» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное поле философии охватывает систему разнообразных отношений человека к миру. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с жизненной средой, служащих основой его самоопределения и самореализации.

Возможность постичь смысложизненные вопросы вытекает из биполярности философской мысли. У нее два вектора – внешний относительно человека и внутренний. Поэтому философы рассматривают явления с учетом интересов, потребностей и возможностей человека.

Изучение онтологической проблематики проясняет естественноприродные и социально-культурные предпосылки существования человека. На пороге третьего тысячелетия перед философским сообществом в полный рост встает проблема теоретического осмысления взаимоотношения человека с природой и обществом в условиях развертывания глобализационных процессов, нарастающего экологического кризиса и становления информационного экономического уклада. В наше время резко интенсифицировался процесс энергетического и вещественного обмена общества и природы. До опасных пределов сжимается саморегулирующаяся часть природы. Интернационализация экономической деятельности, углубляющееся международное разделение труда с дальнейшей его специализацией и кооперацией сопровождаются проявлением виртуального капитала, сулящего односторонние преимущества транснациональным корпорациям и ослабляющего контроль со стороны государств за развитием национальных экономик. Неоднозначны последствия и в сфере информационной деятельности. С одной стороны, происходит создание банков информации, формируется инфраструктура для быстрой ее обработки и обмена, неизмеримо расширяется сфера коммуникации. С другой стороны, складывается практика манипуляции массовым сознанием посредством СМИ, возникает техническая возможность контроля за личной жизнью граждан, а использование стандартизированных способов коммуникации ведет к значительной утрате смысловой полноты общения.

Философское исследование процесса познания раскрывает его возможности и очерчивает его границы. Философы стремятся выявить и описать структуру и формы познавательной деятельности, обосновать методы науки, установить критерии истины. Они решают также задачу определения места познания в системе духовной деятельности.

Современная философия пришла к выводу, что одного познания недостаточно для духовного освоения мира. Важное значение имеют также аксиологические отношения с окружающей действительностью. Анализ аксиологических, или ценностных, отношений с миром обнаруживает достоинство социокультурных феноменов, раскрывает иерархию жизненных приоритетов людей, выявляет эталоны и образцы поведения, устанавливает сущность истины, добра и красоты.

Философия дает ответ на удивительную загадку открытости человека миру, его способности находить решение проблем, поставленных неожиданно возникающими новыми обстоятельствами. Неслучайно немецкий философ и социолог Х. Плеснер (1892–1985) называл человека «существом эксцентричным»[2]. Реализовать себя человеку позволяет его способность практически действовать, доопределяя природу и развивая общество. Практика интегрирует все другие формы отношений человека к миру и служит концентрированным выражением уровня развитости человека и его социальной силы.

Двуединство философского взгляда на действительность, когда в поле зрения находятся и внеположенные нам вещи, и наши представления о них, позволяет видеть предметы в их социально-культурном измерении. Это очень существенно отличает философию от иных форм сознания, которые выделяют только внешние человеку стороны явлений. Философ получает, таким образом, замечательную возможность проникать своим разумом в глубинный смысл вещей. За внешней оболочкой событий он видит их внутреннее единство, их единство с гражданской историей и индивидуальными судьбами отдельных людей. Философское мышление проблематизирует реальность, выявляя присущие ей противоречия. Оно вырабатывает различные системы ценностных ориентиров, служащих критериями социальной и культурной значимости явлений, способствующих возвышению личности и мотивирующих индивидуальные и коллективные действия людей.

Исследуя систему мир – человек, философия стремится постичь бытие в его целостности и единстве. Она доказывает, что за видимым многообразием природных и социальных явлений, процессов и событий имеется глубинная внутренняя связь, обеспечивающая единство сущего. Анализ противоречивого сочетания единства и многообразия мира, выяснение положения, которое в нем занимает человек, а следовательно, рассмотрение специфического способа бытия человека в мире составляют содержание философского знания, что отличает его от узко заданной предметности дисциплинарного изучения явлений.

Используя рациональный метод объяснения действительности, философия тяготеет к понятийной организации знаний, применяет логически выверенную аргументацию и ориентируется на последовательное, непротиворечивое и системное изложение материала. Этим она отличается от мифологии, религии и искусства. Хотя философы порой прибегают к метафоре, гиперболе, аллегории и художественному образу, данные тропы играют у них вспомогательную роль.

1.3. Проблема научности философии

Будучи одной из важнейших составных частей культуры, философия взаимодействует с другими ее секторами, в частности с наукой. В этой связи возникают принципиальные вопросы о соотношении этих важнейших сфер духовной деятельности. Каков теоретический статус философии и науки? В чем состоит взаимосвязь философии и специальных наук? На какие эмпирические основания опираются философское и частно-научное знания? Ретроспективный анализ их развития свидетельствует о тесной генетической и актуальной связи этих форм культуры.

Философия явилась первой исторической формой теоретического знания. В античном мире в самом начале своего развития она приняла синкретический (от греч. synkretismos – соединение) характер, исследуя не только универсальные принципы взаимоотношения человека с миром, но и конкретные явления природной и социальной действительности. Это объясняется неразвитостью знаний того времени о естественных явлениях и процессах, отсутствием природо- и обществоведения как таковых. Поэтому философия выступила в форме натурфилософии. Существенное значение для генезиса науки имело то, что философия задала образцы развития теоретического знания вообще.

Взаимоотношение философии и науки, так же, как и философии и других форм духовной деятельности, изменялось в ходе развития культуры. В античном обществе доминировала философия, создавая теоретическую базу для конкретно-научного познания. Культура средневековой Европы на первое место выдвигает религию.

Начиная с эпохи Возрождения со становлением техногенной цивилизации возрастает статус науки в культуре. А с середины XIX в. наука уже претендует на господство в сфере интеллектуальной деятельности. Происходит ее экспансия в другие области культуры, что имело неоднозначные последствия. Так, гибридизация науки и производства резко повысила его эффективность, сократила удельный вес живого труда, существенно расширила номенклатуру выпускаемых промышленностью изделий, инициировала зеленую революцию в сельском хозяйстве, обеспечила массовизацию потребления. Вместе с тем наметилась опасная тенденция к непомерной эксплуатации человеком природы с помощью открытий науки, все чаще нарушающая условия самоорганизации природных комплексов и порождающая целый букет экологических проблем. Вызывают беспокойство и попытки использовать науку в целях переделки природы самого человека, что ставит под вопрос сохранение его идентичности.

Стало очевидным снижение роли религии в регуляции межличностных отношений, что резюмировал Ф. Ницше в знаменитом афоризме «Бог умер»[3]. Серьезные проблемы создает наука на современном этапе своего развития и в области нравственных отношений. Они связаны, в частности, с вопросами поддержания оптимального баланса биосферы, трансплантации органов, использования транквилизаторов, стероидов и анаболиков, эвтаназии и т. д.

Усложнение взаимоотношений науки и других форм культуры чрезвычайно актуализировало философские проблемы ее развития. В XIX в. О. Конт, Дж. С. Миль, Г. Спенсер, Дж. Гершель начинают активно исследовать социокультурные аспекты функционирования науки. Они заложили краеугольные камни новой дисциплины – «философии науки», которая окончательно конституировалась во второй половине XX в. Ее разделом стала методология науки. В нем рассматривается строение науки, разрабатываются и обосновываются методы научного познания, выявляются факторы роста научных знаний и условия его качественного обновления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.