» » » » Андрей Голенков - Психология. Учебник


Авторские права

Андрей Голенков - Психология. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Андрей Голенков - Психология. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Голенков - Психология. Учебник
Рейтинг:
Название:
Психология. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1033-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Учебник"

Описание и краткое содержание "Психология. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Центральная линия данного учебника – системное представление основ психологического знания для будущего социального работника; собран материал по концептуальным разделам программы подготовки бакалавров.

Учебник соответствует требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа» (бакалавр). Рекомендуется для студентов и преподавателей вузов, а также для практиков, работающих в социальной сфере.






– научными методами психологического анализа проблемы развития в детском возрасте;

– технологиями социальной работы с клиентами данных возрастных групп.

1.1. Психология ребенка раннего возраста

Психическое развитие имеет свои особенности, соответствующие возрастным периодам, которые взрослый обязан учитывать в работе с клиентом. В каждом из возрастов происходят физиологические и психологические изменения, складываются новые психические качества, в связи с чем возможно возникновение психических и поведенческих нарушений.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на пренатальный (внутриутробный) период, детство, отрочество, зрелость (взрослое состояние), преклонный возраст, или старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Пренатальный период включает три стадии:

1. Предзародышееая длится две недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика.

2. Зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов.

3. Стадия плода начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, поэтому начиная с этого времени плод уже называется ребенком.

Период детства включает стадию новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года), стадию раннего детства (с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи, стадию дошкольного детства (от 3 до 6 лет), характеризующуюся развитием личности ребенка и когнитивных процессов, стадию младшего школьного детства (с 6 до 11–12 лет), соответствующую включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Один из наиболее благоприятных периодов жизнедеятельности организма ребенка – внутриутробный, когда мать и дитя едины. Процесс рождения – это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденности, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание). Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов – важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?». Уже после 5–6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительных и слуховых раздражителях с их фиксацией в течение 1–2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.

Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием лица, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название «комплекс оживления». Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить с взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается с взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития – младенчеству (до конца первого года).

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды – к субъективации желания, т. е. к появлению желания, стремления для самого ребенка; к разрушению исходной общности со взрослым, становлению некоей первой формы «Я» (Я-желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникнет Я-действующий.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни становится ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Так словом «шар» малыш обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) – это шляпа, косынка, кепка и др. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как его деятельность осуществляется совместно со взрослым, то речь малыша ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарный запас. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов. Слова, которые употребляет малыш в своей речи, становятся обозначением сходных предметов.

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это период его повышенной восприимчивости к речи окружающих, поэтому его еще называют сензитивным (благоприятным для развития речи ребенка). Формирование речи в этом возрасте – основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (ситуация, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей (подражают взрослым). В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. п., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами-заменителями.

В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р. Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.

1.2. Психологические особенности человека в дошкольном возрасте

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Учебник"

Книги похожие на "Психология. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Голенков

Андрей Голенков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Голенков - Психология. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Психология. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.