» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






В истории философии сложились два главных подхода к объяснению сущности материи – онтологический и гносеологический. Исторически первым был онтологический подход, когда ее пытались понять исходя из характера бытия вещей и явлений. Сначала материя рассматривалась как особое качественно специфическое вещество, которое доступно непосредственному восприятию. Древнегреческий философ Фалес, например, полагал, что первичной сущностью, из которой возникают и в которую превращаются в конечном счете все вещи, является вода. Другие принимали в качестве первоосновы то воздух, то огонь, а некоторые склонялись к мысли, что имеется даже несколько корней вещей.

Но уже Демокрит заметил, что данные теории не могут объяснить, как одно вещество превращается в другое. Остается неясной также природа исходного вещества. Демокрит предлагает атомистическую теорию, которая единство бытия объясняет качественным однообразием элементов, образующих абсолютно фундаментальный уровень мироздания. Мыслилось, что атом является неизменной частицей со сплошным интерьером (внутренним строением), а посему и неделимой, обладающей величиной, формой и весом, но лишенной температуры, цвета, запаха и других подобных качеств. Атомистическая концепция объясняла возникновение вещей соединением атомов, а качественное разнообразие сущего выводила из предположения, что атомы могут соединяться различным образом.

Представление о мельчайших обособленных и взаимодействующих частичках оказалось поразительно продуктивным. На основе атомистической теории был открыт закон сохранения вещества. Опираясь на эту теорию, Дальтон установил количественные соотношения элементов вещества, что позволило объяснить ряд особенностей его строения и свойств, положило начало становлению химии. В модифицированном виде атомистическая концепция работает и в современной науке.

Ученые Нового времени развивают идеи атомизма, перенося акцент на анализ свойств, которые присущи вещественной стороне действительности. В ранг универсальных возводятся такие свойства предметов, как масса, протяженность, непроницаемость, механическое перемещение и т. п. Происходит дальнейшая унификация и обобщение взглядов на материю. Так, Д. Дидро и Л. Фейербах рассматривают ее уже как просто вещество независимо от его качества, обладающее своим химическим составом, определенным агрегатным состоянием, температурой, весом, электрическим зарядом и т. д.

Онтологическое определение материи выделяет в ней важное свойство – субстанциальность. Если материя мыслится как субстанция единого бытия, тогда перед нами материалистический монизм (от лат. mono – один). В качестве субстанции материя признается основой всех вещей и явлений. Сознание, дух рассматриваются при этом в качестве функционального свойства особым образом организованной материи.

Если не замечать функциональной природы сознания, тогда можно прийти к противоположным выводам, когда дух оказывается субстанцией бытия. Это уже будет идеалистический монизм. У Платона, например, основу бытия образует мир идей, между тем как материальные вещи оказываются только их бледными тенями. Некоторые философы (Р. Декарт и др.) придерживались дуалистической концепции (от лат. dualis – двойственный), признавая материю и сознание двумя равноправными субстанциями, что вело к расщеплению бытия, схематизировало материю, лишая ее качественного разнообразия, и порождало большие трудности при объяснении сущности сознания. Еще одним вариантом воззрения на субстанцию является плюрализм, когда все сущее предстает рассыпанным на множество самостоятельных уникальных образований, каждое из которых оказывается отдельным, неповторимым миром. У Анаксагора такими мирами являются гомеомерии, или семена вещей. А.Г. Лейбниц говорит о монадах, которые воспроизводят в особой форме весь остальной мир, только с разной степенью полноты.

Следует отметить, что несомненной заслугой философов-материалистов явилось, во-первых, признание независимости природы от сознания, ее первичности по отношению к миру идей; во-вторых, утверждение, что существует общая для всех вещей и явлений объективная основа; в-третьих, обоснование мысли о самообусловленности материальных процессов; в-четвертых, выдвижение идеи дискретного строения материи, результатом чего явилось понимание объекта как сложного образования, обладающего своим составом элементов и структурой. Вместе с тем сложившиеся представления о материи несли на себе следы исторической ограниченности, что выразилось в следующем:

• материя чаще всего рассматривалась как особое вещество, выступающее по отношению к любым другим образованиям в качества первоначала

• материальная общность вещей виделась в единообразии их структурных элементов;

• ограничение материи каким-либо одним видом естественных образований сужало ноле зрения исследователей: вне его оказались общество и жизнь человека.

