» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






Взаимодействие философии и науки всегда оказывало заметное влияние на духовную жизнь людей, а вместе с тем и на развертывание социальных процессов. Информатизация современного общества, глобализация экономики и интенсификация кросс-культурных отношений усложняют общественные процессы и порождают новые мегариски. Все это повышает ответственность субъектов социальных действий за последствия предпринимаемых акций. Накопленный научный потенциал обладает огромной социальной силой. Важной задачей философии в беспрецедентных условиях нынешней цивилизационной трансформации являются социально-гуманитарная экспертиза науки, анализ ценностей, позволяющих преодолеть губительный для природы технократический подход к использованию результатов научной деятельности, и определение перспектив устойчивого экологобезопасного развития общества, повышающего качество жизни и обеспечивающего возвышение личности.

1.4. Культурные традиции и типология философии. Философия и национальное самосознание

Философия отличается многообразием идей, учений, школ, течений и направлений, которые с разных сторон описывают и объясняют бытие человека в мире. Плюрализм философского знания суть следствие многоплановости и многосторонности взаимоотношения человека и среды его существования. ГВ.Ф. Гегель (1770–1831) справедливо связывал многообразие способов философского осмысления действительности с бесконечной сложностью бытия. К этому можно добавить, что плюрализм философского мышления не в меньшей степени определяется безграничностью духовного космоса человека.

Однако многообразие философских систем не означает их абсолютной несовместимости. Общность философских учений, исследующих человекомирные отношения с разных сторон и применяющих специфический категориальный аппарат и собственную методологию, состоит, во-первых, в их соответствии критериям синтаксической непротиворечивости, семантической подтверждаемости и прагматической эффективности; во-вторых, в наличии метафилософских преференций: переживания событий, понимания явлений, разработки аналитических процедур, плюрализма трактовок и множественности языковых игр[6].

Важное значение в освоении форм и методов философского анализа явлений имеет приобщение к истории мировой и отечественной мысли. Творчество философа несет следы близкого ему цивилизационного жизнеустройства, соответствующего экономического уклада, разделяемого им вероисповедания, состояния науки, искусства и т. д. Огромную роль в движении философской мысли играет личностное начало. Присущий эпохе стиль мышления, установки, идеалы и принципы массового сознания находят своеобразное воплощение в интеллектуальной деятельности конкретного мыслителя. Вот почему в одних и тех же социокультурных условиях появляются разные философские учения. Объяснимо и то, что каждая самобытная цивилизация и всякая историческая эпоха выдвигают свои проблемы, формируют специфический способ мышления, рождают собственные сюжеты бытия человека в мире. Следовательно, находятся духовные скрепы, которые объединяют, казалось бы, самые далекие учения. Много было в средневековой Европе различных объяснений сущего, но над всеми философскими конструкциями витала идея о запредельном миру Божественном Абсолюте.

Специалисты выделяют западную и восточную формы развития философского знания. В.Ф. Овчинников и некоторые другие авторы добавляют к ним русскую философию[7]. Овчинников полагает, что акцент духовных поисков Запада направлен в сторону абсолютной истины, Востока – абсолютного смысла, а России – абсолютного добра. За основу классификации он берет геополитический признак. По мнению авторов работы, эта концепция нуждается в терминологическом уточнении. Вне отмеченного признака оказываются культурогенные и цивилизационные факторы. В этом делении отсутствует и временная компонента. Между тем региональные, цивилизационные и культурообразующие признаки теоретического мировоззрения удачно вписываются в ряд геосоциокультурных типов философии.

Каждый геосоциокультурный тип философии обладает своими отчетливо выраженными содержательными характеристиками и своим стилем мышления. Существенно разнится в пределах каждого такого типа решение фундаментальных смысложизненных вопросов, касающихся человека и его предназначения, природы и ее сущности, духовности и места этого феномена в судьбах людей.

