» » » » Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза


Авторские права

Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза
Рейтинг:
Название:
Философские проблемы междисциплинарного синтеза
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1810-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Описание и краткое содержание "Философские проблемы междисциплинарного синтеза" читать бесплатно онлайн.



Целью монографии, подготовленной на базе Центра философско-методологических и междисциплинарных исследований Института философии НАН Беларуси, явилось обсуждение опыта, достижений и проблем, связанных с конкретными формами междисциплинарного синтеза, в котором продуктивно участвует философское знание.

Будет полезна ученым естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля, специалистам в области конвергентных дисциплин, преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам и студентам, всем, кто интересуется актуальными проблемами междисциплинарного научного познания.






В связи с этим в вузах и академиях страны целесообразно (и необходимо) организовать расширенные циклы лекций для овладения сутью нового знания. Его генерируют ориентированные на решение проблем системного синтеза и системного качества трансдисциплинарные (метанаучные) проекты, включая, разумеется, и синергетику, и гармонистику как располагающие средствами обеспечения гармонизации структур и составов, коллективного поведения и коллективного действия.

Когда речь идет о самореферентных, самоорганизующихся, эволюционирующих, открытых, проточных системах, обладающих определенным образом ограниченным структурным и функциональным разнообразием и в естественных процессах стремящихся обрести свою целостность, градус персональной свободы в обществе неуклонно возрастает, предъявляя свой счет и к науке – переходить от логики в качестве последовательности необходимостей к совокупностям и множествам как ансамблям, неравновесным системам, способным самоорганизационно варьировать свои внутренние степени свободы. И с активной опорой на онтологически высокозначимые законы меры и гармонии, постигая критические точки, фазовые состояния, норму и патологию, процессы эволюции этих многомерных объектов, удается получить массу новых знаний, путь к которым до поры до времени был перекрыт «диктатурой логико-аналитизма» и детерминизма.

Благодаря выходу на арену научной мысли коллективного субъекта, а также укреплению отношений демократии в целом по всему обществу новый подъем наук, появление новых образовательных тактик и стратегий уже прорисовывается не как мираж, а как реальная перспектива, весьма значимая для будущих состояний общества, где основной производительной силой становится интеллектуально зрелый, насыщенный инновационными устремлениями креативный класс.

Гегель отметил, что «всякая теория резюмируется в методе», в силу чего теория, не создавшая метода, не вправе называться таковой. Креативный субъект, каковым становится окончивший вуз специалист, входя в жизнь, должен изгнать из себя закоснелую практику следования по накатанной колее, уйти от того, чтобы придерживаться традиционного видения и понимания мира, уметь находить в нем оригинальное и уникальное, необычное и редкое, учиться преодолевать традиционные заблуждения. Подготовка «креативного класса» как основы будущего общества[26] – основная перспективная цель современной системы образования.

Если ставить целью решение такого рода трансформационных задач прежде всего в воспитательно-образовательном смысле, то первое, ключевое, звено здесь, с чего следует начинать реализовывать и программно обеспечивать стратегическое направление в их решении, – человек, в первую очередь молодой человек: от ребенка младенческого возраста до состояния взрослости. И дети, и те, кто их воспитывает и обучает, должны быть окружены максимальным вниманием, поскольку именно те, кого и как мы растим и воспитываем сегодня, будут демонстрировать адекватное отношение к судьбам своей родины завтра и в более далеком будущем. Образцового отношения к детям достаточно много в мире, чтобы, наряду со всем тем позитивным, что было десятилетиями и столетиями достигнуто в славянском мире, позаимствовать необходимый в данном отношении опыт образования и воспитания. Помимо прекрасного наследия древних греков с их образовательно-воспитательной системой под названием пайдейя[27], это и Финляндия, и Япония, и некоторые другие современные государства, где дети с давних времен составляют предмет первостепенной заботы и внимания, развиваются свободно и получают достойное образование.

Реализация принципов свободы слова, мировоззренческого выбора, совести, убеждений предполагает тотальную, круговую толерантность – уважительное, терпимое отношение к разным формам и способам поисков целей и смыслов жизни, поддержку формирования внутренней цельности личности в стремлении ее к высоким идеалам. Есть все основания полагать, что именно она, такая стратегия воспитания и образования, очеловечив человека, позволила бы кратчайшим образом научно обеспечить ускорение и устойчивость развития его и общества на магистральном пути в будущее, сохраняющем общечеловеческие, христианские и национальные ценности (любовь, сострадание, милосердие, покаяние и др.) как составляющие гуманистической морали и жизнеутверждающего мировоззрения.

