» » » » Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая


Авторские права

Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая"

Описание и краткое содержание "Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая" читать бесплатно онлайн.



В книге Сергея Шестака рассказывается об истории первых христианских Вселенских соборов. Автор показывает непростые взаимоотношения религиозных деятелей того времени. Затронуты вопросы подлинности книг христианских писателей, живших во II – IV веках нашей эры; изложена версия создания канонического «Апокалипсиса».






Николай ударил Ария. «Отцы собора вознегодовали на святителя». Император Константин лишил Николая архиерейского сана и заключил в тюрьму.

«Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность» (Димитрий).

Свидетели – святые отцы собора. Они увидели, как «Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, отцы собора перестали упрекать его».

Николая торжественно освободили из заключения, возвратили прежний сан и прославили как великого угодника Божьего. Его несдержанность в отношении Ария объявили излишеством ревности. «Святые отцы собора», – Осий, Александр, Афанасий, Евстафий, Маркелл? – которые увидели наяву Иисуса и Богородицу, не оставили воспоминаний, не прославили свои имена для истории из-за скромности.


3

Биография Николая – двусмысленная.

Жители города Патары знали Николая, как угодника Бога, чудотворца, благотворителя, мецената. Устав от суетности славы, он решил поселиться в другом городе, где его никто не знал. Он выбрал – столицу Ликийской страны Миры. Николай жил в этом городе, как нищий, не зная где приклонить голову. Епископ Ликийской страны Иоанн умер. Бог и Николай прославили друг друга. Бог назначил Николая епископом. А Николай, – участник Первого Вселенского собора, – нанёс смертельный удар арианской доктрине «мечом веры и духовным оружием слова».

Дядя и племянник, узнав о смерти епископа Иоанна, сразу приехали в Миры. Дядя сделал всё от него зависящее, чтобы племянник занял эту должность. Николай стал диаконом, пресвитером, епископом – по протекции своего дяди. Николаю было сорок пять лет на Никейском соборе. Он ударил Ария, семидесятилетнего старика.

Афанаситы задались целью убрать двусмысленности.

«В наших календарях указывается – святитель Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году (то есть ему было 45 лет на Никейском соборе. – С. Ш.). Это кажется очень странным. Потому что по житиям и греческой, и латинской, и славянской традиций святой Николай стал епископом до диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведён в столь высокий сан в 20 лет. Это крайне маловероятно» (А. В. Бугаевский6).

Николай усмирил шторм; повесил мантию (без опоры, в воздухе), которая заслонила императора Константина от слепящего солнца; воскресил мёртвого. Это нормально, естественно. Что необычного в воскресении мертвеца? Николай стал епископом в 20 лет. Это крайне маловероятно, неправдоподобно! Император Лев VI Мудрый или Философ (866—912) назначил патриархом (руководителем всех епископов в Византийской империи) своего 15-летнего брата Стефана, сместив патриарха Фотия7.

По мнению Бугаевского, Николай родился около 260 года, а умер около 335. Ему было сорок лет, когда Бог назначил его пастырем Ликийской страны. Шестьдесят пять лет – на Никейском соборе. Доказательство Бугаевского – греческая рукопись «Деяние о стратилатах» и исследование Луиджи Мартино, итальянского антрополога, который решил, что Николай умер в возрасте семидесяти-восьмидесяти лет.

Император Константин приказал подавить бунт вестготского племени тайфалов, переселённого с Дуная во Фригию. Фригия – континентальная провинция в современной Турции. Самый короткий путь из Константинополя во Фригию – по суше. Войны поплыли на корабле, – через Мраморное море, Эгейское море, Средиземное море. Зачем им это понадобилось? Ответ афанаситов: с берега Средиземного моря тоже была дорога во Фригию – лучше, короче, чем из Константинополя. Автор отправил воинов морем с единственной целью, – чтобы стратилаты (полководцы) встретились с Николаем. Внезапный шторм задержал продвижение воинов. Они решили переждать непогоду в порту города Миры – Андриаке, который находился в четырёх километрах от города.

Николай сообщил стратилатам, что они усмирят тайфалов, окажутся в тюрьме (их оболжёт префект претория Аблабий, «известный интриган, завистник, советник императора Константина»), о чудесном освобождении из темницы (Николай заступится за полководцев, явившись императору во сне). Так и случилось: стратилаты разгромили тайфалов, Аблабий оболгал полководцев, Константин посадил их в тюрьму. А потом выпустил – по ультимативному требованию Николая, который явился ему во сне.

По мнению Бугаевского, современники Николая ошибаются, сообщив, что он умер в 345 году. Он умер на десять лет раньше – примерно в 335.