Так, в восточной философии проводится мысль о сквозной связи всего сущего. Акцент сделан на процессуальности бытия. Реальность здесь предстает как непрерывный поток взаимопревращения различных явлений. Поэтому выделение индивидуальных образований признается условным.

Отдельные вещи – лишь момент непрерывной трансформации мира. Их существование относительно, а сами они призрачны.

Посему и человеческое «Я» в восточных учениях оказывается расплывчатым и нечетким. В буддизме дело доходит даже до отказа от личностного начала. Включенный в поток трансформации Универсума, человек попадает в зависимость от различных желаний и страстей. Выход здесь видится в направлении активности внутрь. Ставится задача через рефлексию достичь Просветления, или ясного понимания, что низшие формы бытия должны служить высшим и что ориентация на внешнюю предметную сторону действительности вовлекает человека в поток бесконечных превращений и делает жизнь сплошным страданием. Значит, необходим самоконтроль, чтобы устранить страсти, мешающие правильному поведению.

Социальная направленность восточной философии нацелена прежде всего на сохранение сложившихся форм коллективной жизни людей. Она обосновывает жесткое закрепление функций за разными социальными группами, отличается детальной разработкой правил поведения в семье каждого ее члена и каждого чиновника на государственной службе в соответствии с его рангом. Выработанные в таком обществе ценности, идеалы и принципы ориентируют на приспособление к природе и наличным социальным структурам.

Запад между тем породил иной тип философии. К Новому времени у нее четко оформились и рельефно проявились специфические черты. Природа здесь понимается как субстанционально однородное, но предметно структурированное образование. Ее функционирование подчиняется действию непреложных естественных законов. Поведение людей признается автономным. Человек как разумное существо противопоставляется бездушной природе. Сложилось представление, что призвание людей, овладевших законами бытия, – покорять косную природу и преодолевать случайности истории.

Западная философия становится органической частью проективной культуры общества, где высокую значимость приобретают достигнутый успех, служебная карьера, богатство, высокий уровень потребления. Право здесь превращается в несущую конструкцию межчеловеческих отношений, которая связывает разрозненных индивидов системой обязательных норм в единый социум. А механизм демократии призван согласовывать разнородные интересы социальных групп, поддерживая стабильность общества. На видное место в динамике социокультурных отношений выдвигается наука, одной из важнейших задач которой является генерирование идей для новых образцов техники и технологии.

Односторонняя ориентация на инструментальную сторону человеческих действий порождает безудержный социальный активизм, формирующий агрессивно-валюнтаристское отношение к природе и вызывающий соблазн навязать обществу надуманную жесткую схему поведения людей.

Большой интерес на нынешнем повороте истории вызывает русская философская мысль. Подчеркивая ее высокий самостоятельный мировой статус, В.С. Степин отмечает: «Русская философия «серебряного века» не редуцирует ни к философским течениям Запада, ни к философии Востока»[8]. Русские философы в конце XIX – начале XX в. выдвинули ряд идей, которые созвучны современным социокультурным процессам, связанным с преобразованием цивилизационных основ общественного мироустройства.

Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.А. Богданов, Н.А. Бердяев, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский и целая плеяда других выдающихся представителей русского ренессанса выработали новое воззрение на действительность, ядро которого образует представление о двуединстве человека и природы, разума и жизни. В лоне русской философии зародилась продуктивная мысль о самоорганизации сущего, охватывающей все уровни бытия – от неорганической материи до пронизанного токами разума социума. Она прочно вошла в содержание постнеклассической науки, сложившейся на исходе XX в.

Огромный духовный потенциал, накопленный каждым геосоциокультурным типом философии, содержит широкие возможности для выбора жизненных ориентиров, соразмерных требованиям нашего времени, и определения как индивидуальной, так и общественной жизненной перспективы. Важно только не ограничиваться некой одной философской системой, а вступать в диалог, вовлекая в него разные идеи, даже возникшие в иных геосоциокультурных типах, и решительно раздвигая свой интеллектуальный горизонт.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.