» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






Теоретический уровень осмысления предполагает использование определений, а сознание в силу своей сложности и закрытости постоянно от них ускользает, поэтому в философии и науке до сих пор нет его общепринятой дефиниции. Обращая внимание на этот факт ускользания, Д. Юм задавал вопрос: «А не является ли сознание фикцией?». Если английский мыслитель данным вопросом подчеркивал сложность исследуемого явления, то философы-элиминативисты с уверенностью заявляют, что сознания как такового нет. По их мнению, о сознании есть смысл говорить только применительно к тому, что обнаруживается интерсубъективными методами, т. е. к его внешне фиксируемым проявлениям – нейрофизиологическим процессам, поведению, различного рода текстам и т. д.

При изучении сознания очевидным становится факт, что методов научного анализа здесь явно недостаточно. В конце XIX в. на это настойчиво обращал внимание биолог Т. Гекели. А в начале XX в. философ и психолог В. Вундт отмечал, что научными методами можно исследовать только конкретные формы проявления сознания, но не его сущность.

Сегодня большинство исследователей считает, что решение проблемы сознания лежит в плоскости междисциплинарных исследований, в которых координирующая и интегрирующая роль принадлежит философии. Философия рассматривает сознание под особым углом зрения:

• как самостоятельный феномен, имеющий сложную внутреннюю структуру и собственные механизмы самоорганизации;

• как открытую систему, которая, с одной стороны, детерминирована природными, социальными и культурными факторами, с другой – сама способна создавать модели их преобразования;

• как динамичную целостность, которая исследуется в контексте эволюции человечества и на уровне отдельного индивида.

Философия не только исследует сущность данного явления, его базовые характеристики, но и анализирует уровень феноменального в сознании (конкретные формы его проявления в пространстве бытия отдельного человека и общества в целом).

Сознание является способом бытия человека в мире, поскольку оно помогает ему вписываться в окружающую его природную и социальную среду. Благодаря сознанию человек отличает себя от предметного мира и других людей, выявляет свои потребности, ставит цели, через реализацию которых устанавливает обратные связи с окружающим миром. По отношению к сознанию бытие есть, с одной стороны, форма его отчуждения, опредмечивания, с другой – область возможных значений, поскольку содержание сознания определяется в результате его направленности вовне. Если бытие человека рассматривать как целостность, предполагающую его включенность в природную и социальную действительность, то сознание предстает как условие этой включенности. В то же время сознание является фактором расширения горизонта бытия: человек получает все новую информацию, творчески ее преобразует, создает проекты изменения окружающей природной и социальной действительности, наполняет бытие все новыми предметами, связями, отношениями.

Специфической особенностью сознания является его идеальность. Имея в качестве материальной основы процессы, происходящие в мозге, сознание не сводится к ним. Оно представляет собой качественно новое, системное свойство мозга как целостности. Одной из базовых характеристик сознания является абстрактное мышление как способность выделять сущностные характеристики исследуемого объекта и систему его существенных связей. На уровне человеческого сознания образы реальности приобретают статус самостоятельных сущностей, не имеющих непосредственной привязки к своим объектам. Это открывает возможность оперировать этими образами, моделировать новые объекты и ситуации, предвидеть возможные последствия, а следовательно, осуществлять целенолагание. Структурной составляющей сознания и вместе с тем его интегральным элементом выступает самосознание. Самосознание — это способность человека сравнивать себя с другими, отличать себя от других, контролировать свои мысли, эмоции, действия. Проявления сознания имеют языковое оформление, благодаря чему они становятся доступными другим людям.

Сознание представляет собой полифункциональное явление. К базовым функциям сознания относятся следующие:

• когнитивная, поскольку сознание обеспечивает получение знаний о мире и самом человеке, посредством которых осуществляется взаимодействие личности и общества с окружающей действительностью;

• конструктивная, обусловленная способностью сознания создавать новые объекты, связи, отношения, моделировать реальность;

• прогностическая, связанная со способностью сознания заглянуть в будущее, предвидеть наступление определенных событий и процессов;

• контролирующая, поскольку сознание предоставляет человеку возможность контролировать действительность, управлять ею, включая контроль и управление собственным поведением, желаниями и мыслями.

В качестве самостоятельной проблема сознания была поставлена в рамках новоевропейской философии. Именно тогда появился и термин «сознание», что в латинском и русском варианте означает «совместное знание». В античной и средневековой философии термин «сознание» не использовался. Для характеристики различных психических состояний человека мыслители этих периодов употребляли термины «душа» и «разум», а для обозначения надиндивидуальных духовных явлений – понятие «дух».

В историко-философской традиции сформировались два подхода к определению онтологического статуса духовных явлений, включая сознание: субстанциональный и функциональный.

Субстанциональная модель сознания является исторически первой. Она представлена в философских воззрениях таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Декарт, Гегель и др. Согласно субстанциональному подходу, вне и независимо от материальных явлений и процессов существует некая высшая духовная, разумная субстанция. У Платона такой субстанцией является мир Идей, у Декарта – Cogito – мыслящая субстанция, у Гегеля – Абсолютная идея и т. д. В рамках субстанционализма сознание отдельного человека рассматривается как проявление этой субстанции, а логика мышления как совпадающая с законами организации этой духовной субстанции. Содержание сознания трактуется как совокупность идей, определяющих сущностные свойства объектов.

В неклассической философии позиция субстанционализма сохраняется в рамках структурализма и постструктурализма, поскольку они сводят сознание либо к языку, либо к тексту, которые, по их мнению, имеют субстанциональный характер.

Позиция субстанционализма делает акцент на идеальности сознания, на его автономности по отношению к материальным процессам. В ней обращается внимание на то, что общие понятия, значения, ценности, составляющие содержание сознания, носят универсальный характер.

Функциональный подход рассматривает сознание в качестве результата функционирования материи, как свойство материальных систем. Данная позиция оформилась в философии Нового времени в рамках англофранцузского Просвещения. Она была представлена в философии Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Гельвеция, Д. Дидро и др. Названные мыслители рассматривали сознание, с одной стороны, как результат обобщения чувственных данных, с другой – как функцию нервной системы, мозга, отражающего реально существующие объекты и связи.

Свое дальнейшее развитие функциональный подход получил в диалектическом материализме. Во второй половине XX в. диалектико-материалистическая парадигма аккумулировала новые научные достижения, имеющие отношение к проблеме сознания. Однако центральной в ней по-прежнему остается идея отражения. Отражение рассматривается в качестве универсальной характеристики всей природы и трактуется как способность материальной системы любой природы воспроизводить в особенностях своей структурной организации особенности структурной организации другой материальной системы, воздействующей на нее. Данная модель предлагает развернутый анализ уровней и форм отражения, рассматривает сознание как высший тип отражения, возникающий в точке пересечения биологического и социального. Сознание определяется в ней как свойство высокоорганизованной материи – мозга отражать мир в идеальных образах, как чувственных, так и логико-понятийных. Признавая сознание многофакторным явлением, диалектико-материалистическая парадигма тем не менее оставляет без ответа ряд принципиальных вопросов: как материальное порождает идеальное, через какие механизмы социальные процессы влияют на функционирование мозга и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.