» » » » Александр Баранов - Государственный научный институт охраны материнства и младенчества


Авторские права

Александр Баранов - Государственный научный институт охраны материнства и младенчества

Здесь можно купить и скачать "Александр Баранов - Государственный научный институт охраны материнства и младенчества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент ПедиатрЪc6020205-23f4-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Баранов - Государственный научный институт охраны материнства и младенчества
Рейтинг:
Название:
Государственный научный институт охраны материнства и младенчества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-906332-11-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Государственный научный институт охраны материнства и младенчества"

Описание и краткое содержание "Государственный научный институт охраны материнства и младенчества" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена важнейшему этапу в 250-летней истории Научного центра здоровья детей РАМН – периоду организации и функционирования Государственного научного института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ), созданного в 1922 г. путем слияния Дома охраны младенца и Института акушерства. ГНИОММ стал первым государственным научным учреждением педиатрического профиля в России. В монографии освещены предпосылки создания Института, показаны штатные и структурные изменения в процессе его функционирования, основные направления научной, практической и педагогической деятельности, роль руководителей клинических, лабораторно-диагностических и научно-вспомогательных подразделений учреждения, отражена их работа в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Представленные в книге данные основаны на результатах изучения архивных документов, а также статей из медицинских журналов, научных сборников.

Книга предназначена для врачей, а также широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной педиатрии.






2.4. Центральный научно-исследовательский институт ОММ

Согласно результатам изучения архивных документов, первое десятилетие своей деятельности Институт ОММ в Москве назывался ГНИОММ. В июле 1932 г. в упомянутом выше приказе Наркомздрава РСФСР об изменении структуры институт упоминается как Центральный научный институт ОММ. В приказе Наркомздрава РСФСР от 4 сентября 1935 г. принято «Положение о государственных центральных и периферических институтах», согласно которому «центральным НИИ следует принять на себя методическое руководство научно-исследовательской работой соответствующих институтов, оказывая им содействие: консультациями, отправкой на места обслуживания, снабжением информацией, организацией периодических всероссийских совещаний. Методическое руководство ограничивается исключительно областью научно-исследовательской работы. Во всей остальной деятельности периферические НИИ сохраняют полную автономию»[18]. В список центральных НИИ НКЗ РСФСР вошел и Институт ОММ им. В. П. Лебедевой, поскольку осуществлял главное в СССР методическое руководство работой организованных на периферии ряда институтов ОММ. В других исторических материалах Институт ОММ также упоминается как Центральный, в частности в годовом отчете Ф. И. Зборовской за 1933/34 гг. К сожалению, приказа о переименовании пока в архиве найти не удалось.

В 1940 г. ЦНИИОММ преобразовали в Институт педиатрии.

Таким образом, Институт ОММ функционировал с 1922 по 1940 г. В период его деятельности в зависимости от требований времени, ситуации в здравоохранении, целей и задач изменялись его название, структура, управление и штат.

Глава 3

Деятельность Института ОММ

Благодаря масштабной подготовительной организационной работе, развитию лабораторной службы и других научно-вспомогательных учреждений, устройству клинических отделений, тщательному подбору медперсонала в Институте начали выполнять намеченные цели, проводить большую научную, практическую и педагогическую работу. При этом следует отметить, что «функция обслуживания населения перешла целиком в учреждения Мосздрава», а клиники, амбулатории и консультации Института стали профилактическими и лечебными учреждениями, «поскольку это необходимо для научной работы и преподавания»[19].

Однако работа Института была сопряжена с трудностями, так как он помещался в старых зданиях Императорского Московского воспитательного дома, построенных в 70–80‑е годы XVIII столетия. В 20‑е годы XX века эти здания не соответствовали «требованиям гигиены в смысле вентиляции, освещения, отопления, не говоря уже о неудобствах размещения отделений», – писал в своем годовом отчете за 1926/27 г. директор ГНИОММ Г. Н. Сперанский. Он указывал на неблагоприятные для Института обстоятельства, при которых «ветхость зданий заставляет тратить большую сумму на ремонты, и все-таки здания дают трещины и провалы, которые принуждают закрывать часть отделений. Разбросанность отделений и лабораторий заставляет работников Института затрачивать массу лишней энергии, затрудняет наблюдение и влечет за собой расходы по содержанию отдельных лабораторий и отделений, необходимых для непосредственной работы по исследованию детей. Палаты для женщин и детей являются достаточными, но вентиляция, освещение, отсутствие веранд и вспомогательных помещений для научно-исследовательской работы и помещений, связанных с педагогической работой, большим количеством врачей, в особенности в лабораториях Института, совершенно не соответствуют запросам… Отсутствие соответствующих помещений для подопытных животных не дает возможности поставить экспериментальную работу в тех размерах, которые требуются задачами Института и разрабатываемыми в нем вопросами. Что касается оборудования отделений, научных кабинетов и лабораторий Института, то оно является удовлетворяющим для текущей работы требованиям, но необходимы постоянные исправления и пополнения новыми приборами за счет отпускаемых на это средств. Нередко планомерной работе института мешает затруднительное сношение с заграницей»[20].


