» » » Людмила Долинская - Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности


Авторские права

Людмила Долинская - Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности

Здесь можно купить и скачать "Людмила Долинская - Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Долинская - Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности
Рейтинг:
Название:
Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9907453-2-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности"

Описание и краткое содержание "Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности" читать бесплатно онлайн.



В монографии излагаются теоретико-эмпирические результаты исследования особенностей личностного развития воспитателей, учителей, преподавателей колледжей и вузов в процессе инновационной деятельности.

В работе рассматриваются актуальные проблемы развития стратегий самоутверждения педагогов разных профессиональных групп, проблемы гармонизации «Образа-Я» педагога в инновационной деятельности.

Материалы монографии могут быть использованы при изучении курсов «Личность в инновационном процессе», «Психологическая готовность педагогов к инновационной деятельности», «Психологические барьеры в инновационной деятельности учителей», «Психолого-педагогическая инноватика».






Феномен самоутверждения рассматривается также и в работах К. Хорни (1993). Самоутверждение личности в концепции К. Хорни может быть представлено, как стремление индивида разрешить противоречие между потребностями и социокультурными возможностями их достижения. Потребности человека представлены через его отношения. К. Хорни выделяет следующие типы ведущих отношений личности: отношения любви, привязанности и расположения человека; отношения, связанные с оценкой «Я»; отношения, связанные с самоутверждением; агрессией; сексуальностью.

Другой способ самоутверждения личности описан в работах представителя неопсихоанализа Харальда Шульц-Хенке. По его словам, агрессия и признание составляют единое целое, а потому к понятию переживания агрессивного побуждения добавляется также термин «стремление к самоутверждению». Именно агрессивное побуждение Шульц-Хенке соотносит со стремлением к самоутверждению.

В концепциях гуманистических психологов (Маслоу А., 1954, 1968; Роджерс К., 1970; Фромм Э., 1992 и др.) самоутверждение представлено как высший уровень функционирования личности по направлению к ее самоактуализации или «полноценному функционированию». Такая личность характеризуется рядом свойств: открытость новому опыту, способность жить настоящим, стремление к наиболее полной реализации каждого момента, доверие собственным внутренним побуждениям и интуиции, способность принимать решения. Именно такой человек конструктивно утверждает себя и постоянно находится в процессе дальнейшей самоактуализации.

Таким образом, анализ разнообразных концепций свидетельствует о большом внимании к личностной активности и самоутверждению в рамках зарубежной психологии. Однако в большинстве из них феномен самоутверждения присутствует имплицитно, как скрытая мотивация поступков и отношений личности. Это понятие всегда имманентно присутствует там, где возникает проблема исследования и психологического осмысления субъективно-пристрастного отношения личности к тому, чем она является, чего достигла, что для нее более значимо, к чему стремится и на что направлена ее активность.

Феномен самоутверждения приобретает специфическое содержание в зависимости от того, какая психологическая модель избирается в качестве объяснительной. В моделях типа «пассивная личность – активная среда» феномен самоутверждения играет второстепенную роль. Чем более усиливается компонент личностной активности, тем большую значимость приобретает самоутверждение. Если в психоаналитических подходах самоутверждение способствует снятию психологической напряженности, неопределенности и прочее, то в гуманистически ориентированных концепциях, построенных по типу «активная личность – активная социальная среда» самоутверждение приобретает значение самоактуализации, личностного роста в саморазвитии личности.

Основная заслуга психоаналитиков – представителей разных направлений: индивидуальной психологии, психологии Я, неопсихоанализа, состояла в том, что они впервые сформулировали проблему самоутверждения личности, подчеркнув ее достойное место среди других проблем, которыми занимается глубинная психология.

Исследователи стали проявлять серьезный и устойчивый интерес к феномену самоутверждения человека и особенно тогда, когда он достиг той своей формы, которая является высшей, наиболее конструктивной, эффективной, т. е. формы самоутверждения человека в качестве личности.

В отечественной психологии проблема самоутверждения рассматривалась в процессе целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным окружением (Асеев В. Г., 1976; Барабанщиков А. В. и др., 1967; Глоточкин А. Д., 1972; Дьяченко М. М., 1975; Евстратов В. Д., 1969; Каширин В. П., 1979, 1984; Мерзляк Л. Е., 1975; Мудрик А. В., 1977, 1990, 1998; Осипенко Е. Ф., Петровский А. В., 1979; Петровский В. А., 1992; Никитин Е. П., 2000; Никулина Т. А., Харламенкова Н. Е., 2000 и др.). В этих работах подчеркивалась социальная детерминированность феномена самоутверждения, в основе которого лежит построение должного образа личности в оценках и мнениях окружающих.

