» » » » Коллектив авторов - Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945


Авторские права

Коллектив авторов - Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945
Рейтинг:
Название:
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-00606-1, 978-5-691-00607-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945"

Описание и краткое содержание "Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945" читать бесплатно онлайн.



Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в 1900–1945 гг. В специальных разделах рассматриваются основные тенденции развития западного общества в первой половине XX в. и история международных отношений. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран и регионов. Учебник является частью учебно-методического комплекса «Новая и новейшая история зарубежных стран».






Новый удар германской армии был нанесен по Дании и Норвегии – региону, чрезвычайно важному в стратегическом отношении. 9 апреля 1940 г. немецкие послы в Копенгагене и Осло предъявили ультиматум с требованием подчиниться «мирной оккупации», преследующей цель обезопасить Норвегию и Данию от вторжения англо-французских войск. Дания подчинилась требованиям практически без сопротивления. Норвежское правительство рассчитывало на поддержку Великобритании, которая не могла остаться безучастной к потере морских коммуникаций в Северном море. Предвидя подобное развитие событий, немецкое командование разработало план «Везер-юбунг», предполагающий проведение внезапных десантных операций в районах крупнейших норвежских портов Нарвик, Тронхейм, Бергер, Ставангер и Осло. Судам с войсками удалось буквально на несколько часов опередить английские корабли, вышедшие в море 8 апреля для минирования подходов к норвежскому побережью. Все десантные операции, проходившие при поддержке ударных групп германских ВМС, оказались успешными. Норвежское правительство эвакуировалось на север страны, а затем и в Великобританию. Английская армия попыталась осуществить ответные десантные операции севернее Нарвика и в районе Ондальнеса. Однако они не принесли успеха. Из-за весенней распутицы развивать наступательные действия на севере Норвегии не представлялось возможным, а южная группировка столкнулась у Лиллехамера с наступающими от Осло немецкими частями. После тяжелых боев 21–22 апреля английские войска были вынуждены отступить, а затем и эвакуироваться. Из Нарвика войска союзников были вывезены к 8 июня. Захват Норвегии значительно укрепил позиции Германии на морских коммуникациях. Однако военно-морские силы Рейха понесли в ходе этой операции тяжелые потери – 10 эсминцев, 3 крейсера, 4 подводные лодки. Английский флот потерял примерно такое же количество кораблей (1 авианосец, 2 крейсера, 1 корвет, 9 эсминцев), но его потенциальные возможности были гораздо большими. С этого времени активные боевые действия на море со стороны Германии стали возможны лишь за счет применения подводных лодок.

10 мая 1940 г. началось наступление немецких войск на западном фронте. По плану «Гельб» во избежание прямой атаки сильных укреплений линии «Мажино» предполагался удар через территории Бельгии и Нидерландов – копия наступательной операции времен первой мировой войны. С учетом такой возможности был разработан и англо-французский стратегический план «Д». Он предусматривал сосредоточение войск на северной границе Франции с их последующим выдвижением на территорию Бельгии на укрепленную линию по реке Диль к юго-востоку от Антверпена. Из 135 дивизий союзников (включая 22 бельгийские и 10 голландских дивизий) 51 сосредоточилась на франко-бельгийской границе, а 43 – на линии «Мажино». Однако стратегическое развертывание немецкой армии, насчитывавшей 136 дивизий, к марту 1940 г. приобрело иную конфигурацию. В составе группы армий «В» фон Бока на границе с Голландией и Бельгией осталось лишь 28 дивизий. Группа армий «А» фон Рундштедта, сосредоточившаяся в районе Арденн, насчитывала 44 дивизии, а группа армий «С» фон Лееба, занявшая позиции вдоль линии «Мажино», – 17 дивизий. 47 дивизий осталось в резерве. У немцев оставался и перевес в танках – почти 3000 против 2300 у союзников, причем большая часть их была сосредоточена в составе группы армий «А».

Первые дни немецкого наступления, казалось бы, подтвердили верность стратегического расчета французского штаба. Голландские и бельгийские дивизии откатывались под ударами немецких войск. После массированной бомбардировки Роттердама королева и правительство Нидерландов покинули страну, а армия капитулировала. Однако английские и французские соединения уже занимали оборонительные позиции по линии Маас – Антверпен, готовые сдержать противника. События получили неожиданное развитие в ночь на 14 мая. Мощнейшая танковая группировка немецких войск нанесла удар в районе горного массива Арденны на границе Люксембурга и Бельгии. На острие находилась группа армий под командованием лучших танковых командиров Рейха – Клейста, Гудериана, Роммеля, Гота. Она насчитывала более 1200 танков. Этот клин в считанные часы вспорол плохо подготовленную оборону союзников у Седана. К 18 мая немцы прорвались к Сомме и начали разворачиваться севернее, сжимая в кольцо 350-тысячную группировку англо-французских войск. Не желая рисковать, приняв маневренную войну, английское командование настояло на сосредоточении этих частей в районе Дюнкерка для эвакуации на Британские острова. Но и эта операция была под угрозой – к 24 мая немцы уже достигли Булони и Кале. В этот момент последовал неожиданный приказ Гитлера остановить наступление. О подлинных его причинах можно лишь догадываться. Возможно, свою роль сыграло желание сберечь ударные танковые части и добиться успеха с помощью авиации, возможно, Гитлер еще надеялся на компромиссный выход Англии из войны. Так или иначе, но несколько дней промедления позволили союзникам организовать эвакуацию большей части окруженных соединений (338 тыс. человек). Около 40 тыс. французов и англичан, оборонявших подступы к Дюнкерку, попали в плен. Из 860 судов, которые должны были обеспечивать эвакуацию, 243 было потоплено.

