» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






Сторонники материализма за первооснову сущего принимают чувственно данную объективную реальность. Материалистические учения содержательно неоднородны. Вульгарный материализм признает материю единственно сущей реальностью. Немецкий естествоиспытатель К. Фогт заявлял, что мозг производит мысль так же, как печень выделяет желчь. Но вульгарный материализм лишается возможности постичь природу духовного мира. Специфика натуралистического материализма состоит в ориентации на данные естествознания и их обобщение. Его достоинство – в исследовании общих черт строения материи и объяснении некоторых ее фундаментальных свойств. А главный недостаток заключается в попытке истолковать бытие человека и общества преимущественно природными факторами. Ярким представителем натуралистического материализма был французский философ П. Гольбах. Отмеченные недостатки в значительной мере преодолевает диалектический материализм, созданный немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Для него характерен анализ явлений в совокупности их внешних и внутренних отношений. При этом принимается во внимание способность объектов изменяться во времени.

Идеализм, напротив, в качестве первоначала сущего признает духовную реальность. Различают объективный и субъективный идеализм. Когда духовный мир наделяется признаками самостоятельного существования, независимо от природы и человека, тогда перед нами образец объективного идеализма, а если реальность рассматривается лишь как содержание сознания, то идеализм принимает субъективную форму. Создателем наиболее масштабной системы объективного идеализма был немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. Среди представителей субъективного идеализма выделяется английский епископ Дж. Беркли.

Сенсуализм и рационализм выражают уже иной аспект философии, связанный с проблемой получения знаний. Если сенсуалисты в качестве главного способа познания выделяют чувственную данность явлений, то рационалисты – разум. Видным представителем сенсуализма был англичанин Дж. Локк, а рационализма – француз Р. Декарт.

Религиозная философия за исходную точку анализа действительности принимает некоторое сверхприродное и самодостаточное начало. В развитых теистических системах таковым является Бог. Основополагающие идеи религиозной философии разрабатывали и средневековой церковный деятель Августин Аврелий (Блаженный), и современный философ-неотомист Э. Жильсон, и другие мыслители. Светская философия исходит из признания только естественного мира, отрицая существование супранатуральной реальности. У нее не менее богатая история – от древнегреческого философа Ксенофана до представителей постмодернизма, сформировавшегося в конце XX в., – М. Фуко, Ф. Льотара и др.

Существует несколько точек зрения по вопросу о способах философского анализа бытия – релятивистская, монистическая и моноплюралистическая.

Согласно релятивизму, любые философские знания относительны, в них не найдешь устойчивое ядро. Проживавший в Древней Греции Пиррон (ок. 365–275 до н. э.) полагал, что коль нет ничего достоверного, то надо воздерживаться от любых окончательных суждений.

Сторонники монистического объяснения бытия считают, что среди великого множества учений лишь одно выражает истинное положение. Такой подход не был чужд даже очень известным философам. Его элементы встречаются в теоретических системах Аристотеля, Фомы Аквинского, А. Шопенгауэра и др.

Наиболее обоснована моноплюралистическая концепция. Суть ее состоит в признании единства историко-философского процесса, но выступающего в самых разнообразных формах. Защищая ее, хотя и не всегда последовательно, Г.В.Ф. Гегель отмечал: «История философии показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития; во-вторых, что особые принципы, каждый из которых лежит в основании одной какой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого»[12].

Возникновение, формирование и развитие философии демонстрирует, как определенная культура требует адекватного ей мышления, которое бы не просто отображало действительность, но еще и оправдывало сущее, поддерживая его устойчивость. Но философское сознание способно на свободный полет мысли, которая не слепо движется за наличным бытием, а высвечивает коренные принципы, на которых держится культура.

1.5. Социокультурный статус и функции философии в современном мире

Философия – это сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией, иногда даже принимая их облик и внешнюю определенность. Тем не менее философию нельзя отождествить ни с одной из форм культуры или их синкретичной совокупностью. Она представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной интенцией являются осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.

Во второй половине XX в. в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития.

В современной философии рассматриваются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с ее изменением от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей ЖИЗНИ; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления.

В этих условиях происходят значительные изменения в реализации важнейших функций философии.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры. Данная функция философии связана с осмыслением таких фундаментальных проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его историческое предназначение.

В XXI в. мировоззренческая функция философии приобретает особое значение, поскольку безусловно актуальной становится проблема разработки и обоснования принципиально новых мировоззренческих идей и перспектив развития. Это определяет интерес современной философии к социально-экологической проблематике, вопросам нравственности, свободе и ответственности человека, поиску аутентичных форм личностного бытия, проблемам морального выбора и самоопределения человека в сложном и меняющемся мире.

Методологическая функция философии включает разработку научной картины мира, обоснование образа познания и формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. Реальное проявление методологической функции философии определяется конкретным историческим контекстом и предполагает взаимосвязь философии и научного познания по следующим основным параметрам и направлениям:

• кумулятивная подфункция означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира;

• регулятивно-эвристическая подфункция проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему методологические ориентиры;

• логическая подфункция подразумевает разработку категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета, средств и методологического потенциала.

Для современной науки методологическая проблематика приобретает особо важное значение, поскольку существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-познавательской деятельности. Пространство философско-методологической проблематики расширяется. В нем все более отчетливо начинают доминировать такие темы, как социокультурная и этическая детерминация методологических программ научного исследования; объективность научного знания и критика методологии «натуралистического объективизма»; интеграция социально-психологических, исторических и логических факторов научного познания в его методологических программах и концепциях; проблемы роста знаний и научных революций; методологический потенциал глобального эволюционизма, синергетики и информационных технологий в современном научном познании; современные формы коммуникации в науке и становление «мыслительных коллективов» как референтных субъектов научно-познавательной деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.