» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






Но миф не исчез окончательно. Мифологические сюжеты используют художники и писатели, что позволяет им более выразительно и точно передавать свое понимание жизненных драм. Мифы сохраняются также в политической практике. Минувший век знаком с мифологемами о превосходстве одной расы или одного социального класса над другими, которые оказали деструктивное воздействие на социальные процессы.

Следующим историческим этапом мировоззрения стала религия. В мировых религиях – христианстве, исламе, буддизме – происходит осознание того, что определенная вещь и наша мысль о ней – это не одно и то же. Возникло основание для удвоения мира на природную и сверхприродную реальности.

Подобное понимание сущего стало предпосылкой для более глубокого понимания человека. Религия отмечает, что у человека есть не только тело, способное перемещаться, и даже не только душа, способная переживать и мыслить (это не было тайной и для античных мыслителей), но еще и дух, вбирающий знания, добродетели, совесть и волю. Так была осознана фундаментальная особенность культуры: поведение людей определяется не только внешней ситуацией, важное значение имеет внутренняя мотивация поступков – человек способен на самоосуществление.

В религиозной форме делается попытка постичь социокультурный механизм продуцирования ценностных ориентиров и последующей интериоризации их индивидуальным сознанием. Так в христианстве возникает идея Бога, который понимается как Абсолютное Благо. Он является источником и носителем высших ценностей – любви, милосердия, сострадания, совести, доброжелательности и т. д. А поскольку Бог признается трансцендентной личностью, постольку хранимые им ценности носят надындивидуальный характер по отношению к каждому отдельному человеку. Но с помощью веры любой человек может к ним приобщиться, и тогда они становятся ориентирами его поведения. Концентрируя внимание на внутреннем мире человека, религия способствует формированию духовности.

Вместе с тем статичность миропонимания, догматизм, отсутствие критической саморефлексии, настороженное отношение к любым новациям, отставание от перемен в социальной и культурной сферах ограничивают религиозное мировоззрение. Однако и сегодня у религии немало сторонников.

Философия как исторический тип мировоззрения достаточно успешно преодолевает изъяны мифологического и религиозного сознания. Ее появление стало подлинным интеллектуальным переворотом в жизни древнего общества. Это было движение «от мифа к Логосу», в ходе которого нагляднообразное мышление уступило место рационально-теоретическому рассуждению. Философия уже не отождествляет предмет с его образом, а стремится к объективному истолкованию явлений.

Принципиальной особенностью философии является ориентация на свободный поиск истины и логическое доказательство выдвигаемых положений. Это разводит ее с религией, которая опирается на веру. Если религиозное мировоззрение догматично, то философское – критично. Философия начинается с сомнения. Нередко она оспаривает, казалось бы, очевидное и устремляется к познанию скрытого смысла вещей и процессов. Пионеры древнегреческой философии Фалес, Парменид и Демокрит задумались над тем, что представляет собой бытие. Между тем погруженный в обыденное мировоззрение человек даже не замечает такой проблемы. Действуя порой вопреки привычным представлениям, философы будоражат общественную мысль, побуждая людей осознанно относиться к нормам и правилам индивидуальной и коллективной жизни.

Движение философской мысли между старых и новых ценностей не дает окаменеть отжившим и переставшим отвечать реальности нормам культуры, препятствующим гуманизации жизни. А такая опасность существует, ибо всякая культура стремится к собственному сохранению. Вот почему философия критически относится к феноменам культуры. О таком ее пафосе убедительно свидетельствуют ирония Сократа, универсальное сомнение Р. Декарта, нигилизм Ф. Ницше.

Но философы ставят под сомнение некоторые обычаи, традиции и нормы отнюдь не для того, чтобы разрушить социум. Напротив, они стремятся понять и доказать, какие жизненные принципы выдержали проверку временем и способны служить дальше, а какие надлежит заменить.

1.2. Специфика философского знания и проблемное поле философии

Философия призвана вырабатывать целостный взгляд на мир и на место в нем человека. Слово «философия» (от греч. phileo – любовь + Sophia – мудрость) означает любовь к мудрости. Ввел слово в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580–500 до н. э.).

