» » » Елена Улитова - Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта


Авторские права

Елена Улитова - Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта

Здесь можно купить и скачать "Елена Улитова - Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта"

Описание и краткое содержание "Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта" читать бесплатно онлайн.



Перед вами замечательная книга – опыт, переведенный в очень ясную структуру. С ее помощью можно овладеть навыками, уловить суть процесса, научиться слышать и понимать ваших клиентов. Конечно, психотерапии невозможно выучиться по книгам, но, не читая книги, вообще трудно научиться. И я рада представить одну из них. Эта книга точно пригодится тем, кому не хватает ясности, структуры и опоры в таком огромном поле знаний, касающихся помощи самым разным клиентам по самым разным вопросам. Ирина Млодик






Подсказка. Чтобы легче было запоминать, что говорит другой человек, отбросьте на время все ваши другие мысли, любые. Поставьте себя в узкие рамки, где всё ваше внимание направлено только на речь другого человека. Вы в это время как одно большое ухо и мозг, где записывается вся услышанная информация, просто живой магнитофон.


Похоже на то, что нам предлагали делать на уроках литературы, не правда ли? Пересказ содержания прочитанного литературного произведения. Разница в мотивации: там вы это делали, чтобы выполнить задание учителя. И не всегда даже угроза двойки заставляла вас прочитать указанный в списке литературы рассказ. Здесь вы это делаете, чтобы установить контакт с другим человеком. И, поверьте, последнее намного интереснее и проще! Вы же заинтересованы в вашем клиенте, заинтересованы понять его. А значит, и запоминание происходит легче и практически автоматически. И, конечно, вы слушаете, а не читаете. Устная речь и предназначена для того, чтобы быть услышанной.

Глава 3. Слушать и слышать

Продолжим изучение навыков парафраза.

Когда вы выполняли домашнее задание, вероятно, вы обратили внимание, что порой повторить дословно значительно проще, чем передать смысл своими словами. Поздравляем вас! Вы сделали то самое открытие, которое так нам необходимо в работе.

И, действительно, передать смысл своими словами значительно сложнее, чем просто повторить сказанное. Почему? Ведь, казалось бы, для точного запоминания надо больший объем памяти, чем для запоминания смысла. Но тут вступают в действие особенности нашей психики.

Представьте себе тот же магнитофон, который записывает все слова, сказанные в его присутствии. Это чисто механическая функция. А теперь представьте, что магнитофону надо было бы это всё сократить или перевести на другой язык. Это уже не магнитофон получается, а компьютер, в сочетании с распознавателем речи и переводчиком. То есть устройство на много порядков сложнее.

Так и с памятью. Для того, чтобы услышанное пересказать своими словами, вам надо включать еще одну, а может быть и больше, мыслительных операций: поиск необходимых слов-синонимов в памяти, сокращение лишних слов, и формулирование фактически новых предложений.

То есть объем вашей умственной работы увеличивается на несколько порядков. А ведь вам еще надо удерживать цель терапии, искать наиболее результативные пути, строить догадки и гипотезы по проблемам клиента, и делать еще очень много чего полезного. Именно поэтому предпочтительнее использовать базовые навыки, такие как парафраз, по возможности, не загружая свой мозг. То есть автоматически. Ровно так, как это делает зеркало или магнитофон.

Буквальное повторение слов клиента – более точное значение слова «парафраз».

Это второй вид изучаемых психотерапевтом навыков.

Значение этого навыка трудно переоценить. Клиент нередко во время работы находится в состоянии слегка отрешенном, углубленном в себя. Его взор направлен внутрь себя, он видит свои воспоминания в картинках, часто слышит давние диалоги, которые сопровождают эти картинки, испытывает чувства, что были тогда. И совсем (или почти) не помнит те слова, которые он говорит терапевту. А слова эти бывают очень важными. Вот и приходится терапевту вместо клиента запоминать то, что он сказал. Быть временным хранилищем, дополнительной памятью клиента.

Для удобства изучения этого навыка мы его делим на еще более мелкие подвиды.

Вот некоторые из них:

Буквальное повторение предложений клиента. Это повтор целиком предложений клиента, сразу после того, как он их произнес, или в тот момент сессии, когда это наиболее целесообразно. Особенно важно повторять без искажений фразы, которые отражают смысловые ценности клиента, особенности его мировоззрения, его восприятие своей проблемы и то, как он формулирует желаемую цель терапии.

Использование ключевых словосочетаний и слов. Как мы уже говорили, каждый человек обладает своим уникальным словарным запасом. Здесь очень важно услышать эти «особенные» словечки вашего клиента и использовать именно их, не заменяя синонимами.