В традиционной теории материи некоторые частные свойства, присущие лишь отдельным локальным проявлениям бытия, приписывались всей материи. Кроме того, игнорировался динамический аспект бытия – признавалась незыблемость таких свойств материи. Между тем в конце XIX и начале XX в. был сделан ряд выдающихся открытий, которые никак не укладывались в прокрустово ложе традиционных философских взглядов на материю. Прежде всего было обнаружено, что помимо вещества существуют физические поля. Ученые открыли рентгеновские лучи, пронизывающие вещество, зафиксировали самопроизвольный распад некоторых видов атомов, выявили зависимость массы тела от скорости его движения, обнаружили электрон – структурный элемент атома.

Перед учеными встали принципиальные вопросы: как быть с казалось бы незыблемыми фундаментальными положениями, утверждавшими абсолютную неизменность и неделимость атомов, их непроницаемость, и что делать с бытовавшим признанием массы за меру количества материи – ведь масса утратила свое постоянство? В этой ситуации вполне логичным оказался переход к гносеологическому объяснению сущности материи.

Существенный вклад в развитие учения о материи внес марксизм. Он преодолевает созерцательность во взглядах на материю. К. Маркс замечает: «Главный недостаток всего предшествующего материализма… заключается в том, что предмет, действительность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно»[13]. Марксизм выходит за пределы узконатуралистической трактовки категории материи, распространяя материалистический подход на объяснение социальной реальности.

Краеугольный камень в современное понимание материи заложил Г.В. Плеханов. Знакомый с открытиями естествознания, расшатавшими старое представление о материи, он полагает: «Материей должно быть признано то (в «себе» сущее), что посредственно или непосредственно действует, или может действовать на наши внешние чувства»[14]. Материя рассматривается им как такая реальность, которая противостоит нашему сознанию, вызывает в нас определенные ощущения и порождает идеальные образы. Онтологический аспект здесь сохраняется, но в особой форме. Нет больше указания на какие-либо конкретные реалии, но зато подчеркивается самодостаточность материи, ее первичность по отношению к сознанию.

Итак, понятие материи обозначает независимую от сознания самостоятельную реальность, которая является субстанцией и общим содержанием всех вещей и явлений. Воздействуя прямо или косвенно на наши органы чувств, она обнаруживает себя и становится достоянием нашего сознания. В этом определении содержатся основные моменты диалектической концепции материи. Во-первых, материя рассматривается здесь как объективная реальность, т. е. признается ее самодостаточность и независимость от сознания. Во-вторых, отмечается тот существенный факт, что как активное начало материя оказывается глубинной основой всех процессов, всех конкретных вещей, отношений и свойств. В-третьих, понятие материи выражает инвариантное содержание объективных реалий. В-четвертых, подчеркивается познаваемость мира, вступающего в контакт с обладающим разумом человеком.

Бесконечно многообразный материальный мир сохраняет свою целостность благодаря внутренне присущему ему единству Выделяют субстратное, генетическое, номологическое и атрибутивное единство мира. Субстратное единство подтверждается методом спектрального анализа, обнаруживающего в различных частях вселенной одни и те же элементы из периодической системы Д.И. Менделеева. Показателем генетического единства служит факт образования сложных систем из относительно более простых. О помологическом единстве свидетельствуют законы, определяющие идентичный характер процессов в самых разных по своей природе объектах: в частности, закон всемирного тяготения указывает на силу, которая удерживает Луну на околоземной орбите, и он же ограничивает возможности спортсмена преодолеть планку на определенной высоте. Наконец, атрибутивное единство означает существование всеобщих свойств материи – структурности, движения, пространства, времени.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.