Второй этап боев за Францию начался 5 июня. Французской армии удалось временно стабилизировать фронт по Сомме, Маасу и линии Мажино. Однако их 65 дивизиям противостояло 124 немецких. 28 мая капитулировали бельгийские войска, 10 июня в войну вступила Италия. Во французских правительственных кругах царили растерянность и безволие. Высшее командование оказалось неспособным организовать активное сопротивление. В течение нескольких дней (с 5 по 15 июня) немецкие войска осуществили три наступательные операции, взламывая оборонительные порядки противника. 10 июня французское правительство переехало из Парижа в город Виши, а 14 июня в столицу без боя вошли немцы. Черту под военной кампанией во Франции подвел прорыв в тот же день линии Мажино южнее Страсбурга, в результате чего в окружении оказалось более 400 тыс. французских солдат. 15 июня английские войска были выведены из-под французского командования, и до 18 июня они эвакуировались вместе с французскими и польскими частями с Шербурского полуострова. Правительство Франции возглавил маршал Пэтен – сторонник не только примирения, но и тесного военно-политического сближения с Германией. 22 июня в Компьенском лесу, в сохранившемся в качестве исторической реликвии вагончике маршала Фоша (где происходило подписание перемирия в 1918 г.) был подписан договор, по которому 2/3 французской территории подлежали оккупации.

Выход из войны Франции значительно осложнил положение Великобритании. Новый правительственный кабинет У. Черчилля предпринял экстренные шаги по укреплению системы обороны. Англия должна была превратиться в «осиное гнездо» – сплошное пространство укрепленных районов, противотанковых и противодесантных линий, дислокации частей противовоздушной обороны. Немецкое командование действительно готовило в это время операцию по высадке на Британских островах («Зеелове» – «Морской лев»). Но в виду явного превосходства английского флота задача по сокрушению военной мощи Великобритании была возложена на военно-воздушные силы – люфтваффе – под командованием Г. Геринга. К августу 1940 г. для проведения операции «Орел» была сосредоточена мощнейшая авиационная группировка: 2-й воздушный флот Кессельринга и 3-й воздушный флот Шперрле на авиабазах Нидерландов и Северной Франции, 5-й воздушный флот Штумпфа в Дании и Норвегии (всего примерно 900 истребителей и 1300 бомбардировщиков). Им противостояли приблизительно 700 истребителей британских королевских ВВС под командованием X. Даудинга.

С августа по октябрь 1940 г. разгорелась «битва за Англию» – одно из самых крупных сражений в воздухе в годы второй мировой войны. Бои шли с переменным успехом. Первая фаза сражения длилась с 8 по 18 августа. Первоначальные успехи люфтваффе были связаны с настойчивыми попытками уничтожения радарных установок. Но с 14 августа Геринг отдал приказ о переходе к массированным налетам на английские авиабазы, в которых немецкие летчики понесли первые ощутимые потери. После паузы, вызванной нелетной погодой, активные военные действия продолжились. Вторая фаза сражения – с 24 августа по 7 сентября – стала критической для англичан. Люфтваффе продолжили налеты на аэродромы и подземные пункты управления британских ВВС. В этих боях немцы потеряли 385 самолетов, а англичане – 466. Однако Геринг вновь совершил серьезную ошибку, отдав приказ 7 сентября о переносе эпицентра ударов на гражданские объекты. Эффективность таких налетов была невелика. При огромных разрушениях в крупнейших английских городах и значительных потерях среди гражданского населения действия люфтваффе не достигли основной цели. Воля английского народа к сопротивлению не только не ослабла, но и усилилась. Немецкая авиация несла все большие потери. Каждый сбитый над территорией Англии немецкий самолет означал и гибель экипажа, тогда как большому числу британских летчиков удавалось спастись. Совершенствовалась английская система ПВО, все с большим успехом использовавшая радарные установки, приборы, искажающие радиолучи, применяемые для наведения немецких самолетов на цели, фальшивые радиомаяки и другие технические новинки. С октября люфтваффе переходит к ночным вылетам, в ноябре – к «налетам устрашения» на небольшие городки, лишенные системы ПВО. Какого-либо серьезного военного значения эти действия не имели. «Битва за Англию» завершилась. Потери люфтваффе составили 1733 самолета, а королевских военно-воздушных сил – 915.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945"

Книги похожие на "Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945"

Отзывы читателей о книге "Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 1. 1900–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.