» » » » Александр Баранов - Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)


Авторские права

Александр Баранов - Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)

Здесь можно купить и скачать "Александр Баранов - Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Баранов - Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)
Рейтинг:
Название:
Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-904753-02-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)"

Описание и краткое содержание "Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена первым пятидесяти годам истории Императорского московского воспитательного дома, правопреемником которого является Научный центр здоровья детей РАМН. Архивные документы, медико-статистические материалы из медицинских и исторических журналов и книг позволили достоверно отразить историю возникновения и развития Московского воспитательного дома во второй половине XVIII – начале XIX столетия. В книге показана чрезвычайно важная роль этого учреждения в целом и отдельных личностей в деле охраны здоровья детского населения России. Приведенный иллюстративный материал дополняет воссозданную картину становления Воспитательного дома в Москве. Книга предназначена для врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной педиатрии.






А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Шер

Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)

© Союз педиатров России, 2009

© Оформление. ООО «ДЕПО», 2009

* * *

Введение

История Императорского воспитательного дома в Москве является одной из славных страниц становления педиатрии и акушерства, благотворительности и педагогики в России. Императорский московский воспитательный дом сыграл исключительную роль в деле охраны здоровья детского населения в России. С его создания берёт своё начало государственная система охраны здоровья детей в нашей стране. В результате ряда реформ и реорганизаций в ХХ столетии это старейшее учреждение было преобразовано в Научный центр здоровья детей РАМН, для которого историческим стало Решение Президиума Российской академии медицинских наук (Протокол № 3, параграф 15 от 27 февраля 2008 г.) о признании его, на основании архивных документов, правопреемником Императорского московского воспитательного дома. Учреждение и развитие Московского воспитательного дома отразило на себе все перипетии российского общества за период с XVIII столетия до наших дней.

В России в допетровские времена заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя Церковь. Чаще всего призрение детей осуществлялось при монастырях. В 1705 г. Новгородский Митрополит Иов в Успенском монастыре «завёл пристанище для сирот и зазорно рождённых младенцев» [1]. Это было первое в стране учреждение для сирот и незаконнорождённых детей.

Пётр I сделал призрение детей в России предметом государственных забот. В 1712 и 1714 гг. при нём были приняты указы об открытии госпиталей «для зазорных младенцев, которых жёны и девки рожают беззаконно, при церквах…», чтобы спасти брошенных детей от голодной смерти [2].

В середине XVIII века на проблему сохранения жизни незаконнорожденных детей указал М. В. Ломоносов, написавший своему другу и покровителю графу И. И. Шувалову письмо «О размножении и сохранении народа российского»(1761). Великий учёный в числе других конкретных мер по снижению громадной детской смертности в России предлагал учредить богадельни и дома для внебрачных младенцев [3].

Идея не только сохранить жизнь, но сделать из призреваемых детей граждан, полезных для государства, возникла в эпоху Просвещения, зародившуюся в Российской империи в «золотой век» императрицы Екатерины II. Приверженность идеям просвещения определила характер внутренней политики и тех реформ, которые проведены в долгие годы царствования Екатерины II (с 1762 по 1796 г.) [4]. 1 сентября[1] 1763 года Императрица Екатерина II, поражавшая прогрессивностью взглядов и широтой образовательных замыслов западноевропейских мыслителей, подписала предложенный выдающимся государственным деятелем И. И. Бецким Манифест об учреждении Императорского московского воспитательного дома с госпиталем для бедных родильниц. Этим Манифестом Императрица Екатерина II приняла закон, согласно которому Воспитательный дом объявлялся государственным учреждением. «Сиё богоугодное и благочестивое государственное учреждение, предназначенное для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рождённых младенцев, будет навеки под особым Монаршим покровительством и призрением» [5].

1 сентября (12 сентября по н/c) 1763 г. – день основания Императорского московского воспитательного дома – навсегда вошёл в историю России как знаменательная дата в развитии отечественной педиатрии, акушерства, педагогики, благотворительности, как начало государственной системы охраны здоровья матери и ребёнка.

Глава 1

История создания

1.1. И. И. Бецкой и его прогрессивные идеи

Иван Иванович Бецкой (1704–1795) был видным просветителем XVIII века, автором замечательных работ в области педагогики и охраны здоровья матери и ребёнка, основателем воспитательных домов в России. Г. Р. Державин в своём стихотворении «На кончину благотворителя (И. И. Бецкого)» написал:

Тогда муж мудрый, благотворный,
Кротчайшу славу возлюбя,
На труд полезный, благородный
Свою всю жизнь употребя,
Сирот, науки лобызает,
Приличней жертвы посвящает,
Чем горды божеству мечты:
Луч милости был, Бецкой, ты!