В синергийном их соединении это обеспечивало бы раскрытие созидательного потенциала и творческой энергии каждого, способствуя гармоничному развитию личности во всей совокупности ее позитивных ценностных, ориентаций и устремлений. С учетом объективного, естественно сущего селекционирующего действия принципа однополярной доминации становится преобладающей та или другая сторона интеллекта в зависимости от доминирования в нем одного из четырех базовых субстанциальных качеств: разума, чувств, веры, воли.

Доминирование в человеке одного из таких атрибутов, как антропоцентрических измерений личности, определяет тип его сущности: человек рациональный, человек волевой и т. д. Они, эти собственные атрибуты человека, наличествуя в различных удельно-весовых позициях в каждом конкретном человеке в качестве измерений его подлинного достоинства и специфики его социо-антропоморфного типажа, способны послужить платформой для развертывания и углубления личностного «Я». Ими определяется не только характер культуры человека, но и специфика индивидуальной программы подготовки его к жизнедеятельности в обществе, к устремленности в то или иное креативное пространство.

Проблема преобразования образовательной системы общества и адекватного развития средств и методов познания с креном в сторону ассимиляции существующим корпусом знаний знания трансдисциплинарного сегодня стоит особенно остро: и в мире в целом, и в стране в частности слишком явны признаки системного кризиса, возникшего также и на почве обострившегося дефицита тех знаний, которые были бы адекватны современным процессам развития экономики. Кризис же, как известно, чреват тотальным коллапсом хотя бы по той причине, что сущее не желает быть плохо управляемым[28]. И если, как заметил X. Ортега-и-Гассет, философ есть «специалист по универсумам»[29], как глобальному, так и множеству локальных, то философским наукам должно быть вменено в обязанность самое плотное исследование данных аспектов бытия, что есть их прямое предназначение на современном этапе развития познания и функционирования общества.

1.3. Фундаментальные формы когнитивной холизации

Понятие когнитивной холизации (как синоним для его обозначения часто употребляется термин «холизация знания») активно входит в исследовательский инструментарий современной науки. В широком смысле оно выражает любой процесс целесообразного объединения знаний. В экономических исследованиях на основе холистического подхода разрабатываются модели инновационной политики[30], способы аккумулирования и практической ассимиляции «рассеянного знания»[31]. Наряду с генерированием разнообразия принцип холизации по-прежнему остается одним из краеугольных в техническом творчестве и в настоящее время успешно используется в сфере технического образования для преодоления возникающих проблем[32]. В философско-методологических и предметных разработках по проблемам сознания, соотношения различных форм сознания в духовном освоении реальности, формирования рациональной духовности данное понятие выступает как системообразующее[33].

В этом плане примечательны труды американского психолога К. Уилбера, который для обозначения образований (равно как материальных, так и духовных), обладающих органической целостностью (устойчивостью) и предрасположенностью (креативностью), ввел понятие «холон»[34]. «Многие философы, – отмечает он, – обнаружили, что очень трудно перейти от нейронов прямо к рациональному сознанию; но вместо одного гигантского (и сбивающего с толку) скачка мы имеем серию мини-скачков (от нейронов к спинному мозгу, к древнему стволу мозга, к лимбической системе первых млекопитающих и к новой коре), которую, по-видимому, легче понять (как соответствующее внутреннее развитие от ощущения к восприятию, побуждению, эмоции, образу, понятию, правилу и рациональности) – и все они представляют собой холоны, подлинные сложные индивидуальности… Холоны обладают организацией и внутренними аспектами (каждое целое является частью, и поэтому у любого холона есть внутреннее и внешнее), тогда как агрегаты ими не обладают»[35].

В создаваемый таким образом широкий мировоззренческий контекст хорошо вписывается современная энактивная гносеология, ключевое положение которой декларирует необходимость целостной системы сведений (знания), необходимых для ориентации в ситуациях действования[36]. Не обсуждая сильные и слабые стороны названной концепции[37], отметим ее приемлемость в качестве адекватного контекста для анализа сущности и форм когнитивной холизации как в сфере познавательной деятельности (в частности научного познания), так и в русле включенности когнитивных процессов в другие сферы жизнедеятельности общества. В первом аспекте ведутся интенсивные исследования с середины XX столетия, во втором – в основном в последние два десятилетия в связи с необходимостью осмысливать пути научного обеспечения крупных проектов посредством междисциплинарных, трансдисциплинарных и кросс-дисциплинарных разработок.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Книги похожие на "Философские проблемы междисциплинарного синтеза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Отзывы читателей о книге "Философские проблемы междисциплинарного синтеза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.