» » » Владимир Мельник - Политология


Авторские права

Владимир Мельник - Политология

Здесь можно купить и скачать "Владимир Мельник - Политология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Мельник - Политология
Рейтинг:
Название:
Политология
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2502-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология"

Описание и краткое содержание "Политология" читать бесплатно онлайн.



Дается характеристика политологии как научной и учебной дисциплины, рассматриваются этапы становления и развития политической науки, вопросы теории политики, политических институтов, политических процессов и международных отношений. Анализируется государственная идеология как социально-политический феномен, излагаются культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства.

Соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология». В пособии объединены учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые изучаются студентами первой ступени высшего образования. Адресуется студентам учреждений высшего образования; может быть использовано широким кругом читателей.






Понятие политической системы

Как мы уже знаем, политическая жизнь общества осуществляется с помощью особого социального механизма, включающего в себя ряд элементов как институционального, так и неинституционального характера. В политической науке совокупность социальных институтов, норм, идей, ценностей и отношений, посредством которых реализуется взаимодействие членов политически организованного сообщества по поводу использования ими государственной власти в целях достижения своих индивидуальных, групповых и общих интересов, называется политической системой.

Понятие «политическая система» ввел в научный оборот в середине XX в. известный американский политолог Дэвид Истон (1917). Оно явилось результатом применения системного подхода к анализу политической жизни, который позволил вычленить политические отношения из всей совокупности общественных отношений как относительно самостоятельную подсистему общества. В качестве таковой политическая система взаимодействует с другими подсистемами общества – экономической, социальной и культурно-духовной. Эти подсистемы наряду с внутренней природной и внешней международной средой образуют окружающую среду политической системы. Сама политическая система выступает как универсальная управляющая и регулирующая подсистема общества, обеспечивающая согласованное функционирование всех других его подсистем на основе использования государственной власти [15].

Понятно, что выяснение механизма, посредством которого осуществляются политико-властные отношения, имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема познания политической системы, включающая вопросы состава ее элементов и структуры, функций и механизма взаимодействия со средой и др., является одной из центральных проблем политической науки.

Элементы политической системы

Всю совокупность элементов, составляющих политическую систему, принято подразделять на несколько функциональных блоков, или подсистем. Обычно выделяют институциональную, нормативную, ценностно-идеологическую и информационно-коммуникативную подсистемы. Каждый составной элемент таких подсистем выполняет определенную роль в обеспечении функционирования системы как целостности.

Институциональную подсистему образует комплекс государственных и негосударственных институтов и органов, формулирующих и реализующих коллективные цели общества и составляющих его групп – государство (органы государственной власти), политические партии, общественные объединения, или группы интересов.

Центральным элементом данной подсистемы и политической системы в целом является государство, поскольку только его институты в своей совокупности обладают всеми публично-властными прерогативами, включая право на применение физического насилия. Политические партии не являются институтами власти, но основное их предназначение состоит в овладении органами государства с тем, чтобы с их помощью обеспечивать реализацию представляемых ими интересов различных групп людей. Общественные объединения (группы интересов) не являются собственно политическими институтами; их роль в политической системе заключается в оказании влияния, или давления, на институты власти с целью добиться принятия ими решений, отвечающих потребностям и интересам членов объединений.

Нормативную подсистему составляет совокупность социальных, политических и правовых норм, регулирующих взаимосвязи и отношения между институциональными и неинституциональными субъектами политики. Это конституция, законы, другие нормативные правовые акты, неписанные традиции и обычаи, этико-моральные правила. В данной подсистеме основную роль выполняют правовые нормы, поскольку их предписаниям обязаны следовать все социальные субъекты, на которых они распространяются.

Ценностно-идеологическую подсистему образуют политические идеи и ценности, концепции и доктрины, в которых дается оценка существующей социально-политической действительности и которые выражают интересы и устремления различных групп людей и влияют на характер их политических действий. Таким образом, ценностно-идеологическая подсистема выполняет функцию мотивации участниками политической жизни своих устремлений и оправдания совершаемых ею действий.

Информационно-коммуникативную подсистему составляют принятый в обществе культурный тип языка, символы, ритуалы, особенности политической семантики (значения смысла используемой политической лексики и оборотов речи), своеобразие форм межличностного и группового общения. Эта подсистема «отвечает» за обеспечение взаимопонимания между субъектами политики и адекватное восприятие ими поступающей в политическую систему и исходящей из нее информации, что является необходимым условием выполнения ею своего предназначения.

В некоторых публикациях в качестве особой подсистемы политической системы указывается так называемая «функциональная подсистема». Следует заметить, что системный подход наряду с выделением в изучаемом объекте его составных элементов предполагает выяснение его роли или его функций в обеспечении жизнедеятельности системы более высокого порядка, в состав которой входит данный объект. При этом функции системы рассматриваются не как ее особые элементы, а как системное свойство, возникающее в результате взаимодействия ее составных компонентов или функциональных блоков.

Функции политической системы

Итак, будучи компонентом, или подсистемой, более общей социальной системы, каковой выступает общество в целом, политическая система по отношению к нему выполняет определенные функции. В литературе обнаруживается некоторый разброс мнений относительно количества, содержания и, следовательно, названия таких функций. При этом речь идет не об их существе, а о степени их детализации. Автор, например, разделяет подход, согласно которому в качестве важнейших функций политической системы признаются интеграционная, регулятивная, целеполагающая и мобилизационная [16]. В чем же находят свое выражение указанные функции?

Интеграционная функция политической системы состоит в объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов общества как социальной системы посредством использования государственной власти на базе определенных ценностей, норм и идеалов. Эта функция выступает как результат проявления ряда частных функций – например, политической социализации (передачи опыта политической жизни от одного поколения к другому), политического рекрутирования (отбора людей для замещения должностей в институтах власти), политической коммуникации (обеспечения движения информации в обществе и взаимодействия различных социальных субъектов). Американские политологи данные функции называют системными, поскольку они определяют устойчивость политической системы и общества в целом [17].

Регулятивная функция находит свое выражение в согласовании интересов различных социальных групп, что, по сути, есть не что иное, как регулирование распределения благ и услуг между различными категориями населения. Она реализуется посредством установления государством норм и правил взаимодействия членов сообщества, их групп и объединений, а также путем применения санкций (или наказания) для нарушителей установленного порядка общежития.

Социальная стабильность предполагает не только выражение всего имеющегося в обществе многообразия частных интересов в виде требований к властям (артикуляция интересов), но и их интеграцию, придание им определенной согласованности, вычленение из всей их совокупности общезначимых и наиболее актуальных (агрегирование интересов). Задача политической системы в части артикуляции интересов реализуется главным образом политическими партиями, общественными организациями и различными группами давления, а в части их агрегирования – не только общественными, но и государственными институтами.

Регулятивная функция состоит также в легитимации власти, т. е. в обеспечении общественного признания правящей группы и проводимой ею политики, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, а при необходимости – их изменения и обновления. Эта функция находит свое выражение также в обеспечении участия граждан в политике без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.

Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества. Задачей политической власти является определение перспектив общественного развития с учетом интересов различных социальных групп и общества в целом, разработка программ деятельности по достижению намеченных целей и задач. Без реализации данной функции невозможно обеспечить устойчивость общества и его динамичное развитие. Иными словами, целеполагающая функция есть не что иное, как определение политического курса страны. В осуществление данной функции вносят вклад как государственные, так и негосударственные институты политической системы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология"

Книги похожие на "Политология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Мельник

Владимир Мельник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Мельник - Политология"

Отзывы читателей о книге "Политология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.