» » » » Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза


Авторские права

Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза
Рейтинг:
Название:
Философские проблемы междисциплинарного синтеза
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1810-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Описание и краткое содержание "Философские проблемы междисциплинарного синтеза" читать бесплатно онлайн.



Целью монографии, подготовленной на базе Центра философско-методологических и междисциплинарных исследований Института философии НАН Беларуси, явилось обсуждение опыта, достижений и проблем, связанных с конкретными формами междисциплинарного синтеза, в котором продуктивно участвует философское знание.

Будет полезна ученым естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля, специалистам в области конвергентных дисциплин, преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам и студентам, всем, кто интересуется актуальными проблемами междисциплинарного научного познания.






Ученые стремятся придать смысл наблюдениям за явлениями путем конструирования их объяснений с помощью общепринятых научных принципов. Достоинством новых теорий может быть их способность проявить связь между явлениями, которые ранее казались не связанными. Важное свойство новых теорий – это их предсказательная сила: они должны соответствовать также наблюдениям, которые не были известны в момент создания теории. Причем предсказательная мощь теории не обязательно проявляется в предсказании событий и наблюдений в будущем. Теория может также раскрывать события прошлого, которые были неизвестны или не были хорошо изучены в момент ее формирования.

Так, разные теории о происхождении современного человека, построенные на основе анализа ископаемых останков предков современного человека, могут быть уточнены и скорректированы с помощью новых находок либо с учетом реконструкции событий в истории планетарной системы или истории биосферы. Новые возможности в этой области открываются в связи с расшифровкой генома человека и разработкой методов анализа древней ДНК. Аналогичные трудности преодолеваются при изучении ряда очень медленных процессов, таких как возникновение гор и старение звезд.

Нельзя не отметить, что научные данные сопровождаются разными способами их интерпретации, записи и представления, и немаловажную роль играет как таковой выбор данных для первоочередного рассмотрения. Погрешности и отклонения при выборе метода, взятии образцов, использовании приборов и инструментов связаны с личными качествами и психологией исследователя. Каждый исследователь желает и ожидает, что он и его коллеги могут избежать таких искажений, но не всегда удается достигать полной объективности. Одним из способов защиты против скрытых погрешностей в ходе исследования является участие в этом процессе разных исследователей, а также создание параллельных тематических групп.

В науке принято обращаться к объективным и заслуживающим доверия источникам научной информации. Однако в истории науки зафиксированы случаи, когда заслуженные авторитеты ошибались и оказывались несостоятельными по объективным или субъективным причинам. Вместе с тем новые идеи, которые не стыкуются с принятыми идеями мейнстрима, могут встретить серьезную критику, испытывать трудности при поиске социальной и моральной поддержки. Даже знаменитые ученые иногда отказываются признавать новые теории, несмотря на то, что уже было накоплено достаточно весомых научных доказательств, чтобы убедить других коллег. Однако в долгосрочной перспективе о достоинствах теории судят по ее роли и полученным результатам. Если появляется новая или улучшенная версия теории, которая объясняет больше феноменов и отвечает на большее число важных вопросов, чем предыдущая, то именно эта версия в конце концов займет место старой.

Наука как область человеческой деятельности имеет индивидуальное, институциональное и социальное измерения. Наука и технология нашего времени предстает в виде сложной социальной деятельности, которая требует значительных человеческих, материальных и финансовых ресурсов[47]. Так, по данным Института статистики ЮНЕСКО (2010 г.), лидирующими странами мира по расходам на исследования и развитие инноваций (в % от ВВП) являются: Израиль – 4,8, Япония – 3,4, США – 2,7 и Германия – 2,5. Важную роль в развитии науки играет распространение информации о новых знаниях в научном сообществе. Для этой цели служат тысячи научных журналов, организация дисциплинарных конгрессов, конференций и симпозиумов, публикация монографий и учебников. Эта работа дает возможность информировать научное сообщество о получении новых знаний, подвергать критике выдвигаемые идеи и теории, дает возможность быть в курсе, в каком направлении движется вся мировая наука. Развитие информатики и информационных технологий затрагивает всю науку и ускоряет научный прогресс, сокращает время от получения новой информации до ее использования в практической деятельности. Компьютерные технологии облегчают и ускоряют создание общедоступных баз данных, их анализ и компиляцию результатов. Эта работа повышает социальный статус науки как одной из важнейших производительных сил нашего времени.

