» » » » Олег Смыслов - Забытый полководец. Генерал армии Попов


Авторские права

Олег Смыслов - Забытый полководец. Генерал армии Попов

Здесь можно купить и скачать "Олег Смыслов - Забытый полководец. Генерал армии Попов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентВечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Смыслов - Забытый полководец. Генерал армии Попов
Рейтинг:
Название:
Забытый полководец. Генерал армии Попов
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-2996-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забытый полководец. Генерал армии Попов"

Описание и краткое содержание "Забытый полководец. Генерал армии Попов" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Олега Смыслова рассказывает о судьбе незаслуженно забытого в наше время генерала Маркиана Михайловича Попова. Немногие сейчас помнят это имя, а ведь он в первые месяцы войны отстаивал Ленинград, позже прекрасно проявил себя в Московской битве, внес весомый вклад в освобождение Воронежа, участвовал в Сталинградской битве, провел знаменитую Орловскую операцию, а затем очистил от врага Брянские леса и освободил город Брянск.

После войны М. М. Попов продолжал службу, занимался сохранением памяти о Великой Отечественной войне, консультировал съемки художественного фильма «Война и мир» С. Ф. Бондарчука. Трагическая случайность оборвала жизнь советского полководца, и на долгие годы его имя было забыто…






Вспоминая то счастливое время, троюродный брат Маркиана – Антонин Александрович засвидетельствует: «Шла война, и мы увлекались военными играми, втайне мечтая стать вроде прапрадеда Ефима Алексеевича Попова, который геройски участвовал во всех войнах с Наполеоном, пройдя путь от солдата до ротмистра, командира эскадрона кирасирского Ее Императорского Величества полка, вместе с потомством записанного по определению Псковского дворянского депутатского собрания в третью часть дворянской родословной книги. И играли мы не с ребятами "своего круга" – бойскаутами, а с мальчишками с Зеленой улицы, на которую выходил наш сад. И нередко схватывались со скаутами, и верховодил нами Маркиан, хотя он больше тяготел к группе старших во главе с Леонидом, чем к нам, "мелюзге"».

На всю свою жизнь Антонин Александрович запомнит некоторые эпизоды из жизни будущего военачальника, на которые он уже тогда обратил свое пристальное внимание (но кто знал?): «Еще в детстве у него появлялась способность находить выход из труднейшего положения, какая-то мгновенная реакция – и решение найдено. Случай первый. За кузницами, на краю городка, находилось большое поле, где проводились ребячьи военные игры. Здесь было сооружено несколько крепостей – добротно сделанных землянок, в том числе и бойскаутовских. В одной из таких игр партия ребят во главе с Маркианом погнала противника. Часть из них бежала за подмогой, другая со знаменами укрылась в крепости. Нужно было захватить их до прибытия помощи. По его команде, из ям, где обжигался уголь (в метрах трехстах), была притащена огромная дымящая головня и засунута в землянку сверху. Перепуганные, заплаканные "враги" сдались со знаменами вместе.

Случай второй. На уроках фон Горст, преподававшей немецкий язык, произошел скандал. Она выпорхнула из класса и устремилась к инспектору училища А. К. Даву. Классу грозила по тем временам большая неприятность, вплоть до вызова родителей. Маркиан бросился за нею, догнал у самой учительской, схватил в охапку и принес в класс, где все коленопреклоненно извинились перед Леопольдиной Юлиановной, и инцидент был исчерпан.

Шла Масленица 1917 года. У нас была выездная лошадь "Воронец", купленная отцом из числа выбракованных из армии. Она хорошо ходила рысью, но при ударе кнутом немедленно переходила на галоп. Для нас, мальчишек и девочек Поповых и соседок Альбрехт, было устроено катание. Папа предупредил – особенно не гнать "Воронца". Все мы разместились в санях, а Маркиан как самый старший, уселся на козлах с Фрейманом, пленным австрийцем, корнетом, ухаживавшим за лошадью и обучавшим меня немецкому языку. С шумом, гамом выбрались на Зеленую улицу, и упрашивали Фреймана ехать быстрее, но он был неумолим. Тогда Маркиан, повернувшись к нам, сделал знак и на ухабе стегнул коня, который, присев, прыгнул и пустился галопом. Австриец кубарем полетел на дорогу, вожжи оказались в руках Моти. О! Это была лихая езда!

И еще. По существовавшей традиции в состоятельных семьях отмечались дни рождения каждого из ее членов и особенно торжественно дни ангелов или именин. На 14 году жизни в день святого Маркиана Мотя получил от деда подарок – серебряные часы. Они были на цепочке, заводились ключиком и являлись для него предметом гордости. У мальчика тех времен – часы! Ни у кого их не было, и как мы ему завидовали, когда он со звоном открывал крышку. И случилось нечто такое, что открыло присущую черту его характера. Все мы хорошо знали горбатенького мальчика, сынишку очень бедной женщины, жившей в убогом домишке на берегу реки. В самый канун Рождества, он, захватив топорик, направился через озеро в лес за елкой, а когда возвращался, сильно завьюжило, сбился с дороги и замерз. По елочке его лишь и обнаружили. Весть эта нас всех ужаснула, тронула до слез. Устроили складчину на похороны. Среди собравшихся мальчиков были Мотя и Петро, и у того и у другого ни копейки. Маркиан достает часы, отстегивает цепочку от кармана и говорит:

– Вот, возьмите, заложите их у часового мастера Миценгендлера, а деньги на похороны, я их потом выкуплю.

