» » » » Андрей Голенков - Психология. Учебник


Авторские права

Андрей Голенков - Психология. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Андрей Голенков - Психология. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Голенков - Психология. Учебник
Рейтинг:
Название:
Психология. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1033-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Учебник"

Описание и краткое содержание "Психология. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Центральная линия данного учебника – системное представление основ психологического знания для будущего социального работника; собран материал по концептуальным разделам программы подготовки бакалавров.

Учебник соответствует требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа» (бакалавр). Рекомендуется для студентов и преподавателей вузов, а также для практиков, работающих в социальной сфере.






Выделяют три грани социализации.

Первая. Социализация есть процесс инкультурации (освоение культуры, культурно транслируемых ценностей, моделей поведения). Механизм трансляции культуры – культурная трансмиссия двух типов – прямая и косвенная. Прямая – от старших поколений младшим (вертикальная) и внутри субкультуры сверстников (горизонтальная). Косвенная – в специализированных институтах социализации (школа, вуз), окружение.

Вторая грань социализации – интернализация (усвоение разных видов социального опыта). Здесь два основных модуса – усвоение моделей поведения и усвоение социальных значений (символов, ценностей, установок).

Третья – адаптация (или дезадаптация). Изучаются факторы успешности адаптации и изменения социума. Вопрос как субъект конструирует социум – это уже проблема социального познания и социального интеллекта.

В работах отечественных психологов Д. И. Фелъдштейна и А. В. Петровского отмечалось, что на каждой возрастной ступеньке в результате вхождения человека в разные социальные институты (семья, школа, организация и др.), при включении в каждую новую социальную общность человек проходит три стадии: адаптация, интеграция, индивидуализация. Противоречие между потребностью человека быть личностью (персоной) и сопротивлением, унификацией, усреднением со стороны социальной группы составляют одно из противоречий, приводящих к социальному развитию человека. Социальное развитие по содержанию имеет две стороны: 1) ориентация в социуме и в системе социальных ролей, освоение репертуара собственных ролей (например, женских – дочь, мать, невестка, жена, бизнес-леди и т. д.); 2) формирование самосознания, связанное с социальным самоопределением, и становление социальной идентичности (формирования Я-концепции, образа «Я»).

В ходе социализации обществом задается определенная нормативность социальных ситуаций развития современного человека, закономерность вхождения им в возрастные кризисы. Например, общественно задается порог возможного вступления в брак; наступления пенсионного возраста. Однако определенные социальные ситуации выходят за представление о нормативности и воспринимаются человеком как трудные или даже чрезвычайные.

Любая трудная жизненная ситуация характеризуется рядом феноменологических показателей, которые оказывают серьезнейшее влияние на личность:

• возникает новая система требований к субъекту, выходящая за рамки текущей социализации; необходимость его адаптации к ситуации и по сути ситуативной ресоциализации;

• неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения;

• нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др.);

• размыкается круг привычного общения;

• оказывается стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Предметом собственно психологического подхода к трудной жизненной ситуации является ее изучение как феномена, раскрытие закономерностей формирования, динамики и завершения разных видов ситуаций; выявление специфики переживания, проживания и совладания представителями различных этносов и культур, отдельных групп и лиц с разными индивидуально-психологическими особенностями. Начинаются серьезные испытания для взглядов человека на жизнь. Ревизии подвергается по сути все мировоззрение, система ценностных ориентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе. Субъект нуждается в изменении отношения общества к нему, которое нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в развитии такой социально-психологической компетентности, которая выведет его на конструктивное преодоление трудной жизненной ситуации.

Центральными научными проблемами психологии становятся вопросы социально-психологической природы, социальной и индивидуальной детерминации и управления трудной жизненной ситуацией. Центральным в практическом плане является вопрос о стратегиях и технологиях совладания с трудными жизненными ситуациями.

В литературе выделяются такие трудные жизненные ситуации, связанные с трудовой деятельностью: ролевая неопределенность, перегрузка-недогрузка, ролевой конфликт, трудное начальство, использование умений и способностей не в полной мере; с семьей: рассогласование потребностей, напряженные отношения, феномен опустевшего гнезда и т. д.; со здоровьем: длительная или неизлечимая болезнь, боль и т. д.

Выделяются также следующие виды трудных жизненных ситуаций: экологические ситуации (технологические аварии и т. п.); угроза или потеря значимых субъектов (смерть близкого, потеря друга); потеря здоровья (эпидемии, неизлечимые или тяжелые заболевания, изначальная инвалидность); угроза жизни (катастрофы, войны, природные бедствия и т. д.); угроза или потеря необходимых объектов существования (пожар, угон, кража и т. д.); фрустрация потребности или многих потребностей, «внешнее блокирование целей» (развод, потеря работы, отделение выросших детей от родителей, нарушение отношений с людьми); социальные потрясения (изменение социальной обстановки, неспособность адаптироваться к чрезмерному темпу изменений и т. д.); вхождение в новую социальную среду (смена работы, эмиграция, смена места жительства и (или) окружения и т. д.); появление новых социальных ролей (вступление в брак, рождение ребенка, изменение внешности, изменение пола и т. д.).

Существует классификация различных причин возникновения жизненных трудностей:

1. По типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, служебные, межличностные, связанные со здоровьем, со смертью близкого и т. п.).

2. По интенсивности (острые, средние, умеренные).

3. По величине потерь или угрозы.

4. По длительности (краткосрочные, продолжительные).

5. По степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые).

6. По уровню влияния (макро- и микрострессоры).

Изучение механизмов, этапов «проживания трудной жизненной ситуации», их специфика в разные периоды социализации в рамках конкретно-исторических условий жизни, психологические проблемы принятия и саморегуляции, формирование активной и ответственной позиции субъекта или формирования ее антипода – социального иждивенчества, относятся к области важнейших вопросов психологии.

Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, т. е. механизмов приспособления организма, которые могут быть успешными или неуспешными. Психологические механизмы сознательного совладания с ситуацией названы копинг-механизмами.

Впервые термин «копинг» использован в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относилось стремление личности, направленное на решение определенной проблемы или овладение трудной ситуацией. В последующем понимание копинг-механизма тесно связано с исследованиями психологического стресса. Р. С. Лазарус в 1966 году определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к ситуации как угрозе физическому, личностному и социальному благополучию.

Фолкманом и Лазарусом выделены восемь дискретных стратегий:

1. Противостоящее совладание – состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Дистанцирование – описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Самоконтроль – умение регулировать собственные чувства и действия.

4. Поиск социальной поддержки – усилия индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Принятие ответственности – признание своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Избегание – складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее.

7. Плановое решение проблемы – выработка плана действий и следования ему.

8. Позитивная переоценка – усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытка справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

В теории копинг-поведения выделяются базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. Молодые клиенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые – доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом этой копинг-стратегии может рассматриваться как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Учебник"

Книги похожие на "Психология. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Голенков

Андрей Голенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Голенков - Психология. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Психология. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.