Науку можно представить в предметном плане в качестве общности различных научных областей и содержательных дисциплин. В физике, биологии, химии, гуманитарных науках насчитываются десятки самостоятельных дисциплин, которые имеют свою предметную область и свои методы исследований. Это результат процесса дифференциации наук, который связан с историей каждой дисциплины, ее целями, объектом исследования, системой понятий и специфическим языком. Однако все они базируются на общей философии познания, способах верификации новых знаний, использовании общих методологических инструментов познания.

Вместе с тем разные дисциплины развивают свою картину изучаемой реальности и свой язык описаний, что часто затрудняет коммуникацию между представителями разных дисциплин. Дисциплинарное поле может не иметь четко очерченных границ; часто наблюдается их перекрытие или трансгрессия. Возникающие пограничные области являются плодотворным объектом для междисциплинарных исследований и открытия новых научных фактов и явлений. Так, достижения в области физики влияют на прогресс химии, геологии, астрономии, а физические и химические знания стимулируют развитие биологии, психологии и медицины. Пограничные области знания с течением времени превращаются в самостоятельные дисциплины, а затем они вновь дифференцируются в новые субдисциплины. Таким путем появились астрофизика, астробиология, социобиология, биофизика, биохимия, геохимия, глобальная экология и др.

Поэтому процесс дифференциации познавательного процесса дополняется процессом синтеза знаний. Монодисциплинарные исследования в настоящее время постепенно уступают место мульти-, меж – и трансдисциплинарным, которые различаются по степени интеграции процесса познания и полученных знаний с целью возвращения свойств целостности объектам познания и их научной идентификации.

В развитии науки имеется своя внутренняя логика, но темпы ее развития зависят от многих социальных факторов. Каждое поколение людей получает от предыдущего поколения определенный корпус научных знаний и затем вносит свой вклад в его наращивание. Это приводит к экспоненциальному росту полезных знаний: время удвоения существующего объема знаний постепенно сокращается и составляет около 10 лет, а в областях микроэлектроники и информатики – около 5 лет. Сокращается также период времени между открытием новых явлений и их практическим использованием.

Функционирование науки как социальной системы

Правительственные агентства, академии наук, университеты, промышленные корпорации участвуют в организации и проведении научных исследований, а также в их социально-экономической поддержке. Высокая стоимость и сложность решаемых научных проблем способствуют реализации международных научных проектов, таких, например, как Международная космическая станция или проект «Геном человека». Мы стали свидетелями возникновения крупных государственных и частных фондов, которые финансируют исследования, обещающие быстрое практическое применение, а также фундаментальные исследования, имеющие очевидную важность лишь в долгосрочной перспективе (проект адронного коллайдера или проект «Геном человека», а также, к примеру, проект создания искусственного бифштекса из стволовых клеток). Фонды имеют возможность влиять на выбор предмета исследований различными лабораториями и группами ученых посредством их избирательной финансовой поддержки. Государства создают контрольные органы, которые наблюдают за организацией и проведением исследований и разрабатывают правила их проведения в случае, если эти исследования могут нести потенциальную угрозу для здоровья и моральных ценностей социума.

Важную регулятивную функцию выполняют общепринятые этические нормы научного исследования. К ним относятся аккуратное ведение протоколов наблюдений, открытость, повторяемость результатов, критический анализ работ рецензентами, неуклонное соблюдение профессиональных поведенческих норм.

Случается, что в погоне за первенством в публикации идей или наблюдений отдельные ученые могут скрывать информацию или фальсифицировать полученные результаты. Возможны и нарушения научной этики в процессе исследования, которые, в частности, могут касаться живых существ: подопытных животных или пациентов клиник. Обязанность экспериментатора заключается в том, чтобы создавать комфортные условия существования для подопытных животных, не причинять им без нужды ненужной боли. В случае проведения наблюдений на людях обязательным условием является получение от них информированного согласия на такие познавательные действия даже в том случае, если это может отразиться на результатах или ограничить объем получаемых данных. Такое информирование предполагает открытие для наблюдаемого лица всех возможных рисков для здоровья, а также ожидаемой пользы от проводимых исследований и ясное подчеркивание права наблюдаемого отказаться от участия в исследовании. Исследователь не имеет права самовольно информировать о состоянии здоровья без ведома и согласия своего пациента его сотрудников, студентов, соседей или представителей общественности, а также о возникающих в этой связи возможных рисках его правам собственности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Книги похожие на "Философские проблемы междисциплинарного синтеза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философские проблемы междисциплинарного синтеза"

Отзывы читателей о книге "Философские проблемы междисциплинарного синтеза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.