Стратилат Непотиан, решив отблагодарить Николая за освобождение из тюрьмы, приехал к нему, но тот уже умер. Непотиан не назван консулом (он стал консулом в 336 году), значит, он приехал к Николаю в 334 или 335 году. Итальянский антрополог Луиджи Мартино решил, что Николай прожил 70—80 лет. «Теперь вычитаем 70—80 лет. И выходит, что святой Николай родился около 260 года. И архиереем стал в 35—40 лет, а не в 20. Это совершенно нормально. Всё становится на свои места» (Бугаевский).

Всё стало на свои места. Арию было 69 лет8, Николаю – 65. Один старик ударил другого старика. Это совершенно нормально.

Если автор книги «Деяния о стратилатах» не назвал Непотиана консулом, это не означает, что тот не был консулом.

Почему Евтропий не назвал Константина императором? «Благоприятный исход всех дел весьма повредил душе Константина: начал он преследовать своих родственников и, в частности, сына своего, мужа выдающегося, а также сына сестры своей, юношу достойного нрава, убил, а вскоре и с женой своей поступил так же, не говоря уже о многих своих друзьях» (Евтропий). Значит, Константин не был императором!

Николай явился императору Константину во сне и потребовал выпустить из тюрьмы полководцев (в том числе стратилата Непотиана). «Если ты не послушаешь меня и не отпустишь их, – пригрозил он, – то я воздвигну на тебя мятеж, как во Фригии, и ты погибнешь злой смертью». Николай пригрозил злой смертью – императору!

Константин казнил сына Криспа, обвинив в заговоре; казнил жену и племянника. И казнил бы Николая, обвинив в колдовстве. (Император Валент (364—378) казнил всех «колдунов», узнавших имя следующего императора, и всех высокопоставленных чиновников с этими именами). Константин лишил Николая сана, посадил в тюрьму, – за то, что тот ударил Ария. Если бы Осий, Александр, Афанасий, Евстафий, Маркелл не заступились за Николая, он сидел бы в тюрьме до сих пор.

Константин разочаровался в афанаситах: отправил в ссылку заступников Николая – Афанасия, Евстафия и Маркелла. А Николая якобы испугался. Константин чтил учителя ариан Лукиана, молился в храме, названном в честь мученика.

«Сказание о стратилатах» – это небылица афанаситов.


4

У Николая не было дяди, который назначил его диаконом, пресвитером, помог стать епископом. Он стал епископом по протекции Бога.

«Древние агиографы допустили смешение двух житий. В Ликии было два святителя Николая» (Бугаевский).

Дядя был у Николая Пинарского, который жил в VI веке.

Поздние переписчики биографий святых решили, что Николай Мирликийский и Николай Пинарский – один человек. В результате чего в «житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой» (Бугаевский).

Николай не мог посетить храм Воскресения Господня в 300 году: этот храм построили в 335. По мнению Бугаевского, Николай Мирликийский не был на Святой Земле. Известное паломничество совершил Николай Пинарский.

Согласно Димитрию, Николай был в Иерусалиме до гонения Диоклетиана, которое началось в 303 году. Симеон Метафраст (X в.), другой автор жития Николая, сообщил, что чудотворец посетил храм Воскресения и поклонился древу Креста9. «В славянском житии святого (автор Димитрий. – С. Ш.) благоразумно умолчано о поклонении его честному древу Креста» (Архимандрит Антонин10).

Чудотворец Великий поклонился древу честного Креста в 300 году, который отыскала Елена в 326, – в храме, построенном в 335 году.

Зная церковную историю, Димитрий благоразумно умолчал о кресте, решив, что Метафраст ошибся. По его мнению, Николай посетил не храм Воскресения, а небольшую церковь на Сионской горе, единственную в то время в Иерусалиме.


5

Великий угодник Бога не бил Ария.

Сказание о том, что Николай ударил Ария нельзя признать истинным – по трём причинам. Причина первая: это сказание «стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя» (Священник Л. Воронов11). Причина вторая: никейские отцы не имели права простить Николая, если бы он ударил Ария, – согласно 27 апостольского правила12. Они простили его, потому что он совершил менее тяжкий проступок. «По-видимому, Святитель Николай употребил в отношении Ария несколько резких выражений. Трудно, конечно, сказать, что это были за выражения, но на основании анализа лексики церковных песнопений можно думать, что Святитель Николай назвал Ария „хищным волком“, пытающимся расхитить и разогнать овец стада Христова и „безумствующим богохульником“». Причина третья: известие о пощечине Арию возникло в результате недоразумения. Переписчик заменил слова «повергать, ниспровергать» – на слова «поразить, ударить».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая"

Книги похожие на "Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шестак

Сергей Шестак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая"

Отзывы читателей о книге "Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.