому метод редукции, несомненно, обладает определенной эвристической ценностью. Им пользуется биолог, привлекающий физические и химические знания для постижения тайн жизни. Его применяет химик, когда, исследуя вещество, опирается на законы квантовой механики. Нельзя только забывать о границах применения этого метода. Для науки важно установить субординацию качественно различных процессов, понять, как более простые из них вписываются в высшие формы движения.
Еще один вывод, который можно сделать, логически следует из положения о взаимной связи различных форм движения, их способности в соответствующих условиях переходить друг в друга. Он заключается в требовании дополнить редукцию противоположным методом, который бы позволял интегрировать формы движения, участвующие в тех или иных сложных процессах. Теоретическое воплощение такой метод находит в принципе целостности. Так, понимание специфики социальных явлений помогает разобраться в механизме развития техники, ассимилирующей непрерывно пополняющийся арсенал качественно специфических природных процессов.
2.4. Природа пространства и времени
Пространство и время представляют важнейшие атрибуты бытия. Каждая культура вырабатывает собственное понимание данных феноменов, позволяющее субъектам ориентироваться в жизненной среде и осваивать ее ресурсы. Соответствующие понятия выражают структурную организацию объектов и их изменение. Для практической деятельности крайне необходимо определить местонахождение осваиваемого объекта, его размеры, форму и соотношение частей. Большое значение имеет также информация о смене этапов в развитии систем, темпе происходящих процессов, ритме сменяющихся событий. Существенный экономический эффект дает, в частности, сокращение продолжительности технологических процессов в производственной деятельности.
Уже на ранних этапах развития общества, когда безраздельно господствовало мифологическое сознание, наши далекие предшественники осмысливали культурные различия особых мест. Центр противопоставлялся ими периферии. Центр – это освоенное и обустроенное место. Периферия между тем оказывается областью неизвестного, а посему таит в себе опасность. Показательно название в средневековой Руси области, расположенной за пределами южных окраин государства, – Дикое поле. Обладая плодородными землями, эта область была вожделенной мечтой многих. Но со стороны Дикого поля кочевники делали частые набеги на Русь, неся разорение и смерть. Постепенно, однако, Дикое поле заселялось русским народом, обустраивалось и окультуривалось.
Наши предки осознавали свою зависимость не только от пространства, но и от времени. Они видели, как сменяются поколения людей, как одни виды хозяйственной деятельности уступают место другим, замечали, что природе присущ определенный ритм: день сменяется ночью, чередуются лето и зима. У древних народов складывалось представление, что в мире происходит движение от хаоса к космосу, т. е. от беспорядка к порядку. Но хаос никогда не исчезает окончательно: он окружает освоенное пространство со всех сторон, проникая в ткань самой коллективной жизни людей. Борьба хаоса и космоса – вечная необходимая сторона сущего. Такой взгляд на мир явился основой циклического толкования времени. Из этого следовал вывод, что человек своими действиями может либо способствовать упорядочению жизненной среды, либо ее разрушать. Задача виделась в разумной организации и окультуривании жизненного пространства. А это считалось достижимым через овладение временем.
В повседневной жизни редко кто задумывался над тем, что же такое пространство и время. Приобщаясь к культуре, мы невольно усваиваем и циркулирующие в ней взгляды на эти явления. Создается впечатление их очевидности и простоты. Иллюзорность подобных представлений развеивается, когда дело доходит до теоретического осмысления пространства и времени. Известный средневековый философ Августин Блаженный делится своими размышлениями: «Что же такое… время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, становлюсь совершенно в тупик»[19].
Сложность феноменов пространства и времени, их связь, с одной стороны, с движущейся материей, а с другой – с культурой свидетельствуют о фундаментальности порождаемых ими философских проблем. В истории философской мысли возник спектр различных трактовок этих явлений. Их можно свести к двум фундаментальным подходам – субстанциальному и реляционному, между которыми развернулось драматическое соперничество. Сторонниками субстанциальной концепции были такие крупные мыслители, как Демокрит и Ньютон. Они полагали, что пространство и время образуют своеобразную сцену, на которой разыгрываются все события естественной истории. Так, пространство созданной Демокритом теории, – это пустота, в которой движутся атомы. Пространтво объективно, бесконечно и однородно. Что касается времени, то в границах субстанциальной концепции оно суть некий независимый от происходящих событий мировой поток. Согласно этой концепции, пространство и время оказываются самостоятельными сущностями, объемлющими материальный мир и сосуществующие с ним. Приняв логику, по которой пространство и время никак не связаны с пребывающими в них телами, приходится признать абсолютную неизменность этих феноменов, что противоречит всему опыту познания мира. Субстациальная концепция, несомненно, явилась результатом сильного упрощения реальных связей и отношений. В частности, Ньютон допускал мгновенную передачу воздействия одного тела на другое. Пространство выступало при этом в качестве посредника такого взаимодействия. Эта философская установка явилась одной из причин введения в научный оборот понятия эфира, который изображался как очень тонкая сплошная и абсолютно неподвижная среда. Предполагалось, что в ней осуществляется движение материальных тел и что именно она служит переносчиком их взаимодействия. Еще одним источником схематизации пространственно-временных явлений стало то, что всему материальному миру приписывались отношения, вытекающие из геометрии Эвклида. Но его теория является абстрактным обобщением только макроскопического опыта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.