Одной из кардинальных проблем философии является определение смысла и целей человеческого существования. Жизнь людей в окружающей среде, где они добывают вещество и энергию, протекает в их активном взаимодействии. Люди связаны и друг с другом, что позволяет им согласовывать действия и кооперировать усилия. Такие взаимоотношения требуют обоснования человеком избранной жизненной позиции. Этим занимается философия. Уникальность человеческой деятельности состоит в ее адаптивно-адаптирующем характере: люди приспосабливаются к миру, изменяя сами условия существования. Они испытывают острую потребность в предпосылочных знаниях, которые разрабатывает философия. Философия стремится показать, насколько человек свободен в своих поступках и в чем его зависимость от природы, социальных институтов и собственной био-психической организации.

Обозначить предметную область философии непросто. Если к этой задаче подходить с привычными мерками науки, ее не решишь. Дело в том, что философия содержит не только определенные знания, но и ценности: она показывает не только то, каков объект в своем реальном существовании, но и какой он несет социально-культурный смысл, каким с позиции человека достоинством он обладает.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: мир интересует философов не сам по себе, как это характерно для представителей частных областей знания: он имеет для них значимость потому, что является сферой существования людей и полем их деятельности.

Существуют три основные концепции по вопросу специфики философского знания. Согласно первой концепции, философия занята поиском первоначал бытия. Эта концепция восходит к Аристотелю (348–322 до н. э.), который ввел термин «метафизика» для обозначения области познания, исследующей общие принципы организации сущего, возвышающиеся над знаниями о естественных явлениях природы. С тех далеких времен понятие «метафизика» часто используется как эквивалент понятия философии. Вторая концепция своеобразие философии усматривает в характере философского мышления. Австрийский философ Л. Витгенштейн (1889–1951) полагал, что философия призвана распутывать клубок из разных значений слов, осуществляя селекцию осмысленных высказываний. Третья концепция определяет философию как учение о коренных принципах бытия человека в мире.

Анализ названных концепций выявляет продуктивное начало в каждой из них. Действительно, существование всякого конкретного явления покоится на некоторых инвариантных основаниях, или первоначалах, иначе оно утратило бы свою целостность и определенность. В качестве таковых выступают субстратное, атрибутивное, структурное, генетическое, функциональное и номологическое начала. Концепция, ставящая акцент на философии как особом мышлении о мире, интересна тем, что затрагивает вопрос о двуединстве человека, пребывающем одновременно в мире вещей и мире идей. Человек постоянно стремится достичь согласия между предметным миром, знаниями и своими действиями. Наконец, третья концепция фиксирует внимание на том, что человек существует в пространстве выработанных культурой принципов, которые по мере их интериоризации становятся регулятивами поведения. Но абсолютизация любой из этих концепций может довести правильную в определенных границах мысль до абсурда. Тогда появляются теории, где внешнепредметная сторона жизни едва ли не фатально обусловливает судьбы людей, где мысль оказывается оторванной от реальной действительности творческой силой, а принятые некогда правила поведения вступают в противоречие с конкретной практикой общественных отношений.

Достаточно полно проблемное поле философии очертил немецкий философ И. Кант (1724–1804). Он был убежден, что философия призвана ответить на четыре основных вопроса: что я представляю как человек? Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы указывают на фундаментальные формы отношения человека к миру: бытийственную, познавательную, ценностную и практическую. Такие отношения обусловливают структуру философского сознания, представленную в четырех важнейших разделах данной дисциплины: онтологии — теории бытия, гносеологии — теории познания, аксиологии — теории ценностей и праксиологии — теории деятельности. С учетом современного состояния философского знания перечень структурных элементов философии можно расширить, включив в него социальную философию, изучающую отношения человека с общественными институтами; философию истории, исследующую эволюцию общества в аспекте взаимодействия объективных условий и субъективных сил; философскую антропологию, рассматривающую человека как универсальное существо, выступающее субъектом собственного жизнеустройства; этику – учение о нравственности; эстетику – учение о прекрасном и историю философии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.