Ни у кого не поднялась рука принять этот дар сердца. Кто-то из вошедших взрослых восполнил образовавшуюся прореху».

7 ноября 1917 г. (25 октября по ст. ст.) под руководством коалиции из большевиков, левых эсеров и анархистов было свергнуто Временно правительство, которое совсем недавно сменило отрекшегося от престола царя. Так в результате двух революций к власти в России пришли большевики во главе с В. И. Лениным. Им достаточно быстро удалось установить контроль над Русской армией, большей частью крупных промышленных центров на не занятой немецкими войсками территории бывшей Российской империи. Уже в марте 1918 г. был подписан мирный договор с Германией, который страны Антанты (военно-политический блок России, Англии и Франции) отказались признавать. Они ввели войска на территорию России и объявили о поддержке всех антибольшевистских сил. В стране началась полномасштабная Гражданская война.

Именно эти годы (1917–1918), отличавшиеся, по утверждению Антонина Александровича, «необыкновенной кипучестью и широтой интересов, взглядов», в какой-то степени определили дальнейшую судьбу Моти Попова: «В происходивших спорах, диспутах Маркиан оказывался на стороне наиболее революционно настроенных юношей и девушек, принимавших самое живое участие в строительстве новой жизни молодой России, без деления на богатых и бедных». Например, с лета 1918 г. он служит добровольцем-красноармейцем (писарем) в Новоржевском штабе Красной гвардии, откуда уволится осенью, при переформировании Красной гвардии в Красную армию (так записано в личном деле генерала армии М. М. Попова. – Примеч. авт.). В апреле 1919 г., после окончания Высшего начального училища, реформированного в школу 2-й ступени, Мотя Попов получает направление на должность избача (Дворецкая волость, Новоржевский уезд, Псковская губерния). Это была уже самостоятельная жизнь 14-летнего паренька из Новоржева, которая складывалась как-то сразу успешно.

«…волостная библиотека, которую он организовал, скоро стала притягательным центром для молодежи села. Нередко в ней проходили заседания Комбеда, через которые шло пополнение Красной армии», – фиксирует Антонин Александрович.

Волостная библиотека – это, в сущности, изба-читальня, которая в те годы стала центром просвещения в российских деревнях и селах. Одной из ее главнейших задач была политико-просветительская работа среди крестьян. Например, в 1920–1921 гг. числилось около 100 000 изб-читален. В их работе требовалось неуклонно следить за снабжением газетами, передвижками, а также руководить проведением агиткампаний. Как писала Н. К. Крупская, «…именно связь населения с избой-читальней, втягивание населения в самый процесс работы, пробуждение его активности и инициативы. Здесь необходимо поставить вполне определенную задачу: надо стараться сделать избу-читальню настолько необходимой для местного населения, чтобы оно взяло целиком на собственные средства и неуклонно стремилось бы к расширению рамок ее работы».

Супруга В. И. Ленина также считала, что при избе-читальне хорошо иметь «группу сорганизованной молодежи – лучше всего из комсомола, – которая берет на себя оповещение жителей». В частности она была убеждена в важности оповещения, называя это хорошей воспитательной работой для комсомола.

Любопытно ее разъяснение конкретной работы заведующего избой-читальней: «…должен подготовиться к чтению. Внимательно прочесть статью; подчитать на затрагиваемую тему, если возможно что достать; поговорить с местным учителем, агрономом, если таковые имеются, вообще со сведущим человеком. Если заведующий сам затрудняется провести беседу чтение, то он должен просить кого-нибудь, знающего дело. Заведующий избой-читальней должен обдумать, какой лозунг вытекает из статьи, заготовить, опять-таки при помощи молодежи, этот лозунг, вывесить его перед началом чтения… Чрезвычайно полезно, чтобы из каждого чтения вытекало какое-нибудь практическое действие».

В одной из своих статей председатель Главполитпросвета при Народном комитете просвещения (одна из должностей Крупской) даже сравнивала знание грамоты с ложкой. Видимо, так было проще объяснить крестьянам ее суть: «Ложкой удобно хлебать щи, но если щей нет, то, пожалуй, ни к чему обзаводиться ложкой.

Дело библиотеки поставлять миску со щами – сокровищницу знаний – владельцам ложек, людям, владеющим техникой чтения.

И ясное дело, такое ясное, как дважды два – четыре, – что надо, чтобы были библиотеки в каждой глухой деревушке, надо, чтобы книга была доступна каждому грамотному».

Следует лишь отметить особую важность работы Моти Попова в избе-читальне Туровской волости. Несомненно, он научился там многому, и, прежде всего, «поставлять миску со щами – сокровищницу знаний – владельцам ложек, людям, владеющим техникой чтения».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забытый полководец. Генерал армии Попов"

Книги похожие на "Забытый полководец. Генерал армии Попов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Смыслов

Олег Смыслов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Смыслов - Забытый полководец. Генерал армии Попов"

Отзывы читателей о книге "Забытый полководец. Генерал армии Попов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.