» » » » Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона

Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона

Здесь можно купить и скачать "Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона
Рейтинг:

Название:
Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона
Издательство:
ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3304-5
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Описание и краткое содержание "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" читать бесплатно онлайн.



Монография освещает проблемы партиципарной коммуникации и специфику ее реализации в мурманской прессе в диахронии и синхронии. Предназначается для всех интересующихся проблемами региональной журналистики, исследователей теории коммуникации, а также для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 031300.62 (42.03.02) Журналистика и магистратуры 031300.68 (42.04.02) Журналистика очной и заочной формы.






Ольга Иванищева

Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона

Предисловие

Обращение к региональным средствам массовой информации актуально с нескольких точек зрения.

Во-первых, регионализация медийного пространства сопровождается глобализацией в мировом масштабе и федерализаций в российском. Вэтом плане актуально рассмотреть соотношение этих процессов: с глобализацией мир, в том числе информационный, становится более открытым, одновременно растет стремление к локализации, к региональной идентификации, к сохранению своего мира.

Во-вторых, деятельность СМИ ученые относят к относительно стабильным социальным факторам формирования региональной идентичности. Региональная идентичность предполагает гармоничное сочетание индивидуальной самости и включенности индивида в региональный социум. С точки зрения социологического подхода наиболее адекватным является определение региональной идентичности как результата когнитивного, ценностного, эмоционального процессов осознания принадлежности индивида к своему региональному сообществу, проявляющихся в созидательной деятельности на благо своего региона, укреплении его места и роли в системе территориальных общностей, формировании имиджа региона. Процесс формирования региональной идентичности сложен, это двусторонний процесс. Поэтому очень важно проанализировать как формы взаимодействия региональной газеты со своим читателем, так и выбор читателя.

Новизна данного исследования состоит в том, что в монографии впервые представлен анализ медийного пространства Мурманской области. Работы, дающие обзор мурманской журналистики, – это справочники средств массовой информации (Циркунов 2008; Бакшевников 2012). Справочник И.Б. Циркунова, по словам автора, отвечает на вопрос, «сколько и каких наименований газет и журналов издано на Мурмане» (Циркунов 2008: 13). Книга H.A. Бакшевникова, с 1996 года возглавляющего Мурманскую областную журналистскую организацию, является уникальной историей персоналий мурманской журналистики. Комплексного анализа проблем и специфики мурманской журналистики пока нет. Настоящая монография является первым опытом такого обобщения.

Научная проблема, на решение которой направлена данная работа, – исследование способов взаимодействия средств массовой информации, аудитории и власти, применяемых в региональной практике. Актуальность и научная значимость решения проблемы состоит в том, что современные СМИ существуют в условиях динамично изменяющегося социального пространства. При этом происходит изменение отношений между редакциями средств массовой информации, их аудиторией и властью. В связи с этим возникает закономерная потребность в пересмотре принципов организации массово-коммуникативного процесса. Конкретная задача в рамках проблемы в данной монографии – проанализировать региональное медийное пространство приграничного Арктического региона с точки зрения специфики взаимодействия медиа и аудитории, вскрыть факторы коммуникативных удач и неудач в общении с аудиторией.

В Лаборатории региональной журналистики Мурманского государственного гуманитарного университета исследования специфики партиципарной коммуникации в региональных мурманских СМИ проводятся под руководством автора настоящей работы с 2010 года. В данной монографии использованы материалы работ студентов Мурманского государственного гуманитарного университета А. Богдановой, М. Амбуловой, О. Петровой, Ж. Гугуновой, М. Пашенковой, М. Жегалиной, Е. Смирновой, М. Астаховой, О. Коломиец и Е. Смуровой, выполненных под руководством автора ностоящей монографии.

Глава 1. Теоретические проблемы региональной журналистики

1.1. Понятие региональной журналистики и ее функции в современную информационную эпоху

Российская провинциальная журналистика появилась почти столетие спустя после столичной и значительно отставала от нее в освоении отдельных жанров, публицистических приемов, что обусловливалось недостаточными литературными силами и цензурными условиями ее существования (Анронова 2008: 119).