У одной из авторов была даже такая история. Разговаривая с мужем о проблемах своей матери, Е. говорила всегда слово «мама». Однако, муж, отвечая жене и даже соглашаясь сделать необходимые для старушки дела, говорил о ней исключительно «теща». Е. долго не могла понять, почему, даже если муж соглашается поехать с ней и помочь ее маме, у нее это вызывает возмущение? И только когда она начала заниматься психотерапией и изучила влияние ключевых слов, поняла, что не всякий синоним годится для замены. А еще лучше их просто избегать.


Ключевых слов, как правило, очень мало. Используя даже два-три из речи вашего клиента, вы станете ему намного ближе и понятнее, и он будет сильнее вам доверять.

Структурирующий парафраз используется для того, чтобы рассортировать разные высказывания клиента по темам. Человек, рассказывая о своей проблеме, часто перескакивает с одного на другое, и, если не раскладывать сказанное им «по полочкам», можно запутаться самому, да и клиент так и не получит ясность в осознавании своей проблемы.

Повторение последних слов предложения клиента. В некоторых случаях клиенту более важно, чем услышать свои предложения целиком, просто услышать подтверждение того, что его слушают.

Так, симпатичные старушки в электричках, поддерживают случайного собеседника, повторяя его последнее слово. Это одна из основ того, что мы часто называем «задушевным разговором». Корни этого навыка уходят в далекое наше младенчество, когда мама повторяла за нами все наши первые звуки и гукала вместе с малышом. На уровне неосознаваемого восприятия это означает для человека: «Я здесь, я рядом с тобой, ты ценен для меня». А что может быть более значимым, чем понимание, что ты не один, что ты нужен кому-то, что ты важен для другого!


Все эти навыки парафраза помогают создать безусловное доверие, которое поддерживается на протяжении всей работы терапевта.


Задание 4.

Разговаривая со своим собеседником, попробуйте начинать свою ответную речь не с собственных мыслей и слов, а просто повторив партнеру то, что вы услышали от него. Начинайте этот повтор со слов: «Если я правильно тебя услышал/а, ты сказал/а то-то и то-то…». И только после этого говорите то, что вы хотели сказать в ответ.


И в обыденной жизни этот навык повторения того, что вы услышали от собеседника, также очень значим. Множества конфликтов не случилось бы, если бы люди научились слышать друг друга, а не готовить заранее свою ответную речь.

Далее мы продолжим изучать навык раппорта и рассмотрим его воздействие на еще более глубинных уровнях.

Глава 4. Наблюдать за изменениями

Теперь займемся калибровкой…

Не волнуйтесь! Мы не пойдем с вами на завод, чтобы изучить следующий навык. Термин «калибровка» привнесен в психотерапию специалистами по Нейро-Лингвистическому Программированию как наиболее отвечающий по содержанию тому, что делает терапевт в своей работе.

«Калибровка – процесс обеспечения единого представления и согласования (цвета, например) всеми компонентами цепочки технологического процесса «ввод – отображение – вывод…»

То есть это процесс постоянной оценки изменений до достижения нужного результата. Именно это делает терапевт во время сессии, постоянно оценивая продвижение клиента на пути к решению его проблемы. Мы неустанно следим за любыми изменениями в психофизиологических проявлениях клиента, за изменением его позы, мимики, движений, слов, дыхания. Для терапевта это наиболее достоверный способ проконтролировать реальное положение дел.

Вы, наверно, замечали, как внутреннее состояние сразу находит отражение на лице или в интонациях голоса любого человека? Легко, не правда ли, отличить радость от горя?

Все мы умеем калибровать поведение человека с детства, только не придаем этому достаточно значения. В какой-то период времени это становится даже нежелательно для родителей подрастающего малыша. Разрешить ребенку догадываться о своих истинных чувствах, вместо тех, которые они хотят продемонстрировать, не всегда полезно для родителей. Великий психотерапевт Эрик Берн пришел к выводу, что они делают всё, чтобы отучить ребенка наблюдать за их поведением и замечать несоответствия между тем, что делают и что говорят сами родители.

Нам же, психотерапевтам, приходится этот навык – наблюдение за невербальным (несловесным) поведением человека – осваивать заново.

Наблюдать приходится всё время. И не просто наблюдать, но и использовать результаты этого наблюдения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта"

Книги похожие на "Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Улитова

Елена Улитова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Улитова - Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта"

Отзывы читателей о книге "Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.