» » » » Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-16-002011-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованию отдельных аспектов предпосылок экономической мысли.

Первое учебное пособие «Модели человека в структуре экономической мысли» посвящено раскрытию антропологических основ экономического анализа в исторической ретроспективе – от эпохи античности до современной экономической науки.

Во втором учебном пособии «Диалектика нормативного и позитивного подходов в истории развития экономической науки» речь идет как о мировоззренческих, так и о методологических предпосылках экономического мышления.

Оба учебных пособия, представляя собой два исследования в рамках общей темы, взаимодополняют друг друга, поскольку вопросы антропологии и нормативности экономического анализа тесно связаны.

Для магистров экономических факультетов университетов и экономических вузов, а также для всех интересующихся данной тематикой.

Подготовлен при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» инновационного проекта развития образования.






Таким образом, личный труд, усилия человека, имеют неоспоримые преимущества перед природой и историческим наследием. Отобрать у человека результат его труда также нельзя без эквивалентной компенсации, так как «… благодаря своему труду он присоединяет к нему что-то такое, что исключает общее право других людей»[51]. Также Локк рассуждает и о собственности на землю: она принадлежит тем, кто получает от земли плоды труда.

Другая сторона человеческой личности – возможность использовать плоды труда – также учитывается в теории Локка. Отдельная собственность сохраняется постольку, поскольку человек может удовлетворять свои потребности за счет вещей и услуг. То, что выходит за пределы возможностей потребительского присвоения отдельного человека, должно быть отдано другим, так как будет только портиться и уничтожаться. В своей аргументации Локк постоянно ссылается на естественный порядок вещей, установленный Богом. Его внимание труду как основе собственности и самой личности человека обусловлено заповедью Бога: трудиться. Он четко устанавливает и меру собственности: возможности труда и потребления человека.

В отличие от Гоббса Локк устанавливал естественные границы права каждого человека. Если по Гоббсу каждый человек имеет от природы право на все, так как никаких естественных ограничений его желаниям нет, то по Локку такое ограничение существует. Это возможности отдельного человека присоединять к природным богатствам новую ценность за счет своего труда и пользоваться созданным богатством для своего удовольствия. И тот, и другой процесс ограничен возможностями отдельного человека. Причем это ограничение и сами возможности предусмотрены и установлены Богом. Таким образом, труд, стоимость (ценность) и собственность определены рамками личности человека. Это дает ему естественное право сохранять и преумножать свое достояние, не покушаясь на чужое, как и на чужую личность.

Различные сообщества возникают и развиваются по мере естественного объединения людей для ведения общих дел; семья, хозяйство, наконец, государство – все это объединения индивидов для более полного удовлетворения своих потребностей. Прежде всего имеются в виду такие потребности, удовлетворить которые один человек не может. В подтверждение своих идей Локк опять цитирует Библию (в основном – Старый завет), утверждая, что весь этот естественный порядок вещей создан Богом и заповедан людям через разум. Обмен же рассматривается как естественный путь общения различных хозяйств, и не приводится никаких дополнительных обоснований его существования.

Таким образом, Дж. Локк соединил природный эгоизм человека и необходимость общественного существования. Политические институты не определяют личность или формы существования отдельного индивида – наоборот, индивид определяет совместно с другими индивидами наиболее выгодную для себя систему объединения в обществе.

Можно ли считать, что Локк рассматривал человека как существо моральное? На этот вопрос все исследователи отвечают положительно, но где основание и источник морали? Несомненно, Локк считает источником нравственности Бога. Человек морален в своем отношении к Богу, но придерживается правил нравственности потому, что обладает разумом и понимает свою выгоду. Двойственный подход к морали индивида вызвал многочисленные критические замечания в адрес теории Локка.

Как упоминалось, Гоббс не считал моральные чувства врожденными. Моральные качества приобретаются в обществе как результат оценки окружающих. Эти качества нужны для того, чтобы избежать позора и получить одобрение окружающих. В конечном итоге Гоббс сводит мораль, нравственность к определенным средствам достижения власти через достоинство, повышение ценности своей личности.

С позиции, близкой к подходу Гоббса, разработал свою концепцию мотивов человеческой деятельности Б. Мандевиль (1670–1733). Он изложил свою теорию в произведении «Басня о пчелах, или пороки частных лиц – блага для общества» и комментариях к ней.