Понятие «региональные СМИ» («региональная пресса») – понятие неустоявшееся в теории журналистики. Известна его терминологическая неустойчивость: термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике (Овсепян 2005: 278). Основополагающим принципом в выделении этого типа СМИ является фактор территориального распространения1. Хотя часть ученых предлагают учитывать при характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих содержательный и функциональный. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий информационной политики издания с жизнью городского сообщества. Функциональное же предназначение городской прессы как формирование коммуникативной среды (уровня сознания и уровня бытия) – важного фактора устойчивого развития города (см., напр.: Иванова 2005: 6). Первый признак, по нашему мнению, чрезвычайно размыт и дублирует понятие «степень близости к читателю», а второй представляется нам очень существенным и тесно связан с функциями региональных СМИ.

Региональность определяется в сопоставлении со столичностью/федеральностью. При определении региональности СМИ ученые учитывают широту охвата аудитории и наличие/отсутствие обращенности к столичной аудитории. Современные городские газеты занимают прочные позиции в городском информационном пространстве и представляют собой особую систему изданий, объединенных главным категориальным признаком – локальностью (территорией распространения). Однако на функционирование данного типа изданий огромное влияние оказывает учредительский состав и сложившиеся отношения с местной властью, что делает городскую прессу менее плюралистичной по идейным и политическим параметрам (Паленков 2010: 11-12).

В литературе выделяются следующие функции городских газет: 1) информирования – городская газета сообщает о городских происшествиях исобытиях; 2) аналитическая заключается в освещении и анализе политических, экономических и социальных процессов, происходящих в городе; 3) коммуникационная – городская газета является посредником между городской властью и жителями города, отражает разнообразие мнений, настроений городского населения; 4) организаторская выражена в формировании политических взглядов, в побуждении к определенным действиям, в оказании помощи горожанам в конкретных ситуациях, содействии в разрешении споров; 5) социальная (интегрирующая) – городская газета подчеркивает и поддерживает местные традиции, сближает крайние точки социальной вертикали городской общности; 6) воспитательная (просветительская) выполняется городской газетой посредством акцентирования внимания на морально-этических проблемах городского сообщества; 7) развлекательная выражается в наличии в городских газетах публикаций развлекательного, юмористического характера; читатель может использовать ее как средство проведения досуга; 8) рекламно-справочная – городская газета дает практические советы, справки, предоставляет информацию о товарах и услугах; 9) из рекламной может вытекать экономическая функция городской газеты, которая также выражается в экономической направленности издания и предназначенности его бизнес-кругам городского сообщества; 10) политическая функция городской газеты воплощается в полной мере в момент ее активного информационного участия в локальных и общегосударственных политических процессах.

Таким образом, мы видим, насколько многофункциональна городская газета по своей природе (Виннийчук 2009: 24).

1.2. Актуальные проблемы изучения зарубежной и отечественной региональной журналистики

Проблемы регионализации были и остаются актуальной проблемой современной мировой и отечественной теории журналистики.

Изучению местной коммуникации придается большое значение немецкими учеными, которые в последние десятилетия анализируют местные СМИ Германии прежде всего с точки зрения их значения для развития современной демократии. ВГермании, как известно, очень развита региональная пресса, и она имеет хорошую репутацию благодаря высокому качеству комментарийных жанров. Процесс регионализации характерен и для восточных земель. Правда, одновременно продолжается и процесс концентрации в СМИ Германии. Современный процесс концентрации рассматривается учеными и практиками в Германии как негативный. Это процесс привел к монополизации, азначит, ктому, что более трети читателей не имеют возможности выбора между локальными газетами. Региональные газеты, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны аудиовизуальных СМИ, все-таки остаются для читателей «первым и главным источником информации». Этот тип издания в Германии популярен, так как читатель получает газету дома и может уже за завтраком ознакомиться с новостями и местной рекламой, региональная газета более доступна: она всегда «под рукой», читатели отдают газете около 40 минут времени в течение дня, но всегда могут вернуться к заинтересовавшей их информации (Вороненкова 2011: 458-459, 462). Возрастание роли региональной прессы, по мнению В.К. Вершининой, один из признаков общества, идущего по демократическому пути, так как внимание к региональным новостям является признаком возрастания зрелости общества на уровне регионов и возможного повышения доверия к местной власти (Вершинина 2006).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Книги похожие на "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванищева

Ольга Иванищева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванищева - Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона"

Отзывы читателей о книге "Диалог с читателем. Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.