Потребовалось еще много времени, чтобы, сокращая одни отделения, расширяя другие, создавая новые, производя внутреннюю перестройку, Институт смог полноценно функционировать.

Работа Института включала в себя лечебно-профилактическую, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность.

На заседании коллегии НКЗ 6 июня 1928 г. с докладом о научной и педагогической работе ГНИОММ выступал профессор Г. Н. Сперанский. Было признано, что Институтом выполняется важная и разносторонняя работа по изучению женщины и ребенка раннего возраста, физиологии и патологии беременности и родов, послеродового периода, а также по выявлению причин неустойчивости детского организма. Было отмечено, что успешно проводится научно-практическая работа по вопросам консультации женщин, профилактике беременности, противозачаточным средствам, рационального вскармливания ребенка, его гигиены, борьбы с острыми и хроническими инфекциями, а также воспитания ребенка раннего возраста. На коллегии подчеркивалось, что сотрудниками Института проводится большая педагогическая работа по подготовке и специализации врачей по ОММ как стажеров, так и командированных с мест, а также по подготовке среднего медперсонала, включая акушерок и сестер ОММ [12].

3.1. Основные направления научно-практической деятельности института

В первые годы существования научная работа Института, проводившаяся согласно плану, вырабатываемому Советом учреждения под руководством директора и научной комиссии, касалась различных вопросов физиологии и патологии раннего детского возраста, гигиены родов и послеродового периода. Результаты работы докладывались на научных конференциях врачей женских и детских отделений, на Обществе детских врачей, Акушерско-гинекологическом обществе, на съездах специалистов. Научные работы печатались в «Журнале по изучению раннего детского возраста», а также в других советских и иностранных журналах. В общей сложности в течение двух лет врачами было выполнено более 60 работ.

3.1.1. Работа отделений

В основу работы всех отделений Института было положено изучение возрастных особенностей детского организма и его реактивности. Большое внимание уделялось сохранению жизни и выхаживанию новорожденных и недоношенных детей. В Институте развернули два физиологических отделения, люэтическое, санаторное для ослабленных детей и больных туберкулезом и другие, где проводилась лечебная и научная работа.

С целью эффективного изучения физиологии ребенка раннего возраста, его развития, рационального вскармливания и воспитания были организованы I и II физиологические отделения, руководителями которых являлись, соответственно, профессора Р. О. Лунц и А. И. Доброхотова. Возраст подавляющей части поступавших в отделение младенцев составлял от двух недель до одного месяца (табл. 1). По данным отчета I физиологического отделения, время пребывания в отделении каждого ребенка варьировало от 2 недель до 1,5–2 лет, в среднем 4 месяца. Всего через отделение проходило за год около 80 младенцев.


Таблица 1. Возрастной состав детей в физиологических отделениях в 1928–1929 гг. [21]


Несмотря на то обстоятельство, что дети, поступавшие в физиологические отделения, считались здоровыми, однако из-за скученности часто страдали от перекрестной инфекции. В результате проводимых мероприятий большая скученность детей сменилась нормальным наполнением отделений, улучшились условия пребывания в отделении, гигиенический уход за детьми, качество питания; изменился характер протекавших инфекций; стали изживаться явления госпитализма, а «из этих факторов складывалось большее или меньшее благополучие детей и всего отделения»[22]. Кроме того, увеличилось количество медперсонала: если в 1922/23 гг. на одну медсестру приходилось по 20 детей, на 1 врача – 40–50 пациентов, то в 1926/27 гг. нагрузка на средний медперсонал уменьшилась в 3 раза, на врачей-ординаторов – в 6–7 раз [13].

Благодаря этим обстоятельствам значительно уменьшилась летальность среди детей. Так, если в 1922/23 гг. в I физиологическом отделении она составляла около 49 %, то в 1927/28 гг. – не превышала 4 % [14].

Во II физиологическом отделении в течение пяти лет летальность детей до одного года снизилась в 5,5 раз [14]. Динамика летальности детей представлена на рис. 5.

В структуре смертности детей преобладали острые и хронические расстройства питания (43 %), сепсис (38 %) и пневмонии (11 %), среди прочих заболеваний (8 %) – милиарный туберкулез, менингит, тяжелый грипп с диспепсией.



Примечание. * – по Доброхотова А. И. Пятилетний опыт II физиологического отделения ГНИОММ. Журнал по изучению раннего детского возраста. Москва: Госмедиздательство. 1928; VIII (3): 212–222.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Государственный научный институт охраны материнства и младенчества"

Книги похожие на "Государственный научный институт охраны материнства и младенчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Баранов

Александр Баранов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Баранов - Государственный научный институт охраны материнства и младенчества"

Отзывы читателей о книге "Государственный научный институт охраны материнства и младенчества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.