» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






В процессе исторического развития философского знания происходит смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. Поворотным моментом в развитии онтологии человеческой субъективности явилась философская концепция М. Хайдеггера, акцентировавшая внимание на фундаментальном характере человеческого бытия. В XX в. эта тема получила наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, непосредственно обратившейся к аналитике человеческого существования и выявившей ряд аксиологических параметров бытия человека в мире. Хайдеггер показал, что новоевропейский человек перестал признавать свою зависимость от каких бы то ни было абсолютов, будь то природа или Бог. Такой мировоззренческий поворот стал побуждающим мотивом волюнтаристского вторжения в природу и общество не считаясь с их способностью на самоорганизацию.

Постмодернистская философия, исходящая из трактовки реальности как текста, подчеркнуто артикулирует бытие лишь в качестве разнообразных дискурсивных практик, реализующихся в коммуникативных языковых играх. Вместе с тем в философии никогда не исчезал и по сей день не исчезает интерес к изучению различных видов и форм бытия. Основные виды бытия, <<материальное» и «идеальное»«духовное», предстают в формах природного, социального, духовного и человеческого миров. Под влиянием современной информационно-компьютерной революции ряд авторов сегодня склоняются к необходимости исследования и так называемого виртуального бытия.

Наряду с категорией бытия в философии используется понятие небытия. Если мир в целом вечен, то любые конкретные вещи, процессы и состояния преходящи, временны. Отбыв свой срок в мире, они исчезают, переходя в небытие: сменяются поколения людей, другим становится ландшафт, даже звезды гаснут. Однако небытие не равнозначно понятию «ничто». Переход в небытие одних вещей дает начало новым вещам и новой жизни. Небытие относительно. Взаимооборачиваемость бытия и небытия обеспечивает непрестанное обновление мира.

В ходе исследования проблемы бытия в рамках классической философии сложился развернутый категориальный аппарат, логический каркас которого наряду с такими универсалиями культуры, как «бытие» и «небытие», констатирующими, что нечто существует или не существует, включает в себя ряд других категорий: материю, движение, пространство, время и т. д.

В истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход к проблеме мироустройства. Суть его состояла в поиске основания бытия – субстанции, под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Наряду с понятием «субстанция» в данном подходе использовались такие категории, как «субстрат», «модус», «акциденция», «атрибут». Под субстратом понималась основа конкретного проявления бытия. В содержании категории «модус» фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях – в отличие от понятия «атрибут», характеризовавшего свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Акциденция выступала как констатация преходящего, случайного свойства предмета, которое может быть элиминировано без изменения его сущности. В основе современных научных представлений о мире лежит идея его сложной системно-структурной организации. Вхождение этой идеи в научный контекст, сопровождавшееся в истории естествознания многочисленными трудностями, в XX в. во многом определило направление научного поиска в областях физики микромира, космологии, химии, биологии, экологии и других сферах научного исследования. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке общей теорией систем.

Системно-структурная организация Универсума может быть репрезентирована с помощью таких философских категорий, как «система», «элемент», «структура», «часть», «целое», отображающих разные аспекты взаимосвязи отдельных фрагментов материального мира.

Категория «система» фиксирует отграниченную и организованную целостность, в рамках которой связи между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей.

Содержательная корреляция связывает категорию «система» с понятием «элемент». Еще Аристотель определял элемент в качестве неделимой первоосновы вещи. В динамике системы элементы могут ассоциироваться в относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами.

Категория «структура» характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение. Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства, характерные для нее как целостности и качественной определенности.

Современные философия и наука подтверждают идею, что разные виды бытия генетически и структурно связаны между собой. Так, человек представляет одно из тел природы, но совершенно уникальное: он способен мыслить; его поведение носит ярко выраженный социальный характер. Вместе с тем человек самостоятельно определяет свои поступки. На уровне человека бытие обретает неведомые прежде возможности целенаправленного перманентного преодоления вселенского хаоса и движения ко все более высокой организации.

2.2. Становление и развитие идеи о единстве бытия. Понятие материи

Нарастание сложности социоприродных и внутрисоциальных отношений при разложении архаического общества вскрыло ограниченность объяснительных возможностей мифа, скованных локально-родовыми традициями. Категория бытия прорывает этноплеменной партикуляризм и традиционализм миропонимания, характерной чертой которых являлась петрификация (от греч. petra – камень, скала) действительности, где события происходят вне времени и пространства, вновь и вновь повторяя то, что уже случалось. Такое видение действительности было направлено на поддержание устойчивости и сохраняемости рода – племени. Новое – это неосвоенное, неизвестное. Оно содержит угрозу разрушения сложившегося уклада жизни. Этим объясняется приверженность архаических обществ оправданным прошлым опытом способам природопользования и отлаженным формам внутриобщинных отношений.

Положение существенно меняется в античном мире, важной чертой которого оказывается движение «от мифа к логосу». Неслучайно именно в это время (VI в. до н. э.) в Древней Греции формируется философия, важнейшей задачей которой становится поиск фундаментальных оснований бытия человека.

Происходит осознание того, что установление бытийственного статуса предметов и процессов – лишь начало философского осмысления мира. Для познания сути явлений недостаточно просто зафиксировать их существование. Надо еще установить, что они собой представляют, найти место, которое они занимают в ряду других явлений, и показать их значимость для человека. Происходят ограничение и конкретизация категории бытия. Это привело к открытию достаточно плодотворного приема, суть которого в том, чтобы выявить единое во многом, объяснить бесконечное качественное разнообразие сущего на основе некоторых общих принципов. В этих целях было введено понятие материи. Первоначальный его смысл – общая основа и активное начало вещей.

Исторически сложилось несколько разных значений этого понятия. Причем каждое последующее снимало и аккумулировало в себе ту часть его содержания, которая выдержала проверку временем. Древние философы высказывают интересное и смелое предположение, что существует некоторое объединяющее начало для того невообразимого множества явлений, которое открывается человеку в опыте.

Их стремление найти за предстоящим взгляду хаосом разнородных явлений единую вечную сущность оказалось весьма продуктивным в том смысле, что можно было свести разрозненные знания о действительности к достаточно стройной системе и создать цельную картину мира. На этой основе вызревают знания о структуре объектов, механизме причинных связей и отношений.

В истории философии сложились два главных подхода к объяснению сущности материи – онтологический и гносеологический. Исторически первым был онтологический подход, когда ее пытались понять исходя из характера бытия вещей и явлений. Сначала материя рассматривалась как особое качественно специфическое вещество, которое доступно непосредственному восприятию. Древнегреческий философ Фалес, например, полагал, что первичной сущностью, из которой возникают и в которую превращаются в конечном счете все вещи, является вода. Другие принимали в качестве первоосновы то воздух, то огонь, а некоторые склонялись к мысли, что имеется даже несколько корней вещей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.