» » » » А. Рихтер - Правовые основы журналистики. Учебник


Авторские права

А. Рихтер - Правовые основы журналистики. Учебник

Здесь можно купить и скачать "А. Рихтер - Правовые основы журналистики. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Правовые основы журналистики. Учебник
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовые основы журналистики. Учебник"

Описание и краткое содержание "Правовые основы журналистики. Учебник" читать бесплатно онлайн.



Рецензенты: Ю. В. Лучинский, д-р филол. н.; С. Н. Шевердяев, канд. юр. н. Издание третье, испр. и дополн. Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика». В книге широко используются нормативные правовые акты РФ и решения судов. Для студентов журналистики вузов, а также для журналистов, стремящихся повысить уровень своих правовых знаний.






Учредителем печатного или сетевого издания нередко выступает главный редактор, трудовой коллектив журналистов, некоммерческое партнёрство, политическая партия, профсоюз, другое общественное объединение. Например, учредителем газеты «Московский комсомолец» и электронного периодического издания «МК.ru» выступает её главный редактор. А вот учредителем журнала «Работница» и электронного издания «Журнал «Работница» («rabotnitsa.ru»), является некоммерческое партнерство «Редакция журнала «Работница»26.

Возможен другой путь, когда те или иные уже существующие юридические лица учреждают СМИ, заключают с ними договоры и берут на себя решение вопросов хозяйственной деятельности. Например, одним из учредителей газеты «Советский спорт» наряду с ЗАО «Советский Спорт», является Олимпийский комитет России. Но интернет-сайт www.sovsport.ru как СМИ учредило только ЗАО «Советский Спорт». Нередко государственный или – что ещё чаще случается – муниципальный орган, учреждая СМИ, создаёт подразделение внутри самого себя, которое и выполняет функции редакции и (или) издателя, распространителя СМИ.

Как юридическое лицо субъект хозяйственной деятельности характеризуется следующими признаками. Во-первых, он владеет некоторым имуществом – либо в собственности, либо в управлении, либо в распоряжении (помещение, серверы, студия и т.п.), в то время как сама по себе редакция имущества не имеет. Во-вторых, юридическое лицо обладает правом заключать имущественные и неимущественные сделки и отвечать по принятым на себя обязательствам. В-третьих, способен выступать истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Рассмотрим возможную схему по выпуску издания. Предположим, что студенты факультета журналистики решили издавать газету – назовём её «Вчера». Сами из числа студентов создали редакцию, избрали редактора и попросили кого-либо из сокурсников, например отличников, стать учредителями этого издания. Руководствуясь законом о СМИ, эти «учредители» получили в Роскомнадзоре свидетельство о регистрации средства массовой информации под названием «Вчера». Редакция и учредители заключили учредительный договор, по которому отличники обязались помогать редакции в работе, распространять газету среди друзей, продвигать её на рынке и т. д. Журналисты редакции в свою очередь должны были писать статьи, делать фотографии и рисовать для газеты шаржи. Но после того как договор был заключён, выяснилось, что у студентов нет денег на издание даже первого номера. Тогда они обратились к знакомым бизнесменам – Иванову, Петрову и Сидорову с просьбой помочь издавать газету с обещанием вернуть их расходы с лихвой, когда через год издание будет приносить миллионы прибыли. В качестве гарантий им предлагают стать соучредителями. Специально для такого случая бизнесмены создают акционерное общество и называют его «Закрытое акционерное общество «Редакция газеты «Вчера»». Такое название было дано не случайно: оно говорило о том, что другая сторона бизнеса этих лиц (например, торговля компьютерами) к этому предприятию не имеет никакого отношения. К тому же, если не имеющей статуса юридического лица студенческой газете предъявят иск на 100 млн. рублей, отвечать придётся её учредителю. Если же газетный и компьютерный бизнес будут объединены и на общем счёте будет искомая сумма, риску подвергнутся все деньги.