Как мы уже отмечали, в психологических исследованиях феномен самоутверждения сопоставляется совместно с понятиями самосознание, самооценка, самовыражение, саморегуляция, самораскрытие, самоопределение, саморазвитие (А. В. Беляева, М. И. Ситникова, И. Ф. Исаев, А. И. Кочетов, И. Б. Котова, И. С. Якиманская и др.) [128, с. 28].

Н. И. Рейнвальд [170, с. 79] в своих исследованиях, отождествляя самоутверждение и самореализацию, указывает, что самоутверждение должно быть использовано в качестве единой основы при изучении и квалификации всех остальных потребностей. По ее мнению, ведущим, интегрированным стимулом любой человеческой активности является потребность в самоутверждении, которая неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии. Согласно Н. Рейнвальд, в бесчисленных конкретных формах самоутверждения и самовыражения обнаруживается присущее всему живому стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования. Человеку на высших ступенях развития общества свойственно возрастающее стремление к самоутверждению путем максимального творческого самораскрытия, самовыражения [170, с. 153].

Часто самоутверждение связывается со стремлением человека к самостоятельности. А. В. Петровский [149, с. 139] называет самоутверждение «потребностью в персонификации» [129, с. 29]. Исторический процесс персонификации личности широко показан И. С. Коном [85, с. 89].

Более общую, глубокую и релевантную теорию самоутверждения оказалось возможным построить на базе исследования таких психических феноменов, как самораскрытие, самопринятие, Я-концепция.

Некоторые авторы раскрывают процесс самоутверждения как проявление лучших, внутренних потенций личности. Социально значимое самоутверждение – это постоянное выявление и закрепление в общественном сознании своих лучших, наиболее достойных качеств, это обусловленность действием своего внутреннего достоинства [223, с. 201].

В целом подробный, систематический и целевой анализ проблемы самоутверждения личности в современной психологии проводился в работах Н. Е. Харламенковой и Е. П. Никитина. Выделяя значение исследований в области изложения сущности самоутверждения, следует подчеркнуть разработанную ими типологию самоутверждений личности [136].

По характеру целеполагания они выделяют три типа: самоцельные самоутверждения с ярко выраженной формой и расплывчатым, абстрактным содержанием; целенаправленное самоутверждение с определенностью целей и средств их достижения, которое имеет два подтипа: консервативный (сохранение достигнутой позиции) и прогрессивный (попытка подняться вверх); нецеленаправленное самоутверждение, когда нет цели самоутвердиться.

Второе основание для классификации типов самоутверждения – это средства, с помощью которых они осуществляются. В данном случае выделяются внешние и внутренние самоутверждения.

Внешние самоутверждения достигаются за счет обладания приобретенными предметами (любые вещи: машины, драгоценности, одежда и др.), а также одушевленными существами – животные, члены семьи, знакомые.

Внутренние самоутверждения связаны с созданием каких-либо ценностей, предметов путем реализации внутренних способностей (способность обучать, воспитывать, производить что-то). Данный вид самоутверждения чрезвычайно важен при реализации инновационной деятельности учителя.

По результатам самоутверждения выделяются доличностные и личностные. «В доличностных самоутверждениях человек в конечном итоге утверждает себя в качестве элемента, части некоего целого (системы, совокупности). Существуют два подтипа доличностных самоутверждений – инклюзивный и состязательный» [136, с. 74].

В инклюзивном самоутверждении человек утверждает себя в качестве элемента, части некоего целого, при этом никак не выделяя себя из массы других элементов. Однако само целое он выделяет как лучшее среди подобных. Например, педагог гордится своей принадлежностью к инновационному движению «Эврика», которое будет интерпретироваться им как самое лучшее. В состязательном самоутверждении человек стремится доказать, что он – лучший из данного ограниченного множества людей.

Личностные самоутверждения основаны на утверждении о том, что личность представляет собой неповторимое человеческое образование, уникальный микрокосм. Задача личностных самоутверждений и состоит в создании такого микрокосма. «Построение уникального человеческого микрокосма, безусловно, предполагает использование уникальных же средств и механизмов и потому, разумеется, здесь невозможны разработка и применение каких-либо универсальных и в то же время достаточно операционализированных, конкретных рецептов» [135, с. 76].

По механизмам самоутверждения авторы данной типологии выделяют два типа: самоутверждение путем отрицания другого (других) и самоутверждение путем самоопределения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности"

Книги похожие на "Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Долинская

Людмила Долинская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Долинская - Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.