Изначально басня носила название «Взроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными». Брошюра была построена как лубок, народная присказка. Она рассказывала о богатом улье, где пчелы, используя обмен, вражду, корысть, тем не менее успешно обогащались и процветали, приумножая собственность, власть, могущество – как собственные, так и всего улья в целом. Однако моральные нормы, угрызения совести и религиозные чувства оказались сильнее, и пчелы попросили богов избавить их от пороков. Когда они стали добродетельными, то улей погиб: промышленность и торговля зачахли, государство ослабело, армия не смогла защитить улей от завоевателей.

Б. Мандевиль на протяжении всей оставшейся жизни писал комментарии и обоснования к этой парадоксальной басне. Он последовательно рассматривал все перечисленные пороки и утверждал, что именно они являются стимулом развития экономики. Мандевиль попытался показать, что экономическое процветание не зависит от точного соблюдения моральных принципов, что «человек моральный» и «человек экономический» могут рассматриваться в совершенно различных системах научных координат.

Какие же пороки Мандевиль считал «полезными» для развития экономики? Это мошенничество, мотовство, зависть, тщеславие, алчность, гордость, лень. Следует заметить, что этот набор пороков неслучаен – он повторяет заповеди Библии, а также заповеди протестантской морали. Избавление от этих пороков точно следует моральным нормам, установленным в обществе. «Человек экономический» стремится превратиться в «человека морального». Но это плохо для экономики.

Б. Мандевиль сделал основой своего рассуждения и разделения моральной и экономической стороны человеческой личности следующее положение: «Все находящиеся в естественном состоянии живые существа заботятся лишь о том, чтобы доставить себе удовольствие, и непосредственно следуют влечению своих наклонностей, не обращая внимания на то, принесет ли полученное ими удовольствие добро или зло другим. В этом кроется причина того, что в естественном состоянии более всего приспособлены к мирной совместной жизни те создания, которые обнаруживают наименьший разум и имеют менее всего желаний, которые должны быть ими удовлетворены». Отсюда делается вывод, близкий к философии не Дж. Локка, а Т. Гоббса: «… ни один вид животных не является менее способным к тому, чтобы жить в согласии в течение длительного времени, находясь в большом скоплении, чем человек, если отсутствуют ограничения, налагаемые на него системой правления»[52].

Характер этих ограничений Б. Мандевиль трактует двояко: с одной стороны, это принуждение, насилие, исходящее от государства; с другой стороны, это мораль, философия, религия. Все эти идеологические путы, которыми, как полагал Б. Мандевиль, опутывали людей с древности различные мудрецы, проповедники и моралисты, призваны убедить людей не поддаваться в полной мере своим естественным склонностям, а для своего же блага считаться с мнением окружающих. Это общественное мнение закрепляется в обычаях, привычках, проявляется как слава, похвала, лесть, порицание, позор. Мало того, моралисты создали конкуренцию среди людей, создав «модели» похвального и позорного поведения. Похвальное поведение – преодоление естественных страстей и склонностей и замена их гордостью, благородством, расчетом на всеобщее уважение и одобрение; позорное поведение – следование естественным страстям, «чувственным велениям своей природы», сопровождающееся стыдом, скрытностью, ханжеством, так как открыто признаться всем в своих пороках сумели бы немногие. Ханжество, по мнению Мандевиля, является самым сильным рычагом удержания людей в рамках модели похвального поведения. Ханжа будет с неумолимой силой выискивать пороки других и порицать их, а также восхвалять обязательные добродетели, чтобы никто не заподозрил его самого. Кроме того, стремясь к собственному благополучию, такие люди стремятся убрать с дороги предприимчивых соперников, взывая к добродетелям и отречению от страстей.

Таким образом, искусная политика властей, заинтересованных в общественном спокойствии, гордость одних и ханжество других граждан привели к возникновению моральных добродетелей, ставших привычными, не подвергавшихся осмыслению и сомнению. Мандевиль делает заключение: «… чем глубже мы исследуем человеческую природу, тем больше убеждаемся в том, что моральные добродетели суть плоды политики, которые лесть породила из гордости»[53]. В отличие от Гоббса Мандевиль выделяет в общественной жизни не принуждение человека к отказу от свободы, а добровольное изменение типа поведения. Причем, добродетельное поведение не является главным и типичным. Типичным является ханжеское поведение, которое позволяет совместить порочное поведение (по сути) с добродетельным (по видимости). Таким образом, сохраняется общественное спокойствие и одновременно люди продолжают втайне следовать своим страстям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Чаплыгина

Ирина Чаплыгина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.