» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






В процессе развития философской мысли наметилось принципиальное различие классической и неклассической философии в понимании сознания. Классическая философия рассматривает его как свойство, изначально присущее человеку, как изначальную данность. Сознание трактуется ею как «прозрачное» для самого себя, доступное для анализа и понимания. Иную позицию занимает неклассическая философия. Она открывает факт детерминации сознания, ставя вопрос: «А как в принципе оно возможно?», рассматривая сознание не в терминах данности, а в терминах процессуальности и становления.

Один из вариантов решения проблемы детерминации сознания был предложен марксистской философией. В нем акцент был сделан на обусловленности сознания социальными и культурными факторами, что стало основой для формирования социокультурной модели сознания. Согласно марксизму, содержание индивидуального сознания определяется формами общественного сознания, такими, как право, мораль, религия и др. Важную роль в этом процессе играет идеология. Формы общественного сознания, будучи реалиями культуры, в свою очередь зависят от общественного бытия – от способа производства материальных благ, в котором ведущая роль принадлежит производственным отношениям. В рамках такой модели сознание рассматривается как отражение реальных условий жизни людей, как явление несамодостаточное и непрозрачное для самого себя.

Принимая во внимание факт детерминации сознания, психоанализ предложил иной вариант решения проблемы. По версии психоанализа, сознание детерминируется глубинными бессознательными процессами. Именно бессознательное направляет сознание на определенные объекты и события, определяет характер поведения личности. Вместе с тем психоанализ не отрицает роль культуры в формировании как сознания в целом, так и образа «Я» как его интегративного центра. Рассматривая структуру психики, 3. Фрейд, например, выделял в ней три уровня: сферу Ид (бессознательное), сферу Эго, где одновременно даны информация о реальности и о самом человеке в виде образа «Я», а также сферу Супер-Эго, представленную нормами культуры, освоенными личностью и трансформировавшимися в механизм совести. Влияние культурных норм испытывает на себе не только сознание: они выступают в роли цензора прежде всего по отношению к бессознательным влечениям. По мнению другого известного психоаналитика К. Юнга, бессознательные пласты психики всегда являются культурно нагруженными. Такая их составная часть, как коллективное бессознательное, является результатом усвоения личностью нерефлексивных пластов культуры, представленных в виде архетипов.

Особой популярностью в неклассической философии пользуется экзистенциально-феноменологическая модель сознания, предложенная представителями феноменологии и экзистенциализма (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.). Центральным понятием данной модели является понятие интенциональности. Интенциональность (от лат. intentio – стремление) – это направленность сознания на какой-либо объект. Согласно сторонникам экзистенциально-феноменологического подхода, человек посредством интенции выделяет предмет, благодаря чему сознание становится содержательно наполненным и перестает быть пустотой. Сознание рассматривается ими не только как совокупность интенций, но и как их источник. При этом подчеркивается, что сознание имеет разную интенциональную направленность: оно может быть ориентировано на физический объект (реальный или мнимый), на идеальные объекты (формулы, ценности, идеи, концепции и т. д.), на состояние самого сознания (реального или мнимого). Опираясь на основные положения экзистенциально-феноменологической парадигмы сознания, российский философ В.А. Лекторский предлагает следующее его определение:«Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях»[96].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. M., 1989. С. 302.

2

Плеснер, X. Ступени органического в человеке / X. Плеснер // Проблема человека в западной философии. M., 1988. С. 126.

3

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т. 2. M., 1990. С. 8.

4

Лешкевт, ТТ. Философия науки / Т.Г. Лешкевич. M., 2005. С. 20.

5

Эйнштейн, А. Сборник научных трудов: в Т. 4. / А. Энштейн. M., 1968. С. 393.

6

Капке, В А. История философии. Мыслители, концепции, открытия / В.А. Каике. M., 2003. С. 389.

7

Овчинников, В.Ф. О понятии исторического типа философии / В.Ф. Овчинников // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 173.

8

Степин, В.С. Российская философия сегодня: проблема настоящего и оценки прошлого / В.С. Степин // Вопросы философии. 1997. № 5. С. 6.

9

Майхрович, А. С. Современная духовная ситуация и философия / А.С. Майхрович // Философия в современном мире. Материалы научной конференции. Минск, 2001. С. 7.

10

Философия: Ростов и/Д., 1995. С. 40–43.

11

Большаков, В.П. Философия: ее смысл, предмет, проблематика / В.П. Большаков. Новгород, 1995. С. 11–16.

12

Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. / Гегель. M., 1974. С. 99.

13

Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения в 50 т. Т. 3. М., 1961. С. 1.

14

Плеханов, Г В. Избранные философские произведения: в 5 т. Т 3. / Г.В. Плеханов. M., 1957. С. 469.

15

Философия древности и средневековья / редкол.: В.В. Соколов [и др.]. // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1, ч. 1. M., 1969. С. 450–451.

16

Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / редкол.: В.В. Соколов [и др.]. // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2.1970. С. 496.

17

Маркс, К. Сочинения: в 50 т. Т. 20. / К. Маркс, Ф. Энгельс. С. 563.

18

Соловьев, В.С. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 T.T.2.M, 1988. С 144.

19

Раннехристианская философия / редкол.: B.B. Соколов [и др.]. // Антология мировой философии: в 4 т. Т.1, ч. 1.1969. С. 586.

20

Барулин, В.С. Социальная философия / В.С. Барулин. M., 1999. С. 370.

21

Соколов, СВ. Социальная философия / С.В. Соколов. M., 2003. С. 96.

22

Гобозов. НА. Природа и общество / Н.А. Гобозов // Социальная философия. M., 2003. С. 50.

23

Гринин, ЛЕ. Философия, социология и теория истории / Л.Е. Гринин. Волгоград, 2000. С. 128.

24

Павленко, ЮВ. Происхождение цивилизации: альтернативные пути / Ю.В. Павленко // Альтернативные пути к цивилизации. M., 2000. С. 122.

25

Там же.

26

Иноземцев, В Л. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий / BJI. Иноземцев, Е.С. Кузнецова // Полис. 2001. № 6. С. 132.

27

Коротаев, АВ. Социальная эволюция. Факторы, закономерности, тенденции /А.В. Коротаев. M., 2003. С. 15.

28

Мельянцев, В А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность / В.А. Мельянцев. М.,1996. С.61.

29

Коротаев, А. В. Социальная эволюция. Факторы, закономерности, тенденции / A.B. Коротаев. M., 2003. С. 41.

30

Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 20. С. 184.

31

См. Вернадский,В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение / В.И. Вернадский. M., 1965. С. 127.

32

Вернадский, Г В. Русская история / Г.В. Вернадский. M., 1999. С. 12.

33

Шахназаров, О. История развития общества: русский путь / О. Шахназаров // Общество и экономика. 2000. № 2. С. 155.

34

Кожинов, В.В. Победы и беды России / B.B. Кожинов. M., 2000. С. 9.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.