Итак, Иванов, Петров и Сидоров создали закрытое акционерное общество – ЗАО, кстати, самую распространённую на сегодня форму хозяйственного субъекта в сфере СМИ. ЗАО «Редакция газеты „Вчера“» выпускает акции, но они не поступают в открытую продажу (потому оно и закрытое общество), а распространяются среди «своих». Скажем, 25% дали редакции и другим учредителям СМИ, чтобы материально заинтересовать журналистов в коммерческом успехе газеты, а 75% распределили между собой Иванов, Петров и Сидоров. Прежде чем вступать в бизнес, новому ЗАО также необходимо зарегистрироваться, но уже не в Роскомнадзоре (потому что создаётся субъект хозяйственной деятельности, а не средство массовой информации), а в инспекции Федеральной налоговой службы, как всем другим предприятиям, фирмам, банкам и т. д. В результате появилось две организации, которые, с одной стороны, тесно связаны между собой, а с другой – независимы друг от друга. У каждой есть своя регистрация, свой устав, свои учредители. В нашем случае учредителями закрытого акционерного общества могут быть тот же редакционный коллектив газеты плюс Иванов, Петров, Сидоров – итого четыре учредителя.

При такой схеме создаётся множество внутренних проблем и неувязок. Во-первых, что происходит, если ЗАО недовольно тем, что газета вместо прибыли приносит одни убытки? Что ему делать? ЗАО может смириться с этим, рассчитаться с долгами и ликвидироваться или может приложить усилия, чтобы вернуть свои инвестиции. Для этого оно, предположим, попробует сменить редактора и начать выпускать более «жёлтую» газету, которая будет более успешна у читателей не поколения родителей студентов, а у студентов. Или, наоборот, у бабушек и дедушек, потому что у ЗАО есть под них хороший рекламодатель. Редакционный коллектив, другие учредители издания, могут возражать против такого решения, утверждая, что редактор – достойный профессионал, что они ему полностью доверяют и все им в редакции довольны, проблема же состоит в том, что читатель не дорос до нужного интеллектуального уровня и поэтому не покупает газету. Неизбежно возникает конфликт. Вероятнее всего, по редакционному уставу ЗАО не сможет сменить редактора. Иванов, Петров и Сидоров попытаются оказать давление на других учредителей газеты, и если последние поймут, что, разорвав отношения с ЗАО, они разорятся, то пойдут на какие-то уступки. Если же они этого не поймут и не согласятся с мнением ЗАО, то начнётся война, в которой обычно нет победителей. Устранить редактора, защищённого законом о СМИ, ЗАО может в редких случаях. Убедить бизнесменов продолжать вкладывать деньги в убыточное предприятие тоже практически невозможно. В результате Иванов, Петров и Сидоров теряют свои деньги, а студенты соответственно ищут возможность партнёрства с другим ЗАО…

Содержание устава юридического лица и устава редакции

Нельзя смешивать устав юридического лица, которое обеспечивает материально-техническую базу печатного или сетевого издания, теле- или радиопрограммы или канала, с уставом редакции СМИ, предусмотренным законом о СМИ. Устав юридического лица регламентирует финансовые вопросы и вопросы управления юридическим лицом, в то время как устав редакции затрагивает совершенно иной круг проблем, т.е. содержательно эти уставы представляют собой разные юридические документы.

Если, например, юридическое лицо по своей форме является акционерным обществом, то в соответствии с гражданским законодательством оно обязано иметь устав, который определяет:

1) количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, размещаемых обществом;

2) права акционеров – владельцев акций каждой категории;

3) размер уставного капитала общества;

4) структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

5) порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

6) сведения о филиалах и представительствах общества.

Что же касается устава редакции, то в соответствии со статьёй 20 закона о СМИ в нём должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора (например, совпадают ли редакция и учредитель в одном лице, является ли редакция отдельным юридическим лицом или подразделением юридического лица на правах отдела, а также вопросы распределения компетенции между органами управления редакцией и органами учредителя – юридического лица);

2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции (в том числе его участие в принятии принципиально важных для редакции решений);

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава.

В уставе редакции могут быть предусмотрены любые не противоречащие законодательству обязательства учредителя финансировать подготовку и выпуск зарегистрированного им средства массовой информации, а также обязательства редакции, связанные с подготовкой СМИ, сохранением или достижением определённого рейтинга, доли рынка, тираж, числа обращений к нему, уровня рекламных доходов, решены вопросы распоряжения доходами от редакционной деятельности и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовые основы журналистики. Учебник"

Книги похожие на "Правовые основы журналистики. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Рихтер

А. Рихтер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Рихтер - Правовые основы журналистики. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Правовые основы журналистики. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.