Пользовавшийся особым расположением императрицы и отвечавший в кабинете Екатерины II за просвещение, он был широко образованным, прогрессивных взглядов человеком. И. И. Бецкой родился в Стокгольме. Его отец, князь Иван Юрьевич Трубецкой, при Петре I был взят в плен шведами во время битвы под Нарвой в 1700 г. и в качестве военнопленного был отправлен в Стокгольм, где вступил в брак с баронессой Вреде и прожил с ней там 18 лет. Вернулся в Россию только при Елизавете. Иван Бецкой был его побочным сыном и потому носил только вторую часть фамилии своего отца. Раннее детство И. И. Бецкого прошло в доме его дедушки, барона Вреде. Он получил блестящее воспитание и образование в Европе. Закончив Копенгагенский кадетский корпус, будущий государственный деятель и просветитель провёл в дальнейшем около 15 лет в Париже.

Многие свои идеи И. И. Бецкой заимствовал из трудов известных западноевропейских философов, педагогов и педиатров. На его мировоззрение большое влияние оказал философ, психолог, педагог и врач-педиатр Джон Локк, указавший в своей работе «Мысли о воспитании» о связи умственного, физического и духовного развития. Преемником учения Д. Локка о влиянии внешних факторов на физическое и духовное формирование людей был французский философ К. А. Гельвеций, который в своём трактате «О разуме» полагал, что душа ребёнка является «чистой бумагой, на которой воспитанием можно написать любые письмена» [2]. Именно у К. А. Гельвеция И. И. Бецкой почерпнул идею о возможности создания нового типа людей. Он также был поборником теории «врождённых идей» знаменитого французского философа Ж. Ж. Руссо, согласно которой в человека изначально вложены добрые качества, которые могут развиваться или вытесняться в зависимости от среды его обитания. Ж. Ж. Руссо считал необходимым естественное воспитание ребёнка в процессе игр, занятий с учётом его интересов и темперамента. Кроме того, И. И. Бецкой, вслед за французским философом-просветителем Дени Дидро, который по приглашению Екатерины II провёл около года в Петербурге, поставил вопрос о необходимости женского образования. Именно он отстоял идею создания Смольного института благородных девиц. И. И. Бецкой был убеждён в возможности и необходимости «создания новой породы людей» в России при помощи организации соответствующих воспитательных учреждений. Эту «новую породу» сподвижник Екатерины II представлял себе в качестве третьего сословия по французскому образцу. По мнению И. И. Бецкого, «Пётр Великий создал в России новое поколение людей, а Екатерина II вселяет в них цивилизованный разум» [6]. Это важное заявление подчёркивало, что создание Воспитательного дома являлось составной частью внутренней политики Екатерины II.

В 1721 г. И. И. Бецкой приехал в Россию и, как человек высокообразованный, не ускользнул от внимания нуждавшихся в таких людях Петра I. С 1722 по 1726 г. И. И. Бецкой в Париже состоял секретарём русского посла В. Л. Долгорукого и познавал науки. Знание нескольких иностранных языков быстро выдвинуло молодого человека. В 1729 г. он получил службу в коллегии иностранных дел. Благодаря своему отцу и сестре Анастасии Ивановне Трубецкой И. И. Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны. Однако в 1747 г. из-за дворцовых интриг вынужден был уйти в отставку и отправиться за границу, где путешествовал в течение пятнадцати лет. В начале 1762 г. его вызвал в Петербург Пётр III. Екатерина II, знавшая И. И. Бецкого с самого приезда в Россию и ценившая его образованность, приблизила его к себе [7].

Будучи яркой и незаурядной личностью, И. И. Бецкой предложил ряд проектов создания и реформирования учебно-воспитательных заведений, в частности, Смольного института в Санкт-Петербурге и Екатерининского училища в Москве. Однако проект создания Воспитательного дома был признан для России самым масштабным, амбициозным и принципиально новым. Воспитательный дом включал в себя не только сами приюты, но и родильный дом, госпитали, институты, ссудную кассу. Это учреждение должно было стать местом формирования из детей-подкидышей, «зазорных младенцев», в людей нового типа, так называемого третьего сословия, т. е. людей, свободно живущих своим трудом, в том числе и интеллектуальным. В этом И. И. Бецкой видел залог нравственного возрождения всей нации [7]. Своё отношение к незаконнорожденным детям он выразил словами: «Что может быть жалостнее, чем новорожденный младенец, который всякой помощи лишён и неминуемой гибели подвержен безвинно и безвременно?.. Не первый ли тот предмет сострадания человеческого быть должен?» [8].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)"

Книги похожие на "Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Баранов

Александр Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Баранов - Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)"

Отзывы читателей о книге "Императорский московский воспитательный дом. (1763–1813 – первые 50 лет в истории Научного центра здоровья